Тема любви в прозе И. А. Бунина.
(на примере одного из произведений)
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. У Бунина любовь не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» создавался в эмиграционные годы с 1938 по 1949 в очень тяжелое и драматичное для писателя время (Вторая мировая война и расставание со своей последней музой, Галиной Кузнецовой). Бунин, будучи уже старым человеком, снова и снова переживает в своих воспоминаниях любовь в очень разных, порой странных проявлениях. Сам Бунин так говорит об этой книге: «Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагичности и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни.»
В «Темных аллеях» Бунин воспевает любовь во всех ее проявлениях: когда она остается неузнанной; когда она чуть теплится, но не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Любовь в произведениях писателя не терпит длительности, так как, чтобы она не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок.
«Натали» — это рассказ из цикла «Темные аллеи» о роковой любви, которая преследовала героя на протяжении всей жизни.
Герой рассказа приезжает в имение своего дяди с четким намерением, он хочет «нарушить свою чистоту, искать любви без романтики». И такую любовь дает ему его кузина Соня, в которую он когда-то был влюблен. Однако, познакомившись с Натали, молодой человек уже не может забыть эту девушку с «золотыми» волосами и глазами как «черные солнца».
Соня и Натали – два совершенно противоположных человека. Несмотря на то, что девушки одного возраста, Соню Виталий сравнивает с «только что вышедшей замуж молодой женщиной», Натали же «казалась чуть не подростком». Отношение героя к обеим девушкам также различно. Молодого человека терзают противоречивые чувства, он «все дивился, ужасался: за что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней.»
Однако, Бунин ясно дает понять, что настоящая любовь бывает только раз в жизни, и у Виталия это любовь именно к Натали, «одна мысль о которой уже охватывает его таким чистым любовным восторгом…» Уехав из имения, молодой человек не вспоминает о своей страсти к Соне, о минутах, проведенных с ней, а Натали не может забыть, помнит о ней, и любовь к этой девушке живет в его сердце в течение всей жизни.
Через много лет влюбленные снова встречаются уже другими, взрослыми людьми, многое изменилось в их жизни, осталось прежним только одно – их неугасающая любовь друг другу. Они полностью отдаются своему искреннему чувству, наслаждаясь теми недолгими мгновениями счастья, которые подарила им судьба.
Любовь в изображении Бунина всегда трагична, у нее нет будущего. Но, несмотря на это, писатель глубоко убежден, что любовь – это величайшее счастье в жизни. Бунин пишет: «…разве бывает несчастная любовь?…Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Любовь в понимании писателя – это таинственная стихия, ослепительная вспышка, озаряющая жизнь человека и наполняющая ее новым особым смыслом.
Бунин Иван Алексеевич
Биография Бунина Бунин Иван Алексеевич 1870 — 1953 родился 10 октября 22 н. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии,среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине» под присмотром учителя и воспитателя, «престранного человека», увлекшего своего ученика живописью, от которой у того «было довольно долгое помешательство», в остальном мало что давшего.
В 1881 поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его завершилось не совсем обычно.
Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой. В 1889 Бунин покинул имение и был вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете. Часто переезжал — жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве.
В 1891 вышел его сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родной Орловщины. Иван Бунин в 1894 в Москве встречался с Л. Толстым, доброжелательно принявшим молодого Бунина, в следующем году познак милея с А. В 1895 опубликован рассказ «На край света», хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству. В 1898 выходит сборник стихов «Под открытым небом», в 1901 — сборник «Листопад», за который он удостоился высшей премии Академии наук — Пушкинской премии 1903.
В 1899 познакомился с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве «Знание», где появились лучшие рассказы того времени: «Антоновские яблоки» 1900 , «Сосны» и «Новая дорога» 1901 , «Чернозем» 1904. Горький напишет: «… В 1909 Бунин стал почетным членом Российской Академии наук.
