Кайзер Карл
В отличие от множества других люксовых модных брендов, которые перешли во владение конгломератов LVMH или Kering, домом Chanel по сей день владеет и управляет одна семья — Вертхаймеры, чей предок Пьер был бизнес-партнёром Коко с 1920-х.
В 1983 году Ален Вертхаймер переманил из Chloè состоявшегося дизайнера Карла Отто Лагерфельда и выдал ему карт-бланш на любые изменения, которые смогли бы оживить дом. Тот стал креативным директором Chanel и проработал на этой позиции до своей смерти в 2019-м.
Немца Лагерфельда за его мощное влияние на мир моды называли Кайзер Карл, и он так же, как и Габриэль, сумел создать из своей жизни и личного стиля легенду.
Автопортрет Карла Лагерфельда, 2018 год. Он был не только дизайнером одежды, но и фотографом, художником и страстным коллекционером книгИзображение: Chanel
В период «правления» Лагерфельда дом Chanel стал суперуспешным бизнесом и самым желанным модным брендом в мире. В дизайне он одновременно интегрировал все коды, которые оставила в наследие Коко, и омолодил визуальный стиль дома. Бренд стал больше ориентироваться на девушек из США и Азии, но при этом не потерял «историческую» аудиторию зрелых европеек и американок, для которых Chanel остался идеальной «аристократической униформой».
Лагерфельд привнёс в кутюрный Chanel юмор. Слева серьги в виде птичьих клеток, справа сумка в виде корзины для покупок: византийское золото и цепи — это одни из основных визуальных кодов домаФото: Farfetch / Farfetch
В 2002 году Chanel выпустил аромат Chance. В 2007-м вышел первый фланкер Chance Eau Fraiche, в 2010-м второй, Chance Eau Tendre, в 2015-м ещё один — Chance Eau Vive. Эта парфюмерная линейка долго была в топ-1 по продажам в миреФото: Для управления магазинами — финансовыми документами, архитектурными планами — у Chanel есть цифровой инструмент под названием The Boutique ToolCaroline Defrance / Behance
После Лагерфельда креативным директором дома стала Виржини Виар, которая проработала рядом с Карлом 30 лет. Она продолжила перерабатывать и развивать легендаризированное наследие Коко.
В 2023 году Metropolitan Museum of Art провёл масштабную ретроспективную выставку «Карл Лагерфельд: линия красоты». Экспозицию спроектировал знаменитый дизайнер Тадао Андо, а на балу Met Gala мировые звёзды были в винтажных нарядах от Chanel, которые демонстрировали знаковые черты дизайна этого модного дома.
Николь Кидман в платье Chanel. Оно знаменито само по себе: именно этот сказочный наряд был в рекламе Chanel N5, срежиссированный Базом ЛурманомФото: Taylor Hill / Getty Images
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
ТОП-5 интересных фактов
Список самых популярных и интересных:
- В интервью модельер никогда не называл точную дату своего рождения. Это были 1933, 1938, а последняя – 1935 год. Путаница произошла по вине его матери, которая указала неверные данные при заполнении документов. Карл узнал об этом только перед кончиной матери, когда она призналась в ошибке.
- Мать Лагерфельда в свое время разделяла взгляды нацистов Германии и принадлежала к НСДАП. Исследователи биографии модельера объясняют его нежеланием распространяться о прошлом в интервью по этой причине.
- Настоящая фамилия Карла – Лагерфельт. В 1960-х он изменил последнюю букву на более благозвучную «д».
- Кутюрье всегда надевал на руки митенки. Предполагают, что причина этому – утверждения его матери о том, что у него уродливые руки.
- Собранные в хвост волосы модельер начал носить с 1976 года.
Голливуд
В 1931 году Сэмюэль Голдвин пригласил Габриэль в Голливуд работать над костюмами для звёзд кино. У него была позиция: не скупиться на расходы и привлекать к производству фильмов его студии United Artists только лучших в своём деле. Целью, которую задали Мадемуазель, была перестройка костюмерных процессов в компании так, чтобы на экраны выходили фильмы с героинями, одетыми по последней парижской моде — то есть той, которую не видел ещё сам Париж.
Шанель создала ансамбли для актрис только в двух кинолентах. Её стиль не вписался в формат Голливуда: в кадре её одежда не изумляла великолепием.
Однако Грета Гарбо и Марлен Дитрих стали приватными клиентками модного дома.
