Brahms and the schumanns: the story behind the classical love triangle

Am21.ru

двое мужчин и одна судьба

Портрет композитора Иоганнеса Брамса.

В течение многих лет Клара исполняла, редактировала и модифицировала композиции Роберта. Он любил знать мнение своей жены, которым я безмерно восхищался. Однако появление в их жизни нового персонажа вскоре перевернуло все с ног на голову.

Иоганнес Брамс был молодым концертным исполнителем, который быстро сдружился с парой. Он регулярно ходил поесть в свой дом; провели интересные вечера и неплохо ладили с детьми. На самом деле, с их матерью он был связан особым образом, поскольку у них обоих была очень похожая чувствительность.

Поэтому неудивительно, что в конце концов Брамс влюбился в пианистку и бесчисленное количество раз признавался в любви к ней. хотя она была замужем и почти на 15 лет старше. Мало что известно о начале или продолжительности их отношений; хотя это правда, что он поддерживал семью до и после смерти Роберта.

После смерти композитора оба переехали в Вену с ее детьми, где оставались до смерти обоих с разницей в год.

«Я брошу своё кольцо в Рейн»

Живя в доме Шумана, молодой Брамс почти не замечал болезненного состояния гостеприимного хозяина. Его мысли заняты Кларой. Постепенно восхищённое обожание переходит в настоящую любовь. Брамс попадает в сложную ситуацию. Он не в силах побороть влечение к Кларе. Чтобы как-то разрешить эту ситуацию, он возвращается в Ганновер и с пущей силой принимается за музыку.

Тем временем состояние здоровья Роберта резко ухудшается. Его мучают галлюцинации и бессонница. «Ах, Клара, я недостоин твоей любви, — повторяет Шуман. — Я знаю, что болен, и хочу, чтобы меня положили в психиатрическую больницу». 27 февраля 1854 года Шуман, в халате и домашних туфлях, незаметно выскользнул из дома и под проливным дождём побежал к мосту через Рейн. Добежав до середины моста, бросился в ледяную воду. К счастью, это видели оказавшиеся поблизости рыбаки, которые и спасли его. Перед прыжком в реку он бросил в воду своё обручальное кольцо. Позже нашли листок бумаги, на котором он написал: «Дорогая Клара, я брошу своё кольцо в Рейн, сделай и ты так же, оба кольца соединятся там».

Шумана помещают в частную психиатрическую клинику. Комфортабельная двухкомнатная палата, где есть даже пианино. Ему разрешают прогулки. Но одно правило соблюдается неукоснительно — полная изоляция от ближайших родственников. Кларе тоже запретили навещать мужа. Она увидит его только через два с половиной года.

Личная жизнь

Как известно, Брамс был человеком замкнутым, необщительным, имел поразительный талант отталкивать людей от себя, а под конец жизни вовсе порвал всякие связи с новыми знакомыми и старыми приятелями. Именно из-за этого Иоганнесу не удалось завести семью: ни жены, ни детей у него не было. Правда, музыкант страстно любил жену Роберта Клару Шуман, но из уважения к ней и к своему приятелю старался никогда открыто не выказывать ей своих чувств.

Клара Шуман (1857)

Когда композитору исполнилось 26 лет, он понял, что в жизни ему не хватает тихого домашнего очага. Тогда он принял решение о женитьбе на Агате фон Зибольт – молодой аристократке. Иоганнеса как пианиста привлекал её мелодичный голос, светская изящность манер. Но планы расстроились из-за негласной обиды его вечной возлюбленной Клары, разговоров, быстро распространившихся после известия о помолвке.

Агата фон Зибольт

После этого еще более замкнутого в себе Брамса ждал только небольшой роман с Аличей Барби – малоизвестной тогда певицей, а также крепкая дружба с Элизабет фон Герцогенберг. Однако на закате жизни Брамс говорил, что сердце его всегда будет принадлежать только Музыке.

Музыка

В 1853 году Брамс нанес личный визит Роберту Шуману и получил восторженный отзыв, напечатанный в статье «Дорогу молодым». Эта похвала усугубила самокритические стандарты и вызвала опасения не соответствовать столь высокой оценке. Поэтому, отказавшись на время от демонстрации собственных сочинений, Брамс дал серию концертов. В 1852 году, получив известность исполнителя, Иоганнес решился на публикацию и передал ноты двух фортепианных сонат и песен лейпцигской фирме Breitkopf & Härtel.

