Муковисцидоз в России
Муковисцидоз (кистозный фиброз) – редкое (орфанное) наследственное заболевание, при котором поражаются все органы, которые выделяют секреты (слизь). Ген заболевания был открыт в 1989 году. За эти годы в медицинской генетике произошел существенный прорыв. С 2008 года в России реализуется программа скрининга новорожденных, которая позволила выявлять муковисцидоз на ранней стадии. По данным регистра, который ведется Общероссийской общественной организацией «Всероссийская ассоциация для больных муковисцидозом», в 2018 году уже у 3000 человек увеличилась официальная продолжительность жизни.
Муковисцидоз – это не фатальный диагноз, а медицинское и социально-значимое заболевание. Несмотря на все усилия врачебного сообщества, из-за низкого материального обеспечения лечебных потребностей больных пациентам и их родителям остается только надеяться на понимание со стороны властей и на их непосредственное участие в решении существующих проблем
Обратить внимание общества на это заболевание призван I Форум медицинского сообщества и пациентских организаций «Объединим усилия в борьбе с муковисцидозом», который пройдет в Ярославле 14-15 ноября 2019 года
Неожиданный романтичный сюжет
Идея картины «Five Feet Apart» пришла режиссеру Джастину Больдони еще в 2012 году, когда он снимал фильм «Мои последние дни», это документальная лента о людях, которые смертельно больны, но не намерены сдаваться и хотят жить во что бы то ни стало.
Во время съемок сцены про людей с заболеванием муковисцидоз Джастин заметил Клэр Уайнленд, которая была вовсе не похожа на больную – девушка казалась жизнерадостной и полной сил. Это вдохновило Бальдони и он решил поинтересоваться, сочетается ли это заболевание с любовными отношениями.
Новости СМИ2
Это шокировало и растрогало режиссера, тогда он и решил снять фильм о такой истории.
В фильме «В метре друг от друга» зашкаливают мелодраматизм и натурализм
Смерть им к лицу
Для сериального актера Джастина Бальдони этот фильм – режиссерский дебют в полнометражном кино. Начинающий постановщик, до этого работавший в основном на телевидении и снявший несколько короткометражек, пошел по проторенной дорожке, выбрав один из самых выигрышных, читай – безопасных, для себя жанров. «В метре друг от друга» – классическая мелодрама в духе фильмов по романам Николаса Спаркса и подросткового хита «Виноваты звезды». Но все-таки с некоторыми оговорками – как ни парадоксально, в этом фильме и уровень той самой мелодраматичности, и одновременно уровень натуралистичности слегка превышают допустимые.
Стелла (Хейли Лу Ричардсон) почти всю жизнь провела в больнице. У нее – кистозный фиброз легких, также известный как муковисцидоз. Заболевание генетическое, лечение симптоматическое, а спасти может только пересадка легких – их девушка и ждет всю сознательную жизнь, горстями глотая таблетки и расхаживая с кислородным баллоном наперевес. В очередной раз вернувшись в знакомую палату после обострения, она знакомится с новым соседом и товарищем по несчастью – томным красавцем Уиллом (звезда нетфликсовского сериала «Ривердейл» Коул Спроус). Стелла помимо проблем с легким, страдает еще и ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), в связи с чем помешана на чистоте и порядке – все таблеточки разложены в нужном порядке, все процедуры строго по расписанию. Уилл, напротив, в каком-то смысле махнул на себя рукой, не верит в то, что ему поможет экспериментальное лечение, и, следовательно, лечится кое-как. И все-таки они вместе. Девушка учит юношу порядку, он ее – жить так, будто каждый день последний. И все бы ничего, только вот прикасаться друг к другу, да и вообще подходить ближе, чем на метр, они не могут – обмен бактериями может стать летальным.
