Почему сложно сосредоточиться?
— Черна душонка, грязны мыслишки… Всякой гаденькой вкусняшкой сманить внимание возможно…
Сосредоточиться сложно потому, что эволюционная развитость современного человека невелика
По мере духовного роста внутренний мир человека утончается, высветляется, прозрачневеет, отлипает вниманием от плотных, смердящих вонючей вкусняшкой отчаянно манящих пронзительно очаровательных заманух. . Эти заманухи перестают казаться вкусными
Плотные явления теряют очарование. Побочным эффектом всего этого становится возможность сосредоточенной фокусировки внимания.
Эти заманухи перестают казаться вкусными. Плотные явления теряют очарование. Побочным эффектом всего этого становится возможность сосредоточенной фокусировки внимания.
Пока человек малоразвит, внимание полууправляемо или вовсе неуправляемо. Его «толкает» всякий необычный процесс
Внимание скачет хаотичным образом по неведомым траекториям.
Иногда толкнувший внимание этот «всякий необычный процесс» выталкивает внимание еще дальше – вне осознаваемой зоны (вне сознания). Тогда человек впадает в транс и глядит немигающим взором, тужась как-то идентифицировать явление для себя, которого тоже надо в этом трансе найти
Дрессировка собственного фокуса внимания и сосредоточение – одна из главных задач инкарнировавшего в Плотном мире организма.
Как усилить концентрацию внимания?
Низкий внутренний ритм и чистота помыслов. По сути, концентрация это то, что на востоке называется «медитация».
В практике випассаны медитируют, а на самом деле – концентрируются. Усилению концентрации способствует тренировка. Направление внимания тренируется, нарабатывается.
Ключевое здесь: низкий внутренний ритм и чистота помыслов.
Низкий ритм для того, чтобы усмирять хаотические прыжки точки сборки внимания, свойственные уму инфантила.
Чистота помыслов для того, чтоб не увлекаться очарованиями Проявленного мира, манящими со всех сторон, от вкусных веществ до женских выпуклостей, но сохранять отстраненность, отрешённость – качества мудрости.
1.6. Теория внимания у. Джеймса
У.Джеймс полагал, что сознание характеризуется четырьмя основными свойствами: индивидуальностью, непрерывностью, изменчивостью и избирательностью. Именно с последним из указанных свойств он связывал явление внимания.
Джеймс считал, что невозможно непрерывно сосредотачивать внимание на неизменном объекте мысли. Однократный акт внимания продолжается не более нескольких секунд подряд
После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта. Именно со способностью постоянно развивать объект своего внимания, находить в нем новые стороны Джеймс связывал феномен гениальности.
Гений — это внимание!
Гениальность — способность открывать в объекте все новые стороны
Гений делает их внимательными, а не внимание гениальными
По его мнению, гений способен добиться выдающихся успехов на каком-либо поприще оттого, что его занятие ему никогда не наскучивает, он все время воспринимает его по-разному, все более и более вовлекаясь в него. Джеймс предложил также одну из самых многоаспектных классификаций внимания.
Виды внимания:
- По объекту
- По способу связи с мотивом
- По произвольности
Например, спешащий на работу человек вдруг замирает у витрины магазина, увидев на обложке одного из журналов фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда-то был влюблен
В этом случае его акт внимания можно классифицировать как чувственное непроизвольное опосредствованное внимание. Когда выпускник института мысленно продумывает порядок разговора с потенциальным работодателем, от успеха которого зависят его дальнейшие служебные перспективы, мы говорим об интеллектуальном произвольном опосредствованном внимании
13 стр., 6308 слов
Психология народов Вильгельма Вундта
… Вильгельма Вундта, а также психологии народов. Объектом исследования является психология народов. Предметом исследования является проблемы психологии народов. … общества, как нечто аналогичное представлениям в индивидуальном сознании. В смысле этой сомнительной аналогии можно … культуры. Таким образом, как мне кажется, всюду начинает постепенно проникать убеждение, что языковед должен трактовать …
1 принцип — проактивность
Если мы ждём, пока наш фокус внимания направит боль, какая-то радость, или дело становится срочным — дела плохи. Чем старше мы становимся, тем больше людей будут требовать нашего внимания.
