Африканская мода: платье в викторианском стиле
Но в дело вмешались миссионеры. Они обучали мужчин-гереро строительству, ведению сельского хозяйства, а женщин их супруги обучали основам домоводства. Из аборигенов получались толковые работники в домах и на землях немецких поселенцев.
Однако все портил внешний вид. Особенно почему-то не нравился миссионерским женам вид дам гереро, что наносили визиты в пасторский дом топлесс. И началась активная просветительская работа с целью прикрыть одеждой нагие тела простодушных детей природы. А что для этого могло быть лучше, чем собственный пример?
Сами фрау, без сомнения, выглядели самым достойным образом: правильно и скромно, но следуя стилю уважаемых дам Ганновера и Дрездена. Одежда покрывает все тело, кроме кистей рук. Длина в пол, чтобы закрывать ноги. Открытые лодыжки — на грани фола. Рукава-буф, пышно присобранные у плеча. Юбки — оборки, струящиеся силуэты.
Сначала они были объемные, на кринолинах, но концу века согласно моде, стали более узкими и с турнюрами. На голове шляпка, в руках зонтик, на шейке — платок из легкой ткани. Это фасоны той моды, которая получила название викторианской.
Жены колонистов, приехавших сюда позже — в начале 1900 годов также явили отличный пример для подражания. И — удалось! Сначала как белые леди оделись дамы нескольких видных семей гереро, а за ними медленно последовали и другие женщины племени. Вот только неизменный атрибут викторианской моды — корсет — у них не прижился.
Постепенно у женщин гереро сложился новый имидж, который так характерно выделяет их из толпы. Начавший свое существование в колониальные времена и основанный на викторианских женских модах, их наряд стал традиционным.
Украшение из монет
Несколько лет назад многие дизайнеры оценили красоту и уникальность монисто и сделали его основным украшением в своих показах. Вслед за ведущими дизайнерами бренды масс-маркета также добавили в свои коллекции разнообразные монисто. Это древнейшее украшение из Африки когда-то указывало на статус обладательницы: чем больше монет было на монисто, тем богаче считалась женщина.
Фото: Vogue Runway, Dolce & Gabbana весна-лето 2019
Все эти тренды нашли отражение в новой круизной коллекции Dior Cruise 2020, которая практически полностью посвящена культуре Африки. В коллекции подчеркнута неразрывная связь локальных африканских образов и глобальной моды. Это заметно и по этническим рисункам на тканях, выполненных в традиционной африканской технике, и по ритмичным орнаментам с акцентом на местную флору.
Фото: Vogue Runway, Christian Dior 2020
Фото: www.dior.com
Roots in Tradition:
A. Diverse Cultural Heritage: African fashion is diverse because of the continent’s many civilizations, each of which has its own customs, fabrics, and fashion sense. Tradition has always been reflected in clothing, from the vivid and colorful textiles of West Africa to the exquisite beading of East Africa.
B. Traditional Fabrics: Ankara, mud cloth, and kente are examples of traditional African textiles that have a specific position in African fashion. These textiles are more than just decorations; they are woven narratives that narrate tales of ancestry, festivities, and social relationships.
C. Handcrafted Techniques: A major component of traditional African dress is handicrafting. Beadwork, batik, tie-dye, and weaving are among the crafts that are handed down through the centuries and represent timeless cultural customs.
Versace
Изображение: Versace / Ratti
Бренд Versace появился в 1978 году в Италии и стал известен благодаря дерзким и экстравагантным платьям с высокими разрезами, глубокими декольте и короткими юбками. Молодой модельер Джанни Версаче вырос на юге Италии, в Калабрии, некогда заселённой древними греками. Именно история этих мест и увлечение Древней Грецией в юности вдохновили его изобразить на своём логотипе Медузу горгону и сделать античные мотивы обязательной частью коллекций.
Уже к середине девяностых Джанни Версаче был не просто известен, а стал создавать образы для Майкла Джексона, Элтона Джона, Мадонны и Шер, работал с принцессой Дианой Уэльской и принцессой Монако.
