Об обществе
Действительно ли людей что-то объединяет или это лишь иллюзия? Часто человек одинок и погружен в себя. Современники находятся в постоянном поиске, часто бессмысленном – так считал Ремарк.
«Чем больше люди знают друг о друге, тем больше у них получается недоразумений. И чем ближе они сходятся, тем более чужими становятся».
«Жалость – самый бесполезный предмет на свете… Она – обратная сторона злорадства, да будет вам известно».
«Родиться дураком не позор. А вот умереть дураком стыдно».
«Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения».
«До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу».
«Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности если ума нет».
«Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя».
«Чем меньше у человека самолюбия, тем большего он стоит».
«Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать».
«Если хочешь, чтобы люди ничего не заметили, не надо осторожничать».
«Раскаяние – самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее».
«Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть».
«И, что бы с вами ни случилось, ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным».
«И впрямь всё отлично, – кто одинок, тот не будет покинут».
«Слишком поздно… Всегда всё слишком поздно. Так уж повелось в жизни».
«Триумфальная арка» — роман о любви, войне и смерти
Когда мне задают вопрос, а какая твоя любимая книга, первое что приходит мне на ум — это «Триумфальная арка». Несмотря на то, что после я вспоминаю такие книги как: «Великий Гэтсби», «451 градус по Фаренгейту», «Гордость и предубеждение», «Убить пересмешника» , и многие другие шедевры литературы, которые так или иначе повлияли на меня. Именно роман немецкого писателя XX века, представителя потерянного поколения, Эриха Марии Ремарка, впервые опубликованный в США в 1945 году «Триумфальная арка», до глубины души тронул меня
И помог понять, неважно в какое время нам выпало родиться, важно лишь то, как мы принимаем его
Действие романа происходит во Франции в 1938-1939 годах. Главный герой Равик, участник Первой мировой войны, немецкий хирург, не имеющий гражданства, который живёт и нелегально работает в Париже . Он — один из множества эмигрантов без паспортов или каких-либо иных документов, постоянно находящихся под угрозой ареста и высылки из страны. Его постоянные странствия и страх, а точнее осознание того, что его могут поймать, давит на него и частично меняют его характер. На родине он помог бежать двум невиновным, пережив после этого пытки в гестапо и гибель своей девушки от их рук, он перебрался во Францию, так как там эмигрантам легче всего жить. И именно во Франции он встречает своего заклятого врага, гестаповца Хааке. Однако незадолго до этого момента он случайно знакомится с итальянской актрисой Жоан Маду и завязывает с ней роман.
Именно роман между Равиком и Жоан является одной из главных сюжетных линий в книге. Любовь для Равика становится своеобразным камнем преткновения с самим собой, ведь приближается война, он не хочет открываться чувствам, он считает себя человеком-призраком, который не должен оставлять после себя следы. Равик прекрасно понимал, война не минует Францию, не обогнёт её территорию и пройдёт мимо, а растопчет всё живое, в том числе и любовь, которую он может обрести. Поэтому первое время он пытается закрывать глаза на все свои чувства и отстраняется от Жоан.
Сама Жоан Маду очень ветреная натура. Несмотря на её свойственность к философским высказываниям, первая встреча её и Равика происходит на мосту, в момент её душевной слабости, когда она хочет покончись жизнь самоубийством. Равик помогает ей на мосту, как она впоследствии поможет ему не просто полюбить её, но и снова ощутить себя живым. На небольшой промежуток времени Париж стал для них лучшим местом на земле.Триумфальная арка была сердцем этого места, а известия о приближающейся войне, слова диктаторов, в которых слышались их кровавые идеи, звук плачущих людей, жалеющих о том, что они не успели доделать всё задуманное ими — были для них всего лишь музыкой на фоне, ведь в центре всех событий была их любовь.
В романе много эпизодических героев, которые сильно отличаются друг от друга, но в каждом из них порой можно найти частичку себя. Например, мне очень импонирует героиня Кэт Хэгстрем, подруга и пациентка Равика. На её нелёгкую долю выпали тяжёлые испытания: развод, переезд из одной страны в другую из-за политического строя, с которым она не хотела мириться, и серьёзная болезнь. Однако, эта женщина мечтала о малом, о спокойной жизни в кругу самых близких людей. И как отмечал сам Равик: «Покой, камин, книги, тишина… Прежде в этом видели одно мещанство. Теперь это мечты о потерянном рае.»