Идёшь к врачу и спрашивают: «Вы что? Вы так себя запустили!»
Идёшь в гости и спрашивают: «Куда ты пропал? Хотя бы звони иногда»
Начинает болеть колено и весь фокус внимания направляется на колено. Обычно в этот момент уже поздно. Начинаешь заниматься и уже выясняется, что там какая-то стадия «четыре», которая уже невозвратима.
Поэтому проактивность — это когда человек направляет фокус внимания на важные задачи ещё до того, как они становятся срочными, болезненными.
Они проактивно формируют почти все. Есть жизненный фактор, когда может что-то пойти не так, но все равно нужно уметь адаптироваться.
Без этого никак нельзя! У меня часто спрашивают «Что самое важное?»
Я у вас могу спросить в ответ «Что важнее — тело или здоровье? Отношения или миссия, финансы?»
Ее нельзя сделать проще, чем она есть. Поэтому нужно признать, что с нашим фокусом внимания, если его отпустить на самотёк, не получится удерживать все вещи на уме.
Виды и типы: классификация в таблице
Внимание: какое оно бывает?
Виды внимания |
Условия, способствующие возникновению |
Присущие характеристики |
Примеры |
Непроизвольное |
Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека |
Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель |
Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки |
Произвольное |
Осознанная постановка какой-либо задачи |
Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии |
Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике |
Послепроизвольное |
Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода |
Снятие напряжение при сохранности целенаправленности |
Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события |
Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:
Вынужденное. Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.
Невольное
Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.
Привычное
Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник , на озеленение улиц.
Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:
Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.
Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта , например, телефонного звонка или сообщения при переписке.
Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес
Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.
Свойства
Свойства внимания в психологии:
Устойчивость. Способность какое-то время концентрироваться на каком-либо объекте. Данное свойство зависит от личностных качеств человека, его волевых возможностей, а также мотивации. Устойчивость внимания сохраняется при условии открытия в наблюдаемом объекте каких-либо новых свойств.
Сосредоточенность. Концентрация внимания на объекте при игнорировании иных раздражителей.
Объем. Представляет собой количество объектов, которые пребывают в фокусе сознания. Средний объем внимания у людей равен 5 ±, 2 объекта.
Переключение. Переход от сосредоточенности внимания над одним объектом к иному. Например, переход от домашнего задания по физике к биологии.
Переключаемость внимания , это волевой процесс, не следует его путать с непроизвольным отвлечением , например, на какой-либо громкий звук.
Избирательность внимания. Свойство, заключаемое в способности отбирать важные стимулы и игнорировать второстепенные
Селективное внимание, например, может быть проиллюстрировано беседой с одним человеком в большой компании, когда воспринимается только речь собеседника, но полностью игнорируется содержание беседы других людей.
Распределенность. Распределение и направление внимания одновременно на несколько объектов. Примером направленности внимания является вождение автомобиля, когда водитель сосредоточивается над визуальным контролем ситуации на дороге и управлением транспортного средства.
1.5. Теория внимания л.С. Выготского
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание
С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию
Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю
Л.С
Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка
С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя. 2 стр., 582 слов
2 стр., 582 слов
По Психологии развития
… время очень малое количество фильмов обходится без роли новорожденного, детей младенческого, раннедетского возрастов. В таких сериалах как «Татьянин … говори «всегда» ». Веселые и интересные сцены с детьми дошкольного возраста можем увидеть в мультфильме «Малыш и Карлсон». … трех сериях всеми любимой новогодней комедии «Один дома». Дети младшего школьного возраста являются не менее популярными в …
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С
Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е
обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий
Л.С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Почему трудно контролировать фокус внимания
Изначально, когда человек приходит в этот мир, он словно чистый лист. Родившемуся ребёнку неизвестно, что есть хорошо, а что плохо. Он не знает, как себя вести, как воспринимать окружающий мир. Он непроизвольно учится воспринимать мир так, как его воспринимают самые близкие люди.
Если родители малыша учат его радоваться мелочам и подмечать плюсы во всём происходящем, то формируется личность оптимиста. Если же родители сами сосредоточены на недовольстве жизнью, постоянно жалуются не нехватку чего-либо, осуждают и критикуют, то у ребёнка складывается пессимистическое восприятие реальности.