Помимо узнаваемого кроя, Versace всегда привлекал внимание своими яркими принтами. Барочные завитки и греческие меандры присутствовали практически в каждой коллекции Джанни Версачи, часто — одновременно
Это порождало эклектику, свойственную всему модному дому. Версаче дал миру свой взгляд на итальянскую художественную традицию, где на смену ангелам и херувимам в золотых рамах пришла роскошь массивных колье, которые дополняли шкуры леопарда, буйство тропических орнаментов и всё это обязательно обрамлённое золотыми волютами и каймой.
Весенняя коллекция прет-а-порте, 1992Фото: Versace / 1stdibs.com
15 июля 1997 года Джанни Версаче был убит на пороге своего особняка, и управление модным домой перешло к его сестре Донателле. Став креативной директоркой, она продолжила дело брата, и сохранив стилистику коллекций, и расширив возможности бренда.
Изначально классический греческий ключ использовался только в логотипе модного дома (узор окружает голову Медузы Ронданини), затем меандры в разных вариациях стали добавлять на шелковые платки в качестве окантовки, комбинируя их с барочными золотыми завитками. Но со временем узору, заключённому в эти рамки, стало тесно.
Показ коллекции Versace осень-зима 2015 г.Фото: Catwalking / Getty Images
Первые эксперименты по расширению возможностей узора проводил ещё сам Джанни в начале девяностых, когда Хелена Кристенсен демонстрировала жакет, по рукавам и бортам которого были пущены геометрические спирали. Донателла Версаче также использовала этот приём — например, когда в 2015 году выпустила прет-а-порте-коллекцию, где узор занял всё пространство платьев, брюк и пиджаков.
В прошлом году в рамках зимней коллекции бренд представил узор La Greca — трёхмерную оптическую иллюзию, напоминающую лабиринт. Новый паттерн — это отсылка к оригинальному брендингу Джанни Версаче, где основой визуализации был меандр. Новый геометрический паттерн повторяет классический узор дома Versace, но теперь он трёхмерный и стоит под наклоном. В этом подходе и содержится главный посыл: бренд меняется и движется вперёд, но не отказывается от исконной стилистики, заложенной ещё его основателем.
The rise of African fashion
In the past few years, there has been a steady outpouring of creative talent from across the continent from photographers, furniture designers and fine artists, to jewellery and fashion designers. The continent has a burgeoning homegrown creative industry showcasing the diversity and talent of the region.
African fashion is riding a wave of creative output and recognition, gaining global press and an international clientele, this time with creative autonomy, after being ignored and copied for decades. It is riding a wave of hyper awareness of cultural appropriation and casual racial inappropriateness, which reached an all-time high in 2017. H&M’s «Coolest Monkey in the Jungle» hoodie and Prada’s Pradamalia blackface keychain are recent examples.
The current wave of African artists is punctuated by creative inspiration that is simply not possible in the West. La Sape is properly known as les Societe des Ambianceurs et des Personnes Elegantes, or the Society of Tastemakers and Elegant People. Born in the poverty of the Congo, Les Sapeurs consider themselves to be the best-dressed and best-behaved gentlemen on the planet. They devote almost their entire income to purchasing fine clothing and accessories, believing they improve the morale of their neighbourhoods by setting an example of couture and courtesy.
Their adoption of the classic menswear suit symbolises a break with the country’s colonial past, when they were forced to wear Mao-style tunics. Sapologie today serves as both a political statement, as well as something close to a religion, inspiring creativity in all those fortunate enough to witness it.
Африканские тенденции в мужской одежде
Хотя на современных мужчинах гораздо реже, чем на женщинах, встречаются костюмы в этно-стиле, но и в их гардеробе можно найти уникальные вещи. Это могут быть рубашки, шорты, галстуки, пиджаки и куртки.
Мужская африканская мода — необычно и экстравагантно
Присутствует и бижутерия. Рисунок ткани и отделка в мужском костюме гораздо скромнее, чем в женском, а цвета более приглушенные. Но несмотря на это африканские мотивы не менее эффектно передают этническое настроение, мужественность и самобытность сильному полу.