Мне так же было жалко мальчика по имени Жанно с раздавленной автомобилем ногой. И не только из-за того, что он пострадал, а из-за того как изменила его жизнь того времени. Он был искренне счастлив тому, что теперь страховая компания будет выплачивать ему пожизненную пенсию. А за эти деньги он будет обеспечивать свою семью. Это можно рассматривать как благородный поступок, но всё же должен ли он радоваться подобным вещам, или это пагубное влияние денег, а точнее их отсутствия? Но всё же на мой взгляд главным посылом этого романа является история любви Жоан и Равика, ведь как говорила Жоан : «Я – ничто, если я одна. Я ничто без тебя.»
В той или иной степени они стали опорой друг для друга, поняли что любовь имеет место быть в любое время, даже на короткий срок. В любое время человек должен оставаться человеком, которому свойственны чувства, ведь кто знает, для какой войны он рождён!
«Триумфальная арка» — это роман о самом светлом, что есть в людях и о самом плохом, что они могут сотворить.
Цитаты Ремарка о любви
Любовь есть любовь. Вы ищете основания для любви, для того чтобы полюбить. Но настоящая любовь их не ищет, настоящая любовь не требует доказательств.
Любовь ослепляет мужчину и делает зорче женщину.
Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.
Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?
Всякая любовь хочет быть вечной.
Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.
Страдания любви нельзя победить философией – можно только с помощью другой женщины.
Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может.
Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины… Но жемчужины — те лежат совсем глубоко.
Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть…
Любовь как болезнь – она медленно и незаметно подтачивает человека, а замечаешь это лишь тогда, когда уже хочешь избавиться от нее, но тут силы тебе изменяют.
Когда нет ссор, значит, всё скоро кончится.
Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви.
Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.
Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.
Все цитаты Ремарка взяты из его книг, в которых он смог описать мир настоящих мужчин и мужских интересов, мир очаровательных и уверенных женщин, мир настоящей мужской дружбы и яркой ― как огонь, ― и такой же короткой любви. Поэтому не ограничивайте себя чтением одних лишь цитат, прочтите книгу. Начать можно с «Трех товарищей».
«Триумфальная арка», Э. М. Ремарк — любовь за год до конца света
Ремарк напоминает мне о подростковых годах — именно тогда я его читал с усердием. В своё время фраза «Он хотел жить, он не хотел умирать» в одном из его романов пробудила во мне самые настоящие чувства. Смерть всегда прискорбна. Только Толстой сумел выразить это ощущение сильнее, когда писал о смерти брата: «он умер, не понимая, зачем жил, и ещё меньше понимая, зачем он умирает». У Толстого среди наиболее ценных произведений — его поздние работы вроде «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия» и «Смерти Ивана Ильича» — именно они обозначали тот перевот, что он опишет в «Воскресении» (не лучшее его произведение) и который он в некоторых отношениях пережил сам в 1870-х гг.
У Ремарка я люблю «Чёрный обелиск». Когда читал, я был просто покорён образом Женевьевы, хотя она была явно нездорова. Но Ремарк умел описать любовные чувства к любой девушке, пробуждающей влечение и в той или иной степени заключащей образ красоты. В этом он — мастер. Именно поэтому с финалом «Трёх товарищей» ты вспоминаешь больше не о дружбе, а о безвозвратно ушедшей любви: ещё вчера она с тобой была, и ты мог к ней прикоснуться, а уже сегодня её нет — и не будет никогда. В этом плане тон всему творчеству задал роман «Приют грёз» — романтически-наивное произведение автора, главную составляющую коего — мечты, которые непременно рухнут, — он пронёс через все свои произведения. «Триумфальную арку» читал, но как-то не впечатлило после предыдущих прочитанных работ автора (самоповторений много: выпивка, любовные устремления, нацисты/антисемиты/прочие дурные люди, меланхолия, тоска по прошлому и несбывшемуся были задействованы из раза в раз; Ремарк, к сожалению, не менялся), а «Обетованная земля» отбила напрочь интерес к этому автору (вместо итога всей его жизни я получил незаконченное произведение фактически о том же самом, о чём он писал прежде и которое ничего нового мне о нём не сказало; да, жаль, что он был свидетелем двух мировых войн, а в одной даже участвовал, и был представителем «потерянного поколения», ведь война — это всегда трагедия; как он писал, «войну никто не ждёт, конечно; война всегда приходит неожиданно» — это правда; но, чёрт возьми, 70-летний Ремарк мог (я уверен в его бывшем даровании) подарить нечто большее, более глубокое по содержанию и грандиозное по существу). Тем не менее, мне нравится мысль о том, что прощаться трудно, а вернуться — ещё тяжелее, которую он написал в «Возвращении». Вообще, Ремарк — отличное подростковое чтиво, поклонники легко его могут разобрать на цитаты, а дух романтики они могут пронести через всё своё отрочество. «Жизнь взаймы», например, полна романтики гонок на болидах на соревнованиях вроде Формулы-1. Альбер Камю («Чума», «Посторонний», «Бунтующий человек»), кстати, разбился на машине (у меня сравнение (допускаю, ложное) с героем романа (его концом) сразу возникает, хотя он явно футбол любил, а не этот вид соревнований).