Повесть «Деревня», напечатанная в 1910, принесла ее автору широкую читательскую известность. В 1911 — повесть «Суходол» — хроника вырождения усадебного дворянства. В последующие годы появилась серия значительных рассказов и повестей: «Древний человек», «Игнат», «Захар Воробьев», «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско».
Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: «Косцы», «Лапти», «Далекое», «Митина любовь», цикл новелл «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева», 1930, и др.
В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия. Написал книги о Л. Толстом 1937 и о А. Чехове издана в Нью-Йорке в 1955 , книгу «Воспоминания» издана в Париже в 1950.
Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним. Умер Иван Бунин 8 ноября 1953 в Париже. Иван Бунин: стихи, биография Бунина.
Лучшие стихи о любви Ивана Бунина
Ты чужая, но любишь,
Любишь только меня.
Ты меня не забудешь
До последнего дня.
Ты покорно и скромно
Шла за ним от венца.
Но лицо ты склонила —
Он не видел лица.
Ты с ним женщиной стала,
Но не девушка ль ты?
Сколько в каждом движенье
Простоты, красоты!
Будут снова измены…
Но один только раз
Так застенчиво светит
Нежность любящих глаз.
Ты и скрыть не умеешь,
Что ему ты чужда…
Ты меня не забудешь
Никогда, никогда!
***
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
***
Печаль ресниц, сияющих и черных,
Алмазы слез, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных, —
Все помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!
Откуда же являешься ты мне?
Зачем же воскресаешь ты во сне,
Несрочной прелестью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча, краткая, земная,
Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?
***
Мы встретились случайно, на углу.
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.
На ней был креп,- прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.
И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом… Была весна…
Она меня простила — и забыла.
***
Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.
***
Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!
И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!
Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!
***
Беру твою руку и долго смотрю на неё,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке — все твое бытие,
Я всю тебя чувствую — душу и тело.
Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!
***
Снова сон, пленительный и сладкий,
Снится мне и радостью пьянит,-
Милый взор зовет меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.
Знаю я — опять меня обманет
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне — обмани меня!
***
Счастлив я, когда ты голубые
Очи поднимаешь на меня:
Светят в них надежды молодые —
Небеса безоблачного дня.
Горько мне, когда ты, опуская
Темные ресницы, замолчишь:
Любишь ты, сама того не зная,
И любовь застенчиво таишь.
Но всегда, везде и неизменно
Близ тебя светла душа моя…
Милый друг! О, будь благословенна
Красота и молодость твоя!
***
Тихой ночью поздний месяц вышел
Из-за черных лип.
Дверь балкона скрипнула,- я слышал
Этот легкий скрип.
В глупой ссоре мы одни не спали,
А для нас, для нас
В темноте аллей цветы дышали
В этот сладкий час.
Нам тогда — тебе шестнадцать было,
Мне семнадцать лет,
Но ты помнишь, как ты отворила
Дверь на лунный свет?
Ты к губам платочек прижимала,
Смокшийся от слез,
Ты, рыдая и дрожа, роняла
Шпильки из волос,
У меня от нежности и боли
Разрывалась грудь…
Если б, друг мой, было в нашей воле
Эту ночь вернуть!