«В метре друг от друга» неожиданно подробно описывает медицинскую сторону вопроса – смело, открыто, не то чтобы без прикрас, но достаточно откровенно для истории про первую любовь. В кадре отхаркивают слюну, демонстрируют торчащие отовсюду катетеры и шрамы от многочисленных операций, глотают лекарства и не расстаются с кислородными трубками. В кадре умирают. Болезнь выбрана распространенная, но, что называется, не самая кинематографичная – обычно в таких случаях речь о раке. И, как правило, в подробности, тем более физиологические, никто не вдается. Здесь же авторы вслед за Стеллой, которая, по сюжету, рассказывает о своем лечении в видеоблоге, проводят какой-никакой, но ликбез.
При этом болезнь, конечно, не делает персонажей менее привлекательными – напротив, бледные лица и истерзанные тела, которым никак нельзя соприкасаться, возносят историю на недосягаемый уровень мелодраматичности. И тут режиссер использует все допустимые и запрещенные приемы, всю дорогу спекулируя зрительскими ожиданиями. Что же пересилит – первая любовь и подростковое влечение или же страх смерти? Разум или чувство? На первое свидание Стелла и Уилл идут, держась руками за бильярдный кий (в нем как раз метр длины), на последнем и вовсе едва не умирают – причем вовсе не от того, отчего должны бы. И действительно, почему бы не добавить в эту историю любви на расстоянии, и без того полную душераздирающих моментов, – записочки, рисунки, молчаливые взгляды, долгие разговоры по телефону, смерти друзей и близких – еще немного драмы. Почему не заставить героев, например, захлебнуться или замерзнуть. Чего ни сделаешь, чтобы выдавить из зрителя слезу.
«В метре друг от друга» – кино в целом, конечно, жизнеутверждающее. Как и полагается – его местами болезненная и неуютная анатомичность (и это, кстати, едва ли не единственное достоинство) гораздо сильнее оттеняет вроде бы противоположную, чувственную и витальную, линию. И противоположности эти не просто притягиваются: два человека с большими минусами в виде неизлечимых заболеваний, соединяясь, то есть в сумме, дают большой плюс. Впрочем, этому Голливуду учиться не приходится, а вот здоровому, иногда с юмором, иногда без какого-либо налета глянца разговору о болезнях стоит поучиться всем. Особенно в благословенную эпоху развитой толерантности, бодипозитива, гендерного и расового равенства, движения #MeToo и других социальных достижений цивилизации. Даже у сказочных героев, оказывается, из живота могут торчать трубки – жить они все равно будут счастливо. Пусть и недолго – что ж, бывает.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Умница Уилл
Поиски Уилла также были сопряжены с определенными трудностями. Нужен был актер, который смог бы продемонстрировать внутреннюю борьбу персонажа. Бунтарский дух молодого художника должен был сочетаться с открытым сердцем. Именно эти качества пробудили в Стелле желание показать парню, что он не одинок.
У Уилла не только муковисцидоз, он носитель бактерии Burkholderia cepacia. Для большинства людей она не опасна, но может представлять серьезную угрозу для тех, у кого диагностировано заболевание. Burkholderia cepacia легко передается воздушно-капельным путем, именно поэтому больным запрещено приближаться друг к другу менее, чем на полтора метра – это расстояние бактерии могут преодолеть без труда.
Роль Уилла предложили сыграть Коулу Спраусу, ставшему популярным благодаря роли Джагхэда Джонса в сериале CW «Ривердэйл», снятом студией Archie Comics. С детства он снимался со своим братом-близнецом Диланом – в комедии Большой Папа с Адамом Сэндлером и в сериале телеканала Disney «Все тип-топ, или Жизнь Зака и Коди». Однако тяга к знаниям и любопытство побудили Спрауса на время оставить актерскую карьеру, чтобы изучать археологию и фотографию в Университете Нью-Йорка.
Шульман говорит: «Я видела и ранние работы Коула, но настоящим открытием для меня стала его роль в сериале «Ривердэйл». В нем было что-то притягательное настолько, что я предложила Джастину оценить способности юноши. Как я и предполагала, Джастин был поражен. Мы все считаем, что у Коула большое будущее. Он очень динамичен, трудоспособен, да и камера его любит».