Стоит также сказать, что на восприятие окружающего мира влияют не только родители. Воспитатели в садике, учителя в школе, одноклассники — все они накладывают отпечаток на восприятие маленького человека, транслируя собственное отношение к жизни
При воспитании детей очень важно учитывать этот момент и следить за тем, какие установки формируются в голове ребёнка
Восприятие жизни в позитивном или негативном ключе через некоторое время становится привычкой. Поэтому, даже будучи в осознанном возрасте, довольно сложно перестроить свой фокус внимания. Мозг автоматически выдаёт привычные алгоритмы, и мы обычно даже не задумываемся о том, что можем думать иначе. Более того, иногда враждебно воспринимаем саму возможность смотреть на жизнь под другим углом.
Типы внимания
Внимание может проявляться различными способами, и у нас есть несколько типов внимания. Классификация этих типов помогает нам лучше понять, как работает наше внимание и как его эффективно использовать.
1
Непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание зависит от внешних факторов и эмоций
Это тот тип внимания, который активируется автоматически, без нашего сознательного воздействия. Непроизвольное внимание позволяет нам быстро замечать и реагировать на неожиданные или важные события в окружающей среде.
Пример непроизвольного внимания: когда слышим звук сигнала или видим движущийся объект, наше внимание моментально фокусируется на них без нашего сознательного контроля.
Непроизвольное внимание зависит от внешних факторов и эмоций. Это тот тип внимания, который активируется автоматически, без нашего сознательного воздействия
Непроизвольное внимание позволяет нам быстро замечать и реагировать на неожиданные или важные события в окружающей среде.
Пример непроизвольного внимания: когда слышим звук сигнала или видим движущийся объект, наше внимание моментально фокусируется на них без нашего сознательного контроля.
2
Произвольное внимание. Произвольное внимание, напротив, требует нашей воли и сознательного управления
Это тот тип внимания, который мы активируем, когда сами решаем, на что сфокусироваться. Произвольное внимание позволяет нам концентрироваться на конкретных объектах или задачах, игнорируя отвлекающие факторы.
Пример произвольного внимания: когда мы сосредотачиваемся на чтении книги или решении сложной задачи, мы активируем произвольное внимание, чтобы удержать мысли и идеи в нужном направлении.
Произвольное внимание, напротив, требует нашей воли и сознательного управления. Это тот тип внимания, который мы активируем, когда сами решаем, на что сфокусироваться
Произвольное внимание позволяет нам концентрироваться на конкретных объектах или задачах, игнорируя отвлекающие факторы.
Пример произвольного внимания: когда мы сосредотачиваемся на чтении книги или решении сложной задачи, мы активируем произвольное внимание, чтобы удержать мысли и идеи в нужном направлении.
3
Постпроизвольное внимание. Постпроизвольное внимание возникает, когда у нас есть четкая цель, и мы способны удерживать устойчивую концентрацию на ней
Этот тип внимания объединяет непроизвольные и произвольные элементы, позволяя нам удерживать фокус на задаче в течение продолжительного времени.
Пример постпроизвольного внимания: когда мы глубоко погружены в свою работу или хобби и не отвлекаемся на окружающие факторы, инициируя и поддерживая высокую концентрацию.
Постпроизвольное внимание возникает, когда у нас есть четкая цель, и мы способны удерживать устойчивую концентрацию на ней. Этот тип внимания объединяет непроизвольные и произвольные элементы, позволяя нам удерживать фокус на задаче в течение продолжительного времени.
Пример постпроизвольного внимания: когда мы глубоко погружены в свою работу или хобби и не отвлекаемся на окружающие факторы, инициируя и поддерживая высокую концентрацию.
Тип внимания
Описание
Непроизвольное внимание
Автоматическое активирование внимания под воздействием внешних факторов и эмоций
Произвольное внимание
Сознательное активирование внимания и фокусировка на выбранных объектах или задачах
Постпроизвольное внимание
Устойчивая концентрация на задаче или цели в течение продолжительного времени
Внимание может проявляться в нашей жизни различными способами, и понимание этих типов поможет нам лучше управлять и использовать наше внимание для достижения успеха в различных сферах нашей жизни.