Я даже не знаю, стоит ли читать Ремарка сейчас. Не могу сказать, что он сверхактуален для меня. Пожалуй, он останется символом моего прошлого и тех мечтаний, что я тогда был преисполнен. А сегодня я уже совершенно другой человек.
Ремарк, автор книги
Как охарактеризовать этот роман? Предельно честное произведение о себе, о своем внутреннем мире, «кусок дымящейся совести». Уже несколько поколений восхищаются книгой, на обложке которой написано: Эрих Мария Ремарк, «Триумфальная арка». Отзывы познакомившихся с ней людей свидетельствуют, что их читатели не просто прочитали, но, проверив на камертоне своей души, поверили каждой строчке этого произведения.
Ведь создатель романа писал так, словно он чувствовал и воспринимал происходящее всем своим естеством. Так не пишут графоманы от литературы, кичащиеся совершенным, но бездушным слогом и бравирующие приторно-сочными художественными описаниями. Писатель был предельно откровенен, он раскрывал перед читателем свою душу. Параллели очевидны: изгой Равик и изгой Ремарк, женщина- актриса Жоан Маду и Марлен Дитрих.
Этот автор, как никто передавший в средине прошлого века дух времени, своей откровенностью практически изменил сознание всей послевоенной Европы. Его книги три десятилетия были самыми продаваемыми в Старом Свете.
Равик, как и Ремарк, – беженец из фашистской Германии
О себе, о своем внутреннем мире писал роман «Триумфальная арка» Ремарк. Отзывы прессы сразу же после его издания сводились к одному: создан один из величайших романов XX века. Классик немецкого происхождения, как и его герой Равик, ненавидел войну. У Ремарка она забрала мать и сестру, у Равика – любимую девушку.
Бывший фронтовик Первой мировой войны, будущий писатель, чудом выжил после полученных в бою ранений. Медики тогда определили его состояние как безнадежное. Спасла мама Мария. Она приехала, забрала 18-летнего героя домой и выходила, вылечила. А на следующий год сама умерла, ведь не выдержало материнское сердце полученного потрясения. Будущий писатель после этого поменял в своем имени «Пауль» на «Мария», чтобы нести с собой имя мамы до конца своих дней.
Прослеживается аналогия автора и героя и в социальном статусе. Перед Второй мировой войной, после издания романа «На Западном фронте без перемен», Ремарк был известным и узнаваемым европейским писателем. По роману, его герой Равик также преуспел, он считался одним из ведущих хирургов Германии.
При фашистском режиме писатель подвергся настоящей травле, его младшая сестра Эльфрида Шольц за антигитлеровские высказывания была гильотирована. Старшей же сестре прислали счет за пребывание несчастной в тюрьме с требованием срочно уплатить.. При этом было сказано, что ее брат Анри пока что скрылся, но его в конце-концов постигнет участь Эльфриды.
По сюжету романа, Равик спас двух обреченных на смерть соотечественников, за что его заперли в застенках гестапо. Чтобы сломить задержанного, арестовали и его невесту Сибиллу, которую пытали и насиловали, и девушка пончила с собой.
Атмосфера предвоенной Франции
Почему же роман назван «Триумфальная арка»? Отзывы о книге читателей высказывают разные предположения. В чем здесь аллегория? Ведь для Франции это сооружение является символом победы, ликования. Произведение же Ремарка наполнено трагизмом.
Действительно, по ходу романа арка упоминается несколько раз, а именно в его особенные, сюжетообразующие моменты. Только ли в этих вкраплениях в канву повествования скрыта привязка названия книги к Парижу?
Писатель рассказывает о столице Франции, живущей и веселящейся безумно, словно по инерции. В воздухе уже витает предчувствие грядущей войны, однако об этом принято молчать. По ходу романа всего лишь несколькими своими мазками художник-Ремарк показывает многогранную картину окружающей жизни.