«Меня привлекло то, что он умен, остроумен и знает, что значит быть художником, – отмечает Бальдони. – Коул – талантливый фотограф, и я понимал, что это можно будет связать со страстью Уилла к рисованию. Мы с Коулом подружились, и с каждой новой встречей я находил все больше общего между ним и Уиллом».
Когда Спраус встретился с Ричардсон, стало ясно, что эти двое отлично сработаются. «Больше всего волнений было связано с сомнениями, сможем ли мы с Хейли показать искру, пробежавшую между Стеллой и Уиллом, так ни разу не прикоснувшись друг к другу, – говорит актер. – Однако у нас с Хейли все получилось. Она не только невероятно талантлива, но и очаровательна в образе Стеллы. Мы быстро нашли общий язык».
«Как и Уилл, Коул весьма красноречив и интересен, – возвращает комплимент Ричардсон. – С ним было очень легко общаться. Кажется, что он, как и Уилл, видит человека насквозь».
Спраус провел свое собственное исследование того, как молодые люди с муковисцидозом решают дилеммы, связанные с личной жизнью. «Это крайне сложно, по-другому не скажешь, – делится актер. – Когда понимаешь, с какими трудностями сопряжена любовь, невольно начинаешь ценить то, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся».
Актер также понял, почему такой человек, как Уилл, не питал каких бы то ни было иллюзий. «Неудачи, идущие одна за другой в таком молодом возрасте, эмоционально истощают человека, – считает Спраус. – Уилл не общителен хотя бы потому, что он никогда не мог поддерживать продолжительные дружеские взаимоотношения. Он привык к тому, что ничего не выходит. Возможно, именно поэтому Стелла решает сломать его скептический настрой».
Кажется, что Уилл довольно легко расстается с людьми, однако в случае со Стеллой это не работает. «Мне кажется, Уилл, наконец, начинает понимать, что Стелла решила приставать к нему до тех пор, пока в его защите не появится брешь, – смеется Спраус. – Никто никогда прежде так его не опекал».
Стелла часто появляется в сети, и Уиллу это только на руку – у него есть шанс понаблюдать за девушкой сначала издалека. «Он не понимает, почему она действует ему на нервы, – объясняет Спраус. – Многое он узнает из ее видеоблога. И чем больше мой герой узнает Стеллу, тем честнее он сам с собой, потому что хочет быть честным с ней».
Спраус поясняет, почему Уилл отшучивается на просьбы показать рисунки и наброски: «Они стали частью детства Уилла, которую мой герой мог забрать с собой в любую больничную палату. Где бы он ни был, он мог закрыть дверь, задернуть шторы и нарисовать мир таким, каким он его видит».
Чтобы лучше вжиться в роль Уилла, Спраус похудел на 13 килограммов, руководствуясь советами диетолога. Актер признается, что сделал это для того, чтобы лучше понимать своего героя. «Муковисцидоз – заболевание, при котором очень трудно сохранять вес, – объясняет он. – В результате многие заболевшие худеют. Диета далась мне с большим трудом, зато помогла взглянуть на мир глазами Уилла. Не думаю, что этим стоит кичиться, но мне это было нужно, чтобы сыграть роль более правдоподобно».
Жизнь слишком коротка, чтоб терять хоть секунду
5
Подробные оценки
Рекомендую
Игра актеров Декорации Интерес Сюжет
Достоинства: Сюжет; основная мысль; главные герои; захватывающе; интересно; трогательно; интригующе; потрясающе.
Недостатки: -.
Отзыв: Фильм «В метре друг от друга» оставил неизгладимое впечатление. Больших ожиданий у меня не было, думала, простая мелодрама на вечер, но оказалось всё иначе. Я думала, что я не буду плакать, но я слишком прониклась. Меня тронуло происходящее в фильме, и я не смогла сдержать слёз. Фильм смотрелся «на одном дыхании».