Мужской африканский стиль «фьюжн»
Дизайнеры в мужском этническом костюме для правильного восприятия расставили следующие акценты:
- оттенки бежевого – от песочного и кофейного, до пепельного, хаки и оливкового, как основа для африканских мотивов;
- лазурно-синий – оттенок, подчеркивающий мужественность, загар, а также этот цвет сочетается с большинством насыщенных цветов;
- белая классика – наполняет образ свежестью и облегчает восприятие других тонов, разбавляя их;
- насыщенный красный как цвет изображений на основной ткани;
- солнечный желтый – придает завершенность мотивам рисунка, расставляя яркие пятна, завершающие его восприятие в целом;
- также используются такие цвета, как травянисто-зеленый, фиолетовый, оранжевый, салатовый, розовый, омаровый, бирюза, голубой и глубокий черный.
В повседневной жизни не каждый мужчина будет использовать африканские мотивы в одежде, но и для мужчин в брючных костюмах официальность дизайнеры разбавляют орнаментами на пиджаках, стильными галстуками, мелким рисунком на рубашках.
Современные творческие мужчины выбирают сдержанный африканский стиль
Афро-образ от косичек до сандалий
При создании завершенного этно-образа, следует определиться в направлении стиля, ведь в разных районах Африки присутствуют огромные различия в костюме.
Современная африканская мода заимствует многое из своих традиций, но принимает во внимание мировые тренды с подиума
- Изучите традиции выбранного региона и подберите те материалы, которые наиболее точно их отражают. Например, шкуру леопарда можно заменить тканью с аналогичным узором.
- Отметьте для себя что и как носят жители. Предпочитают ли они накидки, или набедренные повязки.
- Классическим вариантом афро-прически являются косички, дреды и мелкие кудряшки. Также на голову можно намотать яркий отрез ткани в виде тюрбана.
- На руки – браслеты и фенечки, в уши – крупные дизайнерские серьги в виде клыков, костей, перьев животных и птиц. На шею – несколько ниток ярких крупных бус или колье в виде спаянных колец.
- Для вечеринок – украсьте тело абстрактными рисунками в ярких красках.
- Обувь – плоская. Это могут быть босоножки и сандалии из кожи с обилием ремешков, бахромы, отделки бисером и бусинами.
Африканская одежда и ее мотивы отлично вписались в современной мировой моде
Путешественник, которому доведется увидеть жителей племени гереро
, может подумать, что он ненароком очутился в некой параллельной реальности, где время идет вспять. При виде мужчин в военных костюмах эпохи Первой мировой и женщин в бальных платьях, которые живут в домах-мазанках посреди пустыни Калахари, трудно не растеряться: уж слишком сюрреалистичная картина. Скажете, так не бывает? На самом деле при посещении диких африканских племен есть, чему удивиться!
Мода в Австралии и Океании
Мода в Австралии и Океании является важной и уникальной составляющей культуры этого региона. Сочетание влияний аборигенной традиции, западного стиля и современных трендов создают удивительное разнообразие в австралийской и океанийской моде
Здесь можно найти смелые и яркие коллекции одежды с использованием местных материалов, прекрасно смешанные с классическими стилями. Развиваясь в условиях уникальной природы и живописного окружения, модные тренды в Австралии и Океании отличаются особой свежестью и легкостью. Они вдохновляются природными оттенками и текстурами, а также отражают местные традиции и культурные ценности
Благодаря своей уникальности и неповторимости, мода в Австралии и Океании привлекает внимание не только местных жителей, но и мирового сообщества моды, которое стремится открыть новые грани и вдохновиться этим уникальным стилем
Ставки на Африку: оппортунистическая политика европейских домов
«Меня недавно спросили:« А что такое африканский стиль? » Отвечаю, что нет! », Со своей стороны утверждает в интервью Уче Пезар, основатель Luxury Connect Africa. Девушка вспоминает, что «в Африке существует более 4 обычаев, и именно это культурное наследие необходимо выделять». Немногие роскошные дома сегодня имеют настоящее афро-политическое видение моды. Возможно, потому, что именно европейские создатели пытаются присвоить африканские маркеры, а африканские создатели по-прежнему редко обращаются к ним. «Компании не хотят ценить Африку. Для них это оппортунизм », — сожалеет Хабиб Бабиндамана, который запускает свой люксовый бренд Kibirka в начале следующего учебного года. У африканских дизайнеров, однако, есть аргументы: они знают свои традиции и отказываются от любого культурного присвоения, которое можно отнести к европейской индустрии роскоши. От Александра Амосу, британско-нигерийского дизайнера до Сатты Маттури, родом из Сьерра-Леоне, через Габонца Доминика Сиби, африканские дизайнеры добились своего успеха в последние годы, но им сложно конкурировать с брендами, которые существуют десятилетиями.