Превью костюмов, которые Шанель создала для героини Глории Свенсон в фильме «Сегодня ночью или никогда»Изображение: Fashion History Museum
Карьера Шанель в Голливуде не сложилась, но бренд всё равно стал звёздным. Одной из самых громких «кампаний» для Chanel стала фраза Мерилин Монро: «Что я надеваю, ложась в постель?.. Несколько капель Chanel №5»Фото: Chanel
Тема коллекции Chanel весна-лето — 2021 — кино, Голливуд и всё, чем наполнена жизнь звёзд: вечеринки, вспышки камер, яркий блескИзображение: William Arcand / Roxanne Chagnon / Behance
Сомюр, Обазин и Мулен
Габриэль Бонёр Шазнель родилась в 1883 году в Сомюре, городе в долине Луары. Её родители были крайне бедны: мать работала прачкой в больнице, отец — бродячим торговцем. Они не присутствовали во время регистрации рождения дочери в муниципалитете, и в документах её фамилия была записана с «з» — ошибкой, которую никто не стал исправлять.
В возрасте 11 лет Габриэль с братьями и сёстрами остались без матери, и отец определил трёх дочерей в приют при аббатстве в Обазине. Им управляли католические монахини цистерцианского ордена — строгого, с культом аскезы и труда. Габриэль прожила здесь до совершеннолетия, получила основное образование и профессию — она выучилась шить.
Обазинское аббатство цистерцианцевИзображение: Babsy / Wikimedia Commons
Одеяния монахов-цистерцианцев — это белые туники с чёрными накидками-скапуляриями. Чёрный и белый — два основных цвета ChanelИзображение: Узор каменной кладки в аббатстве повторили в презентации показа Chanel в 2020-м, который была посвящён Обазину
После выпуска из приюта Габриэль поселилась в католическом пансионе в городе Мулен и стала вести более свободную жизнь: работала швеёй, выступала в кабаре перед военными из местного гарнизона. Она встретила состоятельного мужчину, офицера Этьена Бальсана, и переехала в его имение. Именно там Коко узнала, что означает богатая праздная жизнь и экстравагантность, которую позволяют деньги. Но главное, у Бальсана она познакомилась с тем, кого позже назовёт своей главной любовью, — английским аристократом Артуром Кэйпелом по прозвищу Бой.
Chanel Boy — одна из самых известных вещей бренда. Форма с прямыми углами, толстая цепь и нахлёст — это «мужественные» элементы дизайна, взятые из ременных сумок военных. Но при этом Chanel Boy считается одной из самых элегантных и женственных It BagsИзображение: Chanel
Артур Кэйпел был гонщиком и погиб в автокатастрофе
В коллекции Chanel Resort 2023 были представлены комбинезоны-робы, шлемы и другие аксессуары, которые напоминают об этом важном человеке в жизни Шанель и его главном увлеченииИзображение: Alina Kovban Retouch / Behance
Париж, Вандомская площадь, отель «Ритц»
В начале Второй мировой войны Габриэль закрыла свой модный дом — остался работать только бутик, где продолжали продавать аксессуары и N5. 4000 сотрудниц остались без работы, а Мадемуазель переехала жить в отель Ritz в пяти минутах пешком от дома 31 по улице Камбон.
В военные годы Шанель не занималась дизайном и в 1945 году уехала в Женеву, чтобы избежать обвинений в шпионаже в пользу Германии. «Власть» в мире парижской моды в это время перешла к кутюрье-мужчинам: Кристиану Диору, Кристобалю Баленсиаге, Роберу Пиге.
Возрождение модного дома произошло в 1954 году. Шанель, которой был уже 71 год, представила новую коллекцию, и её с восторгом приняли в США. Под брендом Chanel продолжили выходить вещи, которые моментально стали знаменитыми синонимами парижской элегантности: сумочка с ремнём-цепочкой, туфли-балетки с чёрным мысом. Дизайн этих объектов до сих пор копируют и переосмысливают тысячи производителей.
Коко у входа в бутик Chanel, 1962 годФото: Douglas Kirkland / Artsy
В доме Chanel на Рю Камбон есть легендарный элемент интерьера — лестница в зеркалах. При жизни Мадемуазель по ней эффектно выходили модели, представляя новые ансамбли. Этот образ до сих пор часто используют в рекламе ChanelФото: Chanel / Digital Light / Behance
До своей смерти 9 января 1971 года Габриэль жила в «Ритце».
12 самых впечатляющих показов Карла Лагерфельда
Карл Лагерфельд был известен созданием захватывающих шоу взлетно-посадочной полосы. После известий о его смерти, вот посмотрите на 12 лучших, включая отдых на Эйфелевой башне и фирменный супермаркет Chanel.
Дерзкий и часто противоречивый провидец, Лагерфельд известен своими ролями в качестве креативного директора в Chanel и Fendi.
Немецкий модельер начал работать в Fendi в 1965 году, а затем взял на себя управление в Chanel в 1983 году. Именно здесь он укрепил свою репутацию — каждый сезон видел, как он по-новому интерпретирует знаменитый твид модного дома, в то время как презентации на подиуме стали с каждым годом все более и более щедрым.