Очень тяжёлый фильм, не в том смысле, что его трудно смотреть, а в том, что эмоционально тяжело. Сюжет очень драматичный, роли сыграны потрясающе, фильм такой душевный, тёплый. На са… Читать далее
О чем фильм
Действие сюжета драмы «В метре друг от друга» разворачивается в госпитале для больных муковисцидозом (кистозным фиброзом). Стелла Грант, главная героиня фильма и книги, ведет видеоблог, чтобы рассказать людям о своем заболевании и о том, как с ним жить и бороться. Из содержания ее роликов становится известно, что больные должны держаться на расстоянии шести футов от других пациентов, так как из-за ослабленного иммунитета могут заразиться чужой инфекцией и подвергнуть свою жизнь опасности. Помимо этого, у Стеллы диагностировано ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), из-за которого она стремится поддерживать порядок во всем, что ее окружает.
Хейли Лу Ричардсон исполнила роль Стеллы Грант. Кадр из фильма.
В начале фильма Стелла в очередной раз оказывается в госпитале, где хорошо знакома с персоналом и другими пациентами, для прохождения курса лечения. Среди больных есть ее друг По – парень, который, как и она, уже много лет борется с заболеванием.
Девушка встречает нового пациента – Уилла Ньюмана. Он ведет себя вызывающе и нарушает местные правила, а потому Стелле не нравится. Медсестра Барб предупреждает ее, что у парня бактериальная инфекция, от которой нет лечения и при которой противопоказана пересадка легких, так как высока вероятность смерти пациента. Из-за этого она просит девушку держаться от него подальше.
Девушка узнает, что Уилл не хочет лечиться, потому что не видит в этом смысла. Она обращается к нему и объясняет, что ему повезло попасть в госпиталь, а потому, если он не нуждается в лечении, то может уйти и уступить место другому человеку.
На следующий день Стелла навещает парня в палате и видит, что у него бардак, а схему лечения он не соблюдает. Девушка в ужасе убегает. Уилл находит ее и требует объяснений. Выясняется, что скрытый смысл поведения Стеллы в том, из-за ОКР ей нужно, чтобы все было на своих местах, а так как она знает, что он не соблюдает лечение, это выводит ее из равновесия. Подростки заключают сделку: Уилл начнет принимать лекарства и проходить процедуры, а Стелла будет ему позировать (парень хорошо рисует).
Стелла наводит порядок в палате Уилла. Через пару дней она замечает, что парень нарушает условия, и предлагает ему лечиться вместе. Первое время они проводят процедуры по видеосвязи, но затем переходят к живому общению, вызвав неудовольствие у медперсонала. В один из дней девушка позирует парню, и Уилл пишет ее портрет.
Далее по сюжету фильма «В метре друг от друга» Уилл присылает Стелле ее портрет в виде шаржа. Во время разговора по видео он замечает позади девушки рисунок и спрашивает, кто его автор. Узнав, что его нарисовала Эбби (старшая сестра Стеллы), он просит посмотреть другие рисунки, но Стелла отказывает. Позднее Уилл узнает, что Эбби умерла.
Роль Уилла Ньюмана исполнил Коул Спроус. Кадр из фильма.
Стелле предстоит операция. В палату приходит Уилл, чтобы поддержать ее. Его обнаруживает Барб, делает выговор и объясняет, что однажды разрешила проводить время вместе двум пациентам, влюбленным друг в друга. В итоге они умерли на ее смене, и больше она этого не допустит.
Операция Стеллы проходит успешно. Уилл в это время изучает свою болезнь и из ее описания понимает, что обречен. Стелла звонит ему, но он не отвечает.
Стелла приглашает Уилла на свидание в холле, но появляется По и сообщает, что парень не придет. Девушка идет к Уиллу и узнает, что он не желает рисковать и подвергать себя и ее опасности. Приходит По, чтобы утешить Стеллу, но девушка грубит ему. Друзья ссорятся, но вскоре мирятся.