Что привело к восстанию племен
Уже несомненно, что история живет в платье женщин-гереро. Но это еще не все. Вряд ли кто полагает, что в Намибии взаимоотношения двух рас — белых пришельцев и черных аборигенов — складывались идиллически.
Когда сюда только пришли выходцы из Германии, местное население по своему составу было весьма пестрым, но точных данных о численности этносов нет. Только в 1907 году, когда восстание племен нама и гереро было подавлено, немецкие власти провели перепись населения, ставшую первой в истории страны. Численность основных групп племен до восстания специалистами оценивается примерно такими цифрами:
Гереро | 80 тыс. чел. |
Овамбо | 60 тыс.чел. |
Дамара | 35 тыс.чел. |
Нама | 25 тыс. чел. |
Германские колонизаторы были не лучше и не хуже английских, голландских, французских и всех прочих. Они обманывали и грабили все племена без исключения, когда удавалось, ссорили их между собой, следуя правилу «разделяй и властвуй». Разумеется, речи не было ни о каком юридическом равноправии колонизаторов и чернокожих подданных Рейха.
Общепринятое отношение к темнокожему населению наглядно отражают слова одного из офицеров колониальных сил Германской империи: «Негры – ужасные существа. Хищные звери, добиться уважения которых можно только плеткой. Они предназначены служить европейцам».
Новый XX век принес племени гереро беду: из-за сильнейшей засухи они лишились своих стад, а, следовательно, средств к существованию. Это вынудило их массово идти батрачить на фермы немецких колонистов. Тем самым гордые и воинственные туземцы лишились былой кочевой свободы. Но их и без того нелегкую жизнь, белые поселенцы сумели сделать абсолютно невыносимой. Недовольство накапливалось. Скоро отношения в колонии накалились до крайности, так, что в воздухе буквально проскакивали электрические искры.
Dior
Паттерн DiorФото: Dior
Французский модный дом Dior, подаривший миру элегантный стиль New Look, был основан в 1946 году. Уже через год при поддержке Марселя Буссака, считавшегося в то время самым богатым человеком во Франции, Кристиан Диор выступил в Париже со своей первой коллекцией одежды и быстро получил признание в светских кругах. В течение первых семи лет бренд открыл свои бутики в США, Англии, Канаде, Мексике и даже на Кубе.
После смерти Диора главным дизайнером компании стал Ив Сен-Лоран, которого вскоре призвали на военную службу, и потому его место занял Марк Боан. Он проработал на компанию почти 30 лет. Именно Марк Боан и создал знаменитый Dior Oblique Pattern в 1967 году. Узор повторяет логотип бренда и состоит из букв, переплетённых в диагональные линии.
Впервые Dior Oblique Pattern был представлен в коллекции весна-лето 1969 года. Его стали использовать для украшения сумок, чемоданов, им даже украсили ступени в бутике Dior Monsieur.
Модель Салли Фостел с аксессуарами Dior, 1969 годФото: Mirrorpix / Getty Images
В течение полувека Dior Oblique Pattern был частью элегантного и утончённого образа «девушки Dior», но использовался в основном на сумках. Однако в 1996 году в модный дом приходит новый креативный директор — Джон Гальяно, который в 2001 году в своей коллекции прет-а-порте покрыл паттерном почти прозрачные платья и лёгкие блузы, а также сделал паттерн частью коллекции уличной одежды.
Модель в полупрозрачном платье Dior на показе зимней коллекции — 2022Фото: Pierre Vauthey / Sygma / Getty Images
В 2004 году сумку Rasta Boston со светлым паттерном и яркими полосками появилась на рекламе с одной из самых популярных в то время моделей — Жизель Бюндхен. Рисунок повторялся не только на сумках в её руках, но также на пуховике, бельё и даже сноубордической доске. На дополнительных кадрах сессии видно, что её гольфы и обувь также имеют тот же принт.