Вот 12 выставок, где декорации были особенно запоминающимися:
Métiers d’Art 2018/19
Для коллекции Chanel Métiers d’art Chanel 2018/19 гг. Лагерфельд отправил макеты вокруг храма Дендура — древнеегипетского памятника, построенного в 10 г. до н.э.
Весна лето 2012
Белоснежные белые морские дна с огромными раковинами и морскими водорослями, представленные в коллекции весна-лето 2012, в которой модели спускались по подиуму в кремовых одеждах к саундтреку Флоренции и Машины, выступали вживую на сцене, похожей на раковину.
Весна лето 2017
Центр обработки данных послужил фоном для этого футуристического шоу в Grand Palais в Париже, которое включало модели, одетые в глянцевых белых роботов, и сумки с мигающими светодиодными дисплеями.
Весна лето 2019
Для своего последнего (и финального) показа кутюр Лагерфельд воссоздал загородный дом Villa Chanel, снова в Большом дворце в Париже, в комплекте с роскошными прудами, пальмами, формальной травой и топиарием.
Осень зима 2018/19
Для своей коллекции осень-зима 2018/19 Шанель превратила Большой дворец в заколдованный лес. Модели вышли из зеркальной кабины на осеннюю взлетно-посадочную полосу из опавших листьев и голых деревьев.
Весна лето 2017
Зеркальная комната послужила фоном для этого шоу от Chanel couture, которое включало высокие стеклянные вазы с элегантными каллами.
Осень Зима 2014/15
Лагерфельд превратил Grand Palais в торговый центр Chanel, где модели проходили по проходам, заполненным товарами бренда Chanel.
Осень зима 2017/18
В этом невероятном подвиге декораций Лагерфельд воссоздал самую культовую архитектурную достопримечательность Парижа в залах парижского Большого дворца, которую он усеял уличными стульями для собравшейся аудитории.
Métiers d’Art 2015/16
В этой забавной игре слов и локаций Лагерфельд воссоздает территорию, прилегающую к парижской станции метро Rome в театре 5, в Cinecittà Studios в итальянской столице.
Весна лето 2015
В этом метафизическом шоу, посвященном взлетно-посадочной полосе, модели прогуливались по воссозданной парижской улице в Гранд Пале и закрывались моделями, участвовавшими в феминистском вдохновении.
Осень зима 2010/11
Задолго до того, как Олафур Элиассон установил ледники на полпути по всему земному шару, Лагерфельд перевез 240 тонн льда из Скандинавии в Гранд Пале для этого показа на взлетно-посадочной полосе, вдохновленного Арктикой.
Довиль, Биарриц и Париж
Ещё в поместье Бальсана Шанель начала изготавливать шляпки и наряды собственного дизайна, в том числе переделывая мужскую одежду. В 1910 году она открыла собственное шляпное ателье в центре Парижа, а в 1912-м — бутик в курортном Довиле.
Там она стала продавать спортивные костюмы из джерси, и это постепенно привело к радикальным изменениям в моде и в отношении женщин к своему телу и движению. До Шанель из джерси шили только мужское нательное бельё, а она из этой мягкой ткани создала новые силуэты и модели, в которых женщины могли быстро одеваться, свободно двигаться и много гулять.
Габриэль Шанель у входа в бутик Chanel в Довиле, 1913 годИзображение: Chanel
Маленькое чёрное платье из шерстяного джерсиФото: The New York Historical Society / The Metropolitan Museum of Art
Позже, в 1915-м, Габриэль наймёт 300 сотрудников и откроет кутюрный дом в фешенебельном Биаррице. Ещё через три года займёт дом 31 по улице Рю Камбон в Париже, и этот адрес станет главным, неизменным и легендарным для бренда Chanel.
В 1920-х Габриэль ввела в моду загар. До этого одним из достоинств женщины считалась аристократическая бледность кожи. В наши дни показы круизных коллекций Chanel — одни из главных событий в мире fashion, а каждая летняя коллекция декоративной косметики и пудры-бронзанты лимитированного выпуска вызывают ажиотаж среди бьютиголиковИзображение: Chanel / chanel.com
Масштабные декорации для показа Chanel в 2008 году: точная копия фасада дома по адресу 31, Rue Cambon, ParisИзображение: Atelier Devineau
Карьерные вехи
Молодой дизайнер изобретал откровенные вещи, неведомые публике, поэтому она холодно воспринимала подобную раскованность в стиле. 1958 год ознаменовался для Карла началом управления Jean Patou. Спустя 5 лет модельер отправился в Рим: он заинтересовался доскональным изучением истории искусства, знания которой позволили бы ему создавать оригинальные коллекции.