Стелла публикует новое видео, в котором рассказывает о болезни Уилла и объясняет, что больным муковисцидозом нужно находиться в 6 футах друг от друга. Затем она показывает бильярдный кий и сообщает, что его длина – 5 футов. Девушка объявляет, что нарушит правила и украдет у болезни один фут, который позволит ей находиться ближе к любимому человеку. Затем она отправляется к Уиллу и предлагает проводить время вместе, держась друг от друга на расстоянии кия.
Уилл и Стелла устраивают свидание. Парень сообщает, что на следующий день ему исполнится 18 лет. Стелла рассказывает историю гибели сестры и признается, что винит себя в ее смерти, так как должна была быть рядом с ней, но не смогла из-за обострения болезни.
На следующий день По, Стелла и друзья девушки и Уилла устраивают парню сюрприз: тайком накрывают праздничный стол в кафетерии после закрытия. Компания весело проводит время, но торжество прерывает Барб, заметившая отсутствие пациентов. Рассердившись, она обещает утром перевести Уилла в другое отделение.
Похожие фильмы
- «Виноваты звезды» (США, 2014 год). История любви подростков, познакомившихся в группе поддержки больных раком.
- «Мгновения жизни» (США, 2007 год). Двум подругам приходится сделать выбор, кого из них убьет маньяк.
- «Спеши любить» (США, 2002 год). Красавец и лидер школы влюбляется в тихую и невзрачную девушку, однако на отношения им отведено очень мало времени.
- «Сейчас самое время» (Великобритания, Франция, США, 2012 год). Девушка с неизлечимым заболеванием посвящает остаток жизни исполнению своих желаний и случайно влюбляется.
- «Кит» (США, 2008 год). Семнадцатилетняя старшеклассница знакомится и влюбляется в нового ученика с неизлечимым заболеванием.
- «Весь этот мир» (США, 2017 год). История отношений девушки, которая из-за генетического заболевания не может покидать пределы дома и ее друга, живущего по соседству.
- «Сладкий ноябрь» (США, 2001 год). Рекламный агент Нельсон Мосс знакомится с эксцентричной Сарой Дивер, которая в короткие сроки переворачивает его мир с ног на голову.
- «P.S. Я люблю тебя» (США, 2007 год). Холли не может смириться со смертью мужа, однако вскоре начинает получать от него письма, которые помогут ей жить дальше.
Автор статьи
Юрий Сибиряков Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.
Отличная статья!Нет…
Примечания[править | править код]
- Anita Busch. (англ.). Deadline (26 января 2017). Дата обращения: 2 мая 2019.
- Borys Kit. (англ.). The Hollywood Reporter (1/30/2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- Dave McNary. (англ.). Variety (30 января 2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- Etan Vlessing. (англ.). The Hollywood Reporter (4 декабря 2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- Patrick Hipes. (англ.). Deadline (12 апреля 2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- Ashley Steves. . Backstage (29 мая 2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- Mike Scott. (англ.). NOLA.com (25 апреля 2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- . www.facebook.com. Дата обращения: 10 марта 2019.
- CBS Films. (2 ноября 2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- . Дата обращения: 23 ноября 2018.
- Dave McNary. (англ.). Variety (31 мая 2018). Дата обращения: 2 мая 2019.
- . Дата обращения: 2 мая 2019.
- (англ.). Rotten Tomatoes. Дата обращения: 2 мая 2019.
- . Metacritic. Дата обращения: 2 мая 2019.
- Anthony D’Alessandro. (англ.). Deadline (17 марта 2019). Дата обращения: 2 мая 2019.
Не подходи — убьёт: рецензия на фильм «В метре друг от друга»
Нестройная, но почти не раздражающая подростковая мелодрама о двух влюблённых, лишённых радости прикосновения
Стелла с детства страдает кистозным фиброзом, редкой болезнью, из-за которой ей периодически приходится лежать в больнице и очищать лёгкие. В медучреждении Стеллу давно все знают, у неё тут есть друзья, а в свободное время девушка ведёт свой блог на YouTube, где рассказывает о болезни и всяких интересных фактах из жизни. В этом году в её отделении появляется новый пациент — симпатичный парень Уилл, который, кажется, давно отчаялся, слегка апатичен и ни в какую не соблюдает больничный режим. У него диагностировали особую стадию той же болезни с повышенным риском заражения других больных, и потому Стелле строго запрещено приближаться к нему более чем на полтора метра. Но девушка, отчаянно желающая помочь всем, кому можно, принимается за воспитание Уилла и его лечение, а позже ещё и взаимно в него влюбляется.