Теории, которые помогут развить эмоциональное внимание
Научное сообщество рассматривает эмоциональное внимание в психологии с различных точек зрения, поэтому существует несколько наиболее известных теорий:
Теория французского исследователя Теодюля Рибо
Внимание тесно связано с эмоциональной сферой. Чем ярче и сильнее эмоции человека, тем больше он акцентируется на объекте
Повышенная концентрация на чем-либо вызывает физиологические изменения в организме: сосредоточенность движений, напряжение мышц, усиление кровообращения, дыхательные, сосудистые и двигательные реакции. Это приводит к истощению, индивид чувствует усталость и отвлекается.
Теория советского психолога, профессора Петра Гальперина
Внимание – это психологическое действие, направленное на образ, мысль или другое явление, которое в данный момент содержится в психике человека. По своей функции сосредоточенность представляет собой контроль над этим содержанием и как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.. Любой вид внимания является результатом формирования новых усилий ума
Произвольная сосредоточенность осуществляется планомерно.
Любой вид внимания является результатом формирования новых усилий ума. Произвольная сосредоточенность осуществляется планомерно.
Теория английского психолога Дональда Бродбенда
Автор обосновал внимание как процесс фильтрации. Когда человек занимается двумя видами деятельности одновременно, так называемый фильтр, пропускающий через себя и распознающий объекты внимания, переключается с одного канала восприятия на другой
Объем данных, охваченных вниманием, зависит от пропускной способности канала. Однако ученому не удалось аргументировать, каким образом воспринимаются данные, не привлекающие интереса.
Теория психолога Анны Трейсман
Ее исследования дополняют концепцию Дональда Бродбенда: регистр восприятия и фильтр с ограниченной пропускной способностью разделены ослабляющим устройством, которое способно не только снижать уровень стимула, но и выполняет семантический анализ.
Теория позднего отбора информации Дианы и Энтони Дойч
Ограничения в системе переработки информации происходят ближе к выходу. Фильтрация связана с более поздним уровнем переработки данных. Раздражитель сначала обрабатывается в оперативной памяти, а селекция осуществляется после семантического анализа всех значимых стимулов
Так как потенциал памяти ограничен, в ней остается только часть полученных сведений, которая анализируется по степени важности.
Эмоциональное внимание – определение феноменологическое. Помимо описанных выше теорий, его рассматривали Лев Выготский, Николай Ланге Даниэль Канеман, Уильям Джеймс, Дмитрий Узнадзе и другие.
Исторический очерк
Способность изучалась на протяжении нескольких столетий. Теории ученых:
Вундт. Исследователь проводил опыты по изучению объема сознания. Он заявил, что объем состоит из 6 взаимосвязанных ассоциативных объектов. Ученый отметил, что человеческая способность к осознаванию непостоянна и зависит от характера материала, который воспринимается в определенный момент.
Титченер. Этот ученый разделял взгляды Вундта, дополнил его теорию метафорой волны
Ею он указал, что внимание представляет собой извилистую прямую с «гребнями». На пике этих точек человек сосредотачивается на объекте, но потом интерес угасает, чтобы возникнуть вновь.
Джеймс
Этого специалиста волновало колебание внимания. Он заявлял, что произвольная концентрация длится ограниченное количество времени. Субъект отвлекается, начинает рассматривать объект с других сторон. Ученый предложил первую классификацию данного термина на 6 видов.
Рибо. При концентрации внимания в сознании человека преобладает 1 идея. Он считал, что произвольное, непроизвольное внимание зависит от психического, эмоционального состояния личности.
Ланге. Ученый выдвинул личную концепцию волевого внимания. Он описал этот термин, как целесообразную реакцию организма, при которой улучшаются условия восприятия информации. Организм мышечными движениями занимает определенную позицию по отношению к интересующему объекту.
Ухтомский. Русский физиолог ввел понятие доминанты. Она представляет собой устойчивый очаг повышенной возбудимости центров головного мозга. Доминанта — фокус возбуждения. Эта теория очень похожа на учение Рибо, где преобладает 1 идея над всеми.
Павлов. Заявил, что внимание проявляется в коре головного мозга отдельных очагом возбуждения. Этот очаг превращается в ориентировочный рефлекс. Если один и тот же раздражитель проявляется несколько раз подряд, организм привыкает к нему, концентрация снижается.