Рекламная кампания Dior с Жизель Бюндхен, 2004 годФото: Nick Knight / Dior
Модельер Райф Симонс, сменивший Гальяно в 2012 году, отказался от чрезмерного использования логотипа в пользу минималистичного стиля. В его коллекциях с отсылкой к классическим моделям Dior элегантный крой и консервативные цветовые решения исключали использование пёстрого узора. Но такое спокойствие длилось недолго.
Уже через четыре года Oblique Pattern возвращается на подиумы благодаря появлению новой креативной директорки модного дома Марии Грации Кьюри. Тотал лук Рианны, собранный из брендированной одежды, расписные сумки-сёдла, коллаборация с Nike вернули значимость паттерну и на подиумах, и в повседневной носке.
Decolonising the curriculum still needed
The exhibition is a reminder that more documentation on African fashion is needed. “There hasn’t been a lot of information documented on African fashion for people to utilise, and not many people have had the opportunity to learn about African fashion,” says Frederica Brooksworth, executive director at the Council for International African Fashion Education (CIAFE). “With this exhibition, I do believe a lot of people’s minds will be open and their perception of African fashion will change. And I think we’re going to see a lot of institutions really understanding the purpose of decolonising the fashion curriculum.”
Unpicking the nuances of African fashion should come next, argues De Greef. The variety of fashion across the continent was not well explored. “More nuance and complexity is needed,” she says. “There’s still quite a bit of the tropes: some of the selections are still quite colourful and bright… But, what’s happening in Rwanda is not the same as what’s happening in Tanzania and it’s not the same as what’s happening in Mozambique.” Fashion around the continent varies and Greef argues that some of these garments go beyond the couture or streetwear box, and cannot easily be categorised.
The Influence of Colonization:
A. Impact on Traditional Attire: African fashion was significantly influenced by the colonial era. A blend of traditional and colonial costume resulted from the introduction of new textiles, styles, and dress standards brought forth by Western influences. African Americans began to express themselves via clothes differently at this time.
B. Introduction of Western Fabrics: During the colonial era, European fabrics like wax prints proliferated in African fashion. These textiles, though they came from elsewhere, were welcomed and transformed, becoming a distinctively African style that combined bright colors and traditional designs.
Международные модные тренды и их распространение по континентам
Мода является одним из самых динамических и быстро меняющихся индустрий в мире. Ежегодно появляются новые модные тенденции, которые впоследствии распространяются по всему миру. Многие знаковые тренды моды возникли на определенных континентах и затем экспортировались в другие регионы. Например, Европа часто считается колыбелью моды, где родились такие стильные движения, как хиппи, панки и мода на высокую моду. Азиатская мода, особенно южнокорейская и японская, известна своей инновационностью и эксцентричным стилем. В Соединенных Штатах Америки, модная индустрия сосредоточена в основном на показах мод и актуальных трендах, при этом имеются и свои уникальные стили, такие как широко признанная американская спортивная мода. В Африке мода стала выражением культурного наследия и демонстрацией богатства и традиций. Таким образом, изучение международных модных трендов и их распространения по континентам является ключевым аспектом понимания глобальной моды и ее влияния на нашу каждодневную жизнь.
Статьи автора «Нейро Sova.today» сформированы с помощью уникального ИИ-сервиса разработанного компанией ЮнионСофт с использованием нейронных сетей для автоматической генерации текста. Сервис aiBOT
Новости СМИ2
Takeaways
- Africa as a reference point in fashion and art
- Why African fashion is in the spotlight now
African Fashion History
For a long time, African fashion has been misconstrued as ‘tribal’ or ‘exotic’ and simplified to leopard skins and mud cloths. Many times, it is a point of reference. However, the source is never regarded as much as the derivative.
Africa is a large continent. As a result, the variation of the African fashion story that exists is influenced by a myriad of societies, and the status of individuals or groups within that community.
Photo Credit: Ceremonial Dress ‘bwaantshy’, Kuba King Zaire
Early Dress
The majority of Africans did not dress for warmth, due to warm climates of the continent. Loin cloths or aprons were sufficient for men, while women wore wraps around their waist or breasts.
The first forms of clothing were bark cloth, furs, skins and hides, and the rest of the body adorned with beautification marks and colour pigments. Males simply wrapped the bark cloth that passed between the legs over a belt. Similarly, women draped the cloth over the belt to hide the front of their bodies.