Стихотворения Ивана Бунина
1886Деревенский нищийКак печально, как скоро померкла…Месяц задумчивый, полночь глубокая…ПоэтШире грудь распахнулась для принятия…1887На прудеОктябрьский рассветПолевые цветыПугачСерп луны под тучкой длинной…В темнеющих полях…Высоко полный месяц стоит…1888Бледнеет ночь… Туманов пелена…Джордано БруноКакая теплая и темная заря!..Не пугай меня грозою…Осыпаются астры в садах…ПахарьПустыня, грусть в степных просторах…Туча растаяла. Влажным теплом…В полночь выхожу один из дома…1889Как дымкой даль полей…Как все вокруг сурово, снежно…На поднебесном утесе, где бури…Не видно птиц. Покорно чахнет…Под орган душа тоскует…Седое небо надо мной…В костёлеВ степиЗачем и о чем говорить?..1891АнгелДядькаПорыжели холмы. Зноем выжжены…РодинеРодникСатурнВ туче, солнце заступающей…1892Гаснет вечер, даль синеет…Еще от дома на дворе…1893Ночь идет — и темнеет…Осень. Чащи леса…ТроицаВетер осенний в лесах подымается…В стороне далекой от родного края…За рекой луга зазеленели…1894Неуловимый свет разлился над землею…1895Что впереди? Счастливый долгий путь…Что в том, что где-то, на далеком…Когда на темный город сходит…Ночь наступила, день угас…1896Христос воскрес! Опять с зарею…Качка слабых мучит и пьянит…РодинаСчастлив я, когда ты голубые…1897Ненастный день. Дорога прихотливо…Скачет пристяжная, снегом обдает…1898Беру твою руку и долго смотрю на нее…И вот опять уж по зарям…На Дальнем СевереПосле половодьяСнова сон, пленительный и сладкий…Я к ней вошел в полночный час…Звезды ночью весенней нежнее…1899ДетствоКак светла, как нарядна весна!..Нет солнца, но светлы пруды…Нынче ночью кто-то долго пел…Все лес и лес. А день темнеет…1900ДонникЕще утро не скоро, не скоро…На распутье в диком древнем поле…Ночь печальна, как мечты мои…Порой среди забот и жизненного шума…СумеркиВ пустом, сквозном чертоге сада…Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…1901Это было глухое, тяжелое время…Гроза прошла над лесом стороною…Из АпокалипсисаКустарникМорозное дыхание метели…На островеНочьНочь и деньНочного неба свод далекий…Облака, как призраки развалин…Раскрылось небо голубое…Шумели листья, облетая…Спокойный взор, подобный взору лани…Светло, как днем…Тихой ночью поздний месяц вышел…В окно я вижу…В поздний час мы были с нею в поле…За всё тебя, Господь, благодарю!..1902Чашу с темным вином…Ветви кедра — вышивки зеленым…1903Баба-ЯгаДень гнева: Апокалипсис, IVГробница СафииКаменная бабаКанун КупалыОдиночествоРозыСонСын человеческий: Апокалипсис, IЯ — простая девка на баштане…Если б только можно было…Звезды горят над безлюдной землею…1905Мы встретились случайно, на углу…Осень листья темной краской метит…ПризракиСапсанВ лесу, в горе, родник, живой и звонкий…1906ЧужаяКак дым, седая мгла мороза…Курган разрыт. В тяжелом саркофаге…ЛистопадМужичокПечаль ресниц, сияющих и черных…Рассыпался чертог из янтаря…1907БалагулаБезнадежностьДикарьДияГробница РахилиХрам солнцаИз анатолийских песенКошкаЛеса в жемчужном инее. Морозно…На ПлющихеНа рейдеНовый храмОбвалПугалоПустошьРыбалкаШла сиротка пыльной дорогой…С корабляС обезьянойВ полях сухие стебли кукурузы…В столетнем мраке черной ели…Жгли на кострах за пап и за чертей…1908ХудожникИерусалимНа хутореПилигримСаваофВ архипелаге1909Надпись на могильной плитеВечерЗацвела на воле…1911Океан под ясною луной…1912При свечеПсковский борТу звезду, что качалася в темной воде…В Сицилии1915Слово1916АленушкаБогиняЦейлонДедушка в молодостиИндийский океанКадильницаКрай без истории… Все лес да лес, болота…Лиман песком от моря отделен…Льет без конца…МиньонаМолодой корольМолодостьМулыНастанет день — исчезну я…Никогда вы не воскреснете…ПлотыПолночный звон степной пустыни…Последний шмельРыжими иголками устлан косогор…РусланСироккоСолнце полночное, тени лиловые…Стой, солнце!В циркеВ горахВ ОрдеЕдем бором, черными лесами…Зеркало1917Мы рядом шли, но на меня…Свет незакатныйУ ворот Сиона, над Кедроном…1918И цветы, и шмели, и трава, и колосья…1919Древний образ1920ИзгнаниеЗвезда морей, Мария1921Канарейка1922Мечты любви моей весенней…О, слез невыплаканных яд!..Шепнуть заклятие при блеске…СириусС темной башни колокол уныло…Вход в ИерусалимВ полночный час я встану и взгляну…Зачем пленяет старая могила…1925День памяти Петра1926Только камни, пески, да нагие холмы…1947Ночная прогулка
Иван Бунин — Осыпаются астры в садах: Стих
Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука… Осень веет тоской, Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни По аллее, давно молчаливой, И с любовью и с грустью взгляни На знакомые нивы. В тишине деревенских ночей И в молчанье осенней полночи Вспомни песни, что пел соловей, Вспомни летние ночи И подумай, что годы идут, Что с весной, как минует ненастье, Нам они не вернут Обманувшего счастья…
Бунин стихи о любви
Иван Бунин — русский классик рубежа двух столетий, писатель, прозаик, поэт, переводчик, почетный академик Петербургской Академии Наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933). Годы жизни: 1870 1953. Иван Бунин по праву считается выдающимся поэтом начала XX века и крупнейшим мастером русской реалистической прозы. Произведения писателя переведены на все европейские и некоторые восточные языки.