Поражают художественной завершенностью второплановые персонажи. Роскошная дама Кэт Хегстрем, которую изнутри поедает рак. Парнишка Жено, потерявший ногу, но радующийся, поскольку на страховое пособие сможет открыть лавку и жить торговлей. Девушки с пониженной социальной ответственностью, опасающиеся попасть в больницу, поскольку израсходуются ранее заработанные ими деньги.
Лучшие высказывания Эриха Марии Ремарка
О ЖЕНЩИНЕ
- «Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать».
- «Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее».
- «Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов».
- «Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее – ложь».
- «Женщина – это вам не металлическая мебель; она – цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее».
- «Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным».
О ЖИЗНИ, СЧАСТЬЕ И ЛЮБВИ
«Раскаяние – самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее».
«И что бы с вами ни случилось – ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным».
«Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу».
«Кто готов с улыбкой отпустить, того пытаются удержать».
«О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет».
«Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло
Он светит во тьме».
«На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх. И все-таки, даже если тебя подгоняет страх, можно смеяться. А что же еще остается делать?»
А что же еще остается делать?»
«Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил».
«Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь – захочешь удержать. А удержать ничего нельзя…»
«Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки».
«Нет, – быстро сказал он. – Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец».
«Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову».
«Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения».
«Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать».
«Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет».
«Самый легкий характер у циников, самый невыносимый у идеалистов. Вам не кажется это странным?»
«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы».
Цитаты о тщетности войны
Беспомощное выражение лица Пауля Баумера заставляет задуматься о значении войны. Эрих Мария Ремарк через Баумера изображает такие мельчайшие элементы солдатской психики, что невольно задаешься вопросом: зачем война? Почему из всего, что есть в жизни, мы «выбираем» войну? Здесь вы найдете цитаты Пола Баумера, актуальные и по сей день!
1. «Как бессмысленно все, что когда-либо может быть написано, сделано или задумано, когда такие вещи возможны. Должно быть, все это ложь и ничтожество, если тысячелетняя культура не смогла предотвратить пролитие этого потока крови, этих сотнями тысяч пыточных камер».
— Глава 10.
2. «Мы одиноки, как дети, и опытны, как старики, мы грубы, печальны и поверхностны — я думаю, что мы заблудились».
— Глава 6.
3. «Я молод, мне двадцать лет; и все же я ничего не знаю о жизни, кроме отчаяния, смерти, страха и глупой поверхностности, заброшенной в бездну печали. Я вижу, как народы настраиваются друг против друга и молча, по незнанию, глупо, послушно, невинно убивают друг друга».
— Глава 10.
4. «Эта книга не должна быть ни обвинением, ни исповедью, и менее всего приключением, ибо смерть не приключение для тех, кто стоит с ней лицом к лицу. Он попытается просто рассказать о поколении людей, которые, хотя и избежали снарядов, были уничтожены войной».
— Предисловие.
5. «Они для меня больше, чем жизнь, эти голоса, они больше, чем материнство и больше, чем страх; это самое сильное, самое утешительное, что есть на свете: это голоса моих товарищей».
— Глава 9.
6. «Мы уже не молодые люди. Мы потеряли всякое желание завоевать мир. Мы беженцы. Мы бежим от самих себя. Из нашей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только начали любить мир и любить быть в нем; но нам пришлось стрелять в него».
— Глава 5.
7. «Кто выживет, страна победит. Это было бы намного проще и лучше, чем просто такая договоренность, когда воюют не те люди».
— Глава 3.
8. «Для нас, восемнадцатилетних парней, они должны были быть посредниками и проводниками в мир зрелости, в мир труда, долга, культуры, прогресса — в будущее».
— Глава 1.
25 лучших цитат Ремарка о любви
25 цитат Эриха Мария Ремарка, писателя с огромным сердцем, писавшего о любви настолько глубоко и проникновенно, что от его произведений невозможно оторваться:
Человек может стать тебе близок за три дня. А тот, кто живет рядом с тобой годами, может так и не узнать, какой твой любимый цвет.
Когда находишь свое, на другое даже смотреть не хочется.
Самая хрупкая вещь на Земле — это любовь женщины. Один неверный шаг, слово, взгляд и ничего восстановить уже не удастся.
Самое сильное чувство — разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования — пустота.
Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя…
Извинение — не означает, что ты не прав, а другой человек прав. Это всего лишь означает, что ценность ваших отношений важнее, чем собственное эго.
Твой человек не тот, кому «с тобой хорошо» — с тобой может быть хорошо сотне людей. Твоему — «без тебя плохо».