Garments communicated status or marked a ritual or passage of time as people moved from one state to another. According to some traditions, young women wore just skirts, and when they got married, they would wear full body wraps and cloaks.
Soon, Africans began using raffia to sew separate pieces of bark cloth together. In time, grass skirts were the rage. Likewise, they used accessories to adorn the uncovered parts of the body. This consisted of more intricate jewellery and headgear fashioned from seashells, bones, ostrich eggshell pieces and feathers. Fur, skins, bone, animal tails and hair, raffia, wood, grass, bells and pressed metal all contributed to a rich and embellished costume, used especially for ceremonial purposes.
Colours and patterns, created in printed and dyed cloth; woven fabric strips; and beaded attire distinguished one ethnic group from another. Tribes prided themselves on the quality of their hand-made cloth. They used techniques handed down generation by generation for centuries.
Trade Influence
Around the 15th century, shipping routes opened up between Europe, Africa, and the East. As a result, trade increased. Uncommon items arrived from far and wide. Africans coveted them and decorated local cloths with them. Beads, shells, and buttons were adopted on garments, either as an embellishment or used as the entire garment. For example in beaded aprons, capes, headbands and shoes.
Photo Credit: Traditional Kenyan Clothing
Gucci
Фото: Gucci
Модный дом Gucci начался с флорентийского магазина кожаных изделий и багажа, открытого в 1921 году Гуччио Гуччи. Клиентами этого магазина стали местные аристократы, увлекающиеся верховой ездой. Поэтому Гуччи в коллекциях воплощал идеи, взятые из конного спорта.
Мировая слава к Gucci пришла после того, как компанию возглавил Альдо Гуччи — старший сын основателя модного дома. После смерти отца он переехал в США и открыл несколько бутиков по всему миру. Также Альдо придумал знаменитую монограмму бренда Gucci — две буквы G, переплетённые между собой, — которая в дальнейшем стала символом бренда.
Первым фирменным паттерном модного дома считается ромбовидный Gucci Diamante (с итал. «бриллиант Гуччи»), появившийся ещё в середине 1930-х годов. Его использовали только для сумок, и за почти столетие он не изменил своего предназначения: сумки с Gucci Diamante отсылают к ретро и классике.
Паттерн Gucci DiamanteИзображение: Gucci
Однако самый узнаваемый паттерн — GG Canvas — был разработан во время Второй мировой войны. В связи с нехваткой кожи, которая подчистую уходила на пошив армейских сапог, Гуччи приходилось изготавливать дамские сумочки из парусины (на англ. «canvas»), на которую и наносился узор. GG Canvas изначально выглядел как соединённые тёмно-коричневые ромбы, напоминающие узор Diamant, но в центре пересечения линий теперь был выткан логотип GG.
Магазин Gucci, 1979 годФото: Thomas J O’Halloran / US News & World Report Magazine Photograph Collection / PhotoQues t/Getty Images
GG Canvas оставался неизменным многие годы, пока в 2006 году креативной директоркой модного дома не стала Фрида Джаннини. Она модифицировала узор, назвав новый рисунок Guccissima, что можно было бы перевести на русский как «Сверхгуччи». Позже появилась и его мини-версия под названием Microguccissima. Узоры Guccissima более компактны относительно GG Canvas и наносятся тиснением на кожаные вещи.
Кожаный клатч с паттерном GuccissimaФото: Gucci
Сегодня фирменный паттерн и его вариации используют не только на сумках: узор наносят и на одежду, и на аксессуары, и на обувь. Даже самый дорогой товар бренда, кожаный ремень с платиновой пряжкой и бриллиантами за 250 000 долларов, конечно же, имеет рисунок GG Canvas.
Паттерн GG Canvas на комплекте для спальни: покрывале, пижаме и домашней обувиФото: Tinseltown / Shutterstock
В этом году бренд посвятил GG Canvas целую рекламную кампанию A World in Blue GG Monogram, где все предметы вокруг моделей, включая автомобили, телефоны и стены, имеют только одну раскраску — синего паттерна Gucci. Ролик отсылает к 1970-м годам, когда модный дом выпустил несколько предметов линейки одежды Ophidia в синей расцветке.