Кадр из фильма «В метре друг от друга»
Подростковые мелодрамы в их классическом виде, некогда царившие в бокс-офисе и сердцах людей, сейчас жанр архаичный и потихоньку вымирающий. Ему больше нет места в мире, где с одной стороны есть ревизионисты вроде Айоади, Гомеса-Рехона и даже Марка Уэбба (не говоря уже об авторах более нишевых), с другой — бум сериалов, которые дают зрителю пожить внутри чужих отношений не час и не два, а все десять, двадцать или того больше. Появление в такой недружелюбной экосистеме фильма вроде «В метре друг от друга» — прямолинейного и совершенно модернистского — невольно заставляет относиться к нему если не снисходительно, то с определённой терпимостью. Закрывать глаза на слащавость и чрезмерную сентиментальность (или скорее принимать их за должное) и радоваться тому, что кино вообще-то вполне работает. По большей части.
Кадр из фильма «В метре друг от друга»
Оно и правда редко вызывает какой-либо негатив, что для фильма, от одного трейлера которого можно получить сахарный диабет, какое-никакое, а достижение. Проморолик вообще строит совершенно неверные ожидания: само кино куда ироничнее и легче, чем может показаться. Это такое «Виноваты звёзды» версия 2.0 с похожей грустно-весёлой интонацией и той же темой неизлечимой болезни как источника центрального конфликта. Своеобразных часов «Судного дня», мерно отсчитывающих время, когда светлым отношениям героев помешает нависающий над ними неизбежный рок. Здесь сценаристы в знакомую формулу включают ещё одну усложняющую деталь — герои мало того что долго (скорее всего) не проживут, так ещё и совершенно лишены радостей тактильного общения. Их любовь чиста, лишена всякой эротики, это мечта любого истинного романтика, обоснованная фабулой и неплохо обыгранная сюжетикой. Тот самый «метр» становится не только главным разделителем, но и ведущим провокатором чувственности, вполне буквальной нитью (просто очень толстой нитью) между героями, своеобразной эмоциональной дамбой, которая, конечно, в один момент обязана прорваться.
Кадр из фильма «В метре друг от друга»
В момент кульминационного «прорыва» фильм, правда, начинает несколько теряться и в итоге тонет под давлением сантиментов. Он и до этого был не самым тонким — режиссёр Джастин Бальдони, как многие дебютанты, слишком полагается на музыку и крупные планы, не упускает возможности лишний раз показать, где надо плакать, где – смеяться, а где и задуматься о бренной жизни. Но в первой половине эти маленькие манипуляции выглядят безобидными, а стерильность драмы на фоне столь же стерильных больничных стен — вполне логичной. К тому же многое тут небезуспешно держит на себе Хейли Лу Ричардсон, талантливая молодая актриса из инди-драмы «Колумбус» и одна из жертв МакЭвоя в «Сплите». Она вообще, кажется, для этого фильма слишком хороша — особенно на фоне Коула Спроуса, весь фильм проходившего примерно с одним насупленным лицом (и ему, как ни странно, так только лучше).
К концу «В метре друг от друга» теряет весь юмор и всякую связь с реальностью, полностью погружается в мир слёз, соплей и мокрых салфеток. Фильм чересчур старательно выводит некую сверхидею, глобальную мораль, к которой героев, естественно, вела вся их жизнь. Складывается ощущение, что авторы на самом деле не знали, чем их история должна закончиться, и слабо представляли, куда двигаться от вполне интересного концепта, поэтому, достигнув критической точки, начали запинаться и нудно подводить итоги. Которые этой истории, возможно, и вовсе не были нужны.