Беру твою руку и долго смотрю на нее,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке — все твое бытие,
Я всю тебя чувствую — душу и тело.
Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Гимн любви (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна).
Мне кажется порой, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что люди мельчают и мельчают их чувства. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови, — вспоминаются строки М. Лермонтова. А ведь “и любовь, говорю я вам, имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов!”. И только прекрасная мечта о том, чего, быть может, никогда не бывает, но чего каждый ждет, упорно надеясь на чудо, помогает сохранить веру в то, что мир прекрасен. Этой верой, воздушной, но незыблемой, поразили и очаровали меня рассказы А. Куприна. Я читаю “Гранатовый браслет”, и мне невольно приходят на ум бунинские строки: “Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает”. Они словно выражают главную мысль рассказа, который весь — гимн любви, не менее, по-моему, волнующий, чем у А. Пушкина: Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем… “Вспоминаю твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. “Да святится имя твое”. В этих словах звучит нечто высшее земной действительности, словно примиряющее жизнь со смертью. “Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — слава тебе”. Кажется, я слышу этот голос ниоткуда. И пусть “этого не бывает. Да, да, никогда не бывает”, но, несмотря ни на что, “я вас люблю”. Живя одной жизнью с героем, в часы чтения “Гранатового браслета”, мы чувствуем, что мечта сбывается, что людям иногда доступно недоступное. “Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь… — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить”. Какое странное противоречие: счастливый несчастный человек. У И. Бунина, в рассказе “Солнечный удар”, то же можно сказать о главном герое. Вот блистает этот миг сбывшегося сна и угасает, оставляя боль и лишь воспоминание о счастье. Но в своем несчастье герои счастливее многих, которые те десять лет, что были отданы за миг сбывшейся мечты, тратят на обыденность реальности или проводят в бесплодных поисках идеала. “Ну, хорошо; вы сойдете с ума от этой удивительной, невероятной любви, а поручик Диц сойдет с ума от паралича и гадких болезней”, — А. Куприн в “Поединке” словно вторит И. Бунину. Людям свойственно стремление к тому, чего не бывает, чего невозможно достичь. Порой они любят не человека, а мечту о любви. “Когда я был помоложе, во мне жила одна мечта: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей”. Может быть, тоска по любви приближает человека к высшему, к истинному чувству? Но есть и другое мнение: “Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят” (И. Бунин). Все же любовь необходима человеку для очищения, для обретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. “Успокойся, дорогая, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки”. Глубина человеческой души — в нескольких строках. Обыкновенные, они просты и понятны каждому — необыкновенные, они так человечны и искренни. Пусть сбудется в жизни каждого человека волшебная сказка, созданная А. Куприным или И. Буниным, и пусть чудесное чувство настоящей человеческой любви сохранит очертания воздушной мечты, став прекрасной реальностью.