Выготский. Ученый рассматривал способность со стороны организации поведения. Он говорил, что развить его можно только овладев своим поведением, контролируя эмоции, желания. При этом Выготский утверждал, что с помощью концентрации внимания можно изменять свое поведение.
Гальперин. Он развивал идеи Выготского. Суть концепции Гальперина в том, что действия состоят из исполнительной, ориентировочной части. При этом ученый выделил 6 этапов формирования умственного действия.
Заключение
Гений, заметил У.Джемс, — это внимание, способность сосредоточиваться на том, мимо чего, не задумываясь, проходит современник. Но разве любой профессионал не одарен особым образом, сфокусированным и структурированным вниманием: педагог, психолог, юрист, врач — каждый увидит один и тот же предмет сугубо по-своему, будет пристально изучать разные его стороны
Более того, характерная для человека внимательность может рассматриваться как необходимая черта не только познавательной деятельности, но и личности в целом, ее направленности: один погружен в заботы суетного мира, другой устремлен к идее, третий сконцентрирован на работе, четвертый легко перескакивает от одного интереса к другому, нигде не останавливаясь. Понятно, что эти проявления тесно связаны со всем многообразием реальных условий протекания психической деятельности, связанной с психофизиологическими параметрами, возрастными возможностями и т.п.
В классических теориях внимания намечен ряд проблем и направлений исследований, которые до сих пор актуальны для психологов.
Моторные теории внимания, предложенные Т. Рибо и Н.Н. Ланге, не прошли для психологии и физиологии внимания бесследно, хотя и пребывали в забвении довольно долго. Синтез психологии и нейрофизиологии в исследованиях внимания, намеченный в работах У. Джемса и сполна реализованный Н.Н. Ланге, в последние годы представляется исследователям все более продуктивным. Благодаря нему появляются и новые факты, которые перекликаются с предположениями классиков. Особое место среди теорий внимания занимают физиологические подходы к пониманию его мозговых механизмов, в основе которых лежат понятия «доминанта» и «ориентировочный рефлекс».
Начиная с работ классиков психологии сознания, психологи выделяют ряд свойств внимания.
Одни свойства характеризуют внимание как состояние в некоторый заданный момент времени. Это объем внимания, его степень и направленность, отраженные в классических метафорах «зрительного поля» В
Вундта, «волны внимания» Э. Титченера и «потока сознания» У. Джемса. Концентрация внимания прямо пропорциональна его степени и обратно пропорциональна объему.
Другие свойства, характеризующие внимание как процесс, производный от свойств внимания как состояния и описывают их динамику во времени. Это распределяемость, устойчивость и переключаемость внимания
Для оценки этих свойств внимания разработан ряд методик, которые широко применяются в школьной, профессиональной и клинической диагностике, а также в диагностике детского развития.
Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях.
Во-первых, оно может быть представлено как воспитание внимания, основанное на воспитании волевых качеств личности. Данная линия исследований представлена работами Т. Рибо и Н.Ф. Добрынина.
Во-вторых, развитие внимания может выступить как его формирование — построение умственного действия с требуемыми характеристиками (П.Я. Гальперин) или развитие высшей психической функции (Л.С. Выготский).
Взгляды Л.С. Выготского получили продолжение в современной психологии в исследованиях совместного внимания как высшей психической функции, разделенной между несколькими людьми. Эти исследования имеют прикладное значение в робототехнике, в организации работы в малых группах, а также в профилактике и коррекции психических расстройств аутистического спектра в детском возрасте.
Заключение
Эффекты аудитории присутствуют при решении ряда задач, включая социальные, экономические, физические и эмоциональные уровни. Данный эффект нельзя объяснить только сложностью задания. На него может влиять большое количество факторов и характеристик, например, темперамент человека, уровень его тревожности, самооценка, культурные традиции, в которых он вырос, возраст и интеллектуальные способности.
Идентичность, самосознание, ожидания других, знания, убеждения, уверенность – все это объединяется в коктейль, который никогда не перестает влиять на человека. Но чем больше мы знаем о своих особенностях, тем больше мы застрахованы от попадания в ловушки мозга.
А что вы думаете об этом?