Уникальность модельера состояла в умении находить решения для конкурирующих между собой модных домов. В середине 60-х он сотрудничал одновременно с:
- Chloe;
- Fendi;
- Krizia;
- Charles Jourdan.
В их коллекции дизайнер привносил свою изюминку. Так, в Chloe появились камзолы с уникальным кроем и одежда из полупрозрачных тканей. Стараниями Лагерфельда Fendi стал известным брендом среди мировых звезд: легкие меховые изделия предпочитали Джина Лоллобриджида, Грейс Джонс и Катрин Денев. В 1971 Карл работал на должности креативного директора Chanel. На то время модный дом утратил свои позиции среди конкурентов, но Лагерфельд спас его, наделив коллекции оригинальностью.
Начало 90-х ознаменовалось выходом новой коллекции Карла Лагерфельда и сотрудничеством с Клаудией Шиффер. С 1992 по 1997 гг. кутюрье возглавлял Chloe, пока должность не заняла Стелла МакКартни.
В 2000-х мир моды узнал о еще одном бренде – Lagerfeld Gallery. До 2010-х легендарный кутюрье изобретал концертные наряды для Кайли Миноуг и Мадонны. Карлу было за 60, но его отличала удивительная энергичность: он основал еще один собственный бренд – K by Karl Lagerfeld. Вклад в развитие мирового искусства и культуры не остался незамеченным. В 2010 году дизайнера наградили Орденом Почетного легиона.
В 2015-м Лагерфельд выпустил собственную короткометражку о Коко Шанель. Мир увидел новую коллекцию кутюрье. Карл пошел дальше: он запустил выпуск обручальных колец вместе с Frederick Goldman.
Нестандартное мышление и оригинальный подход, присущие Лагерфельду, проявились в его коллаборациях с:
- Маркой Puma. Сотрудничество состоялось осенью 2018 года к 50-летию знаменитых кроссовок Puma Suede. Коллекция Карла включала 13 образцов мужской и женской одежды: кепок, рюкзаков, худи, спортивных брюк, футболок. Лагерфельд разработал дизайн для 2 пар кроссовок.
- Лондонским художником Йони Альтером – мастером создания фотопринтов. Принты украсили платья, шорты, рубашки и футболки, а также аксессуары в стиле сафари.
- Стилистом Карин Ройтфельд. Результатом коллаборации стало появление коллекции с прозрачными блузками и юбками-карандашами.
- Косметическим брендом L’Oreal Paris.
- Производителем брендовых столовых приборов Christofle.
N5 и Bel Respiro
В 1921 году вышел парфюм Chanel N5. Вокруг этого факта с самого начала стали рождаться легенды — и о композиции, созданной эмигрантом из России Эрнестом Бо, и о флаконе, форма которого, вероятно, отсылала к графину виски или бутылочкам с одеколонами Боя.
«Номер пять» до сих пор — один из самых известных ароматов в мире.
На основе знаковой формы впоследствии создавали бутылочки для других ароматов Chanel. Но в их контурах всё равно легко угадать первый флаконСкриншот: сайт Chanel / Skillbox Media
1920-е и 1930-е можно назвать русскими десятилетиями Шанель. Её близкими друзьями в это время стали талантливые эмигранты — Игорь Стравинский, Дягилев и Лифарь, Вацлав Нижинский, великий князь Дмитрий Павлович. Сложную вышивку для её модного дома выполняла великая княгиня Мария Романова. Стравинский с семьёй даже жил у Шанель — в её поместье «Бэль Респиро» в пригороде Парижа.
Тесная связь с балетмейстерами, художниками и аристократами из России повлияла на работу Шанель. В 1927 году по её заказу Эрнест Бо создал парфюм Cuir de Russie, а она разрабатывала сценические костюмы для постановок Ballets Russes. Русская, точнее, византийская эстетика стала ещё одним визуальным кодом дома Chanel.
Танцовщики Ballets Russes в костюмах от Коко Шанель для танцевальной оперетты Le Train Bleu в ЛондонеФото: Sasha / Hulton Archive / Getty Images
Накидка-кейп Chanel из кашемира с отделкой из меха ягнёнка и пуговицами-медальонами с двуглавым орломФото: 1sDibs
Предметы из коллекции Chanel Paris — Moscou, 2009 годФото: Kapel’s / 1stDibs /
В 2006 году в коллекции эксклюзивных ароматов вышла парфюмированная вода Bel RespiroИзображение: Chanel
В эти же годы Габриэль стала другом и музой многих знаменитых представителей артистических кругов — Жана Кокто и Пикассо, Сальвадора Дали и Лучино Висконти.
Картины и пространство бутика, оформленное будто галерея, — это визуальная отсылка к тесной связи Шанель с миром авангардного искусстваИзображение: Thư Huỳnh / Behance