Если к кому-то потянулась душа, не сопротивляйтесь. Она единственная точно знает, что нам надо.
Просто мы чужие люди, которые случайно прошли вместе какой-то отрезок пути, так и не поняв друг друга.
Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.
Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.
Мы никогда друг друга не забудем, но никогда друг друга не вернем.
Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.
Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее.
Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.
Женщин следует либо боготворить, либо оставлять
Всё прочее — ложь.
Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.
Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу.
Я стоял рядом с ней, слушал её, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.
Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать.
Чем больше ты стараешься добиться человека, который тебя не ценит, тем больнее для тебя будут удары его равнодушия.
Стараться забыть кого-то — значит все время о нем помнить.
Люди, полагающие, что они никому не нужны, на самом деле часто самые нужные.
Не важно, как часто вы видитесь — важно, что эти встречи значат для вас.
Первый человек, о котором ты думаешь утром и последний человек, о котором ты думаешь ночью — это или причина твоего счастья или причина твоей боли.
Заключение
Читательское сообщество многолико… Мы действительно разные: бедные и богатые, удачливые и борющиеся за существование, видящие мир в ярких красках и рисующие его в серых тонах. Так что же у нас общего?
Хотелось бы, чтобы, задавшись этим вопросом, читатели сами нашли ответ в классической литературе, вспомнив некоторые цитаты… Эрих Ремарк, будучи по своей сути индивидуалистом, фактически во всех своих романах взывал именно к общности человеческой. И главными ее ценностями, по мнению писателя, должны стать любовь, дружба, верность, порядочность. Человек, обладающий этими качествами, неизменно несет свет в тот маленький мир, где он живет.
Однако этого мало. Ведь «паспорт» (т. е. гражданство), по мнению Ремарка, дает человеку лишь одно право — умереть с голоду, «не пребывая в бегах»
Поэтому важно также быть профессионалом в выбранном деле
Все эти качества присущи Ремарка.
Эрих Мария Ремарк, (1898–1970), немецкий писатель
Любовь ослепляет мужчину и делает зорче женщину.
В хладнокровных размышлениях можно растворить ненависть и обратить ее в целе устремленность.
Одиночество легче, когда не любишь.
Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Все прочее – ложь.
Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован.
Иногда удается спросить себя, только когда спросишь другого.
До самых простых истин доходишь иногда окольными путями.
Терпимость – дочь сомнения.
В небольших городах люди страдают от подавляемой похоти. То есть в небольших городах без борделя.
Всякая любовь хочет быть вечной.
Деньги — вещь очень важная. Особенно когда их нет.
Деньги — это свобода, выкованная из золота.
Деньги портят характер.
Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить, — старинное правило.
Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее.
Каждый диктатор начинает с того, что упрощает.
Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.
Любовь зарождается в человеке, но никогда не кончается в нем. И даже если есть все: и человек, и любовь, и счастье, и жизнь, — то по какому-то страшному закону этого всегда мало, и чем большим все это кажется, тем меньше оно на самом деле.
Любовь не знает гордости.
Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.
Любовь чудесна. Но кому-то из двоих всегда становится скучно. А другой остается ни с чем.
Настоящая любовь не терпит посторонних.
Не будь женщин, не было бы и денег, и мужчины были бы племенем героев
В окопах мы жили без женщин, и было не так уж важно, у кого и где имелась какая-то собственность. Важно было одно: какой ты солдат
Я не ратую за прелести окопной жизни, — просто хочу осветить проблему любви с правильных позиций. Она пробуждает в мужчине самые худшие инстинкты — страсть к обладанию, к общественному положению, к заработкам, к покою.
Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. Это — одно из самых мудрых правил жизни. Применять его на деле очень трудно. Особенно интеллигентам и романтикам.
Нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить.
Поверхностны только те люди, которые считают себя глубокомысленными.
Родиться глупым не стыдно, стыдно только умирать глупцом.
Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.
Смерть одного человека — это смерть; смерть двух миллионов — только статистика.
Совесть обычно мучит не тех, кто виноват.
Страдания любви нельзя победить философией — можно только с помощью другой женщины.
Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев еще ничего начать.
В трудные времена наивность — это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный.
Тот, кто нигде не имеет дома, волен ехать куда угодно.
Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.
Человек живет на семьдесят пять процентов исходя из своих фантазий и только на двадцать пять — исходя из фактов; в этом его сила и его слабость.
Человек, который склонен к возвышенным чувствам, обманывает обычно и себя и других.
Чем меньше человек заботится о своем душевном состоянии, тем большего он стоит.