Композитор Иоганнес Брамс / Quintessential Ruminations

Однако Брамса преследовали и неудачи начавшиеся с провала премьеры концерта зимой 1859 года. А на втором представлении реакция публики оказалась настолько враждебной, что автора и исполнителя пришлось силой удерживать от преждевременного ухода со сцены. В результате Иоганнес, обозлившийся на поклонников и критиков, вмешался в полемику о состоянии немецкой музыки и предпринял атаку на «новую школу», возглавляемую Рихардом Вагнером и Ференцем Листом.

Такой оценки хватило для того, чтобы забыть о ситуации, сложившейся на родине, и обосноваться в певческой академии, заняв пост руководителя и дирижера. Затем композитор обосновался в Баден-Бадене, и начал работу над самыми знаменитыми произведениями, включая «Немецкий реквием», который после добавления финального соло «Ihr habt nun Traurigkeit» имел невероятный успех.

В тот же период композитор представил публике завершенную серию «Венгерских танцев» и сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Под благотворным влиянием успеха Брамсу удалось завершить давно начатые крупные произведения и выпустить партитуру кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой была знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра.

Руководя музыкантами Венского музыкального общества, Иоганнес организовал премьеру новых творений, на которой среди прочих работ прозвучали «Вариации на тему Гайдна», вокальные квартеты и «Семь песен для смешанного хора», написанные в 1874 году.

Иоганнес Брамс и Иоганн Штраус-младший / Web-archive

После этого слава композитора вышла за пределы государств Центральной Европы, и Брамс был удостоен престижных премий, почестей и наград, а также признан почетным гражданином Гамбурга. В 1882 году его пригласили исполнить второй фортепианный концерт в сопровождении всемирно известного придворного оркестра Майнингена и сделать экспериментальную запись «Венгерского танца» на фонографе, привезенном Томасом Эдисоном.

В 1890-х годах, когда произведения находились на пике популярности, Брамс после знакомства с Иоганном Штраусом II неожиданно решил оставить сочинительство и выступать только как дирижер и пианист. Но идеи, оставшиеся невоплощенными, вернули его к творчеству и оформились в трио и сонаты для кларнета и длинный список интермеццо и других фортепианных пьес.

Tragic Romantics

During our concert next week, we will perform works by Schumann and Brahms.

The Schumann “Konzertstuck” for 4 French Horns and Orchestra is a delightful bright piece.

But the work we will play by Brahms, his “Tragic Overture,” though it has no particular story, portrays to my ears, all the complications of his tangled love for Clara and reverence for his mentor Robert.

You can read more about these pieces in the program notes during the concert. But I wanted to make sure you knew the story behind the composers. One of the special aspects of music is that we get to inhabit the mind and heart of the composer many years after their death. We can experience a part of their life as freshly as if we had witnessed it or experienced it ourselves. We’re so lucky to have these shadows of their experience left behind so that we can experience what they did and have our lives impacted by the greatness of their genius and the stories and lessons of their lives.

We look forward to seeing you at our concert in less than 2 weeks. Join us on September 28th and 29th, 7:30pm at Timberline Middle School in Alpine, UT.

Tickets are available by click on the button below.

Suicide Attempt

Only four months after their meeting, Robert suffered a nervous breakdown. On February 27, 1854, he jumped off a bridge into the Rhine river in a suicide attempt. He was rescued from drowning and was committed to a private psychiatric institution. He spent the next two years there and died on July 29, 1856.

During Robert’s confinement, Clara and Johannes began what would become a lifelong correspondence. He grew to be her closest and most beloved friend, despite being 14 years his senior. He became her sole source of light and their friendship took on a new dimension.

Brahms was torn by his growing love for his sick mentor’s wife. He wrote to her in 1855 saying:

«I can do nothing but think of you… What have you done to me? Can’t you remove the spell you have cast over me?»

Clara’s feelings were a tangled mess too. She yearned for her husband, but as he grew worse in his sickness, she became more and more fond of her young friend. In a letter to her children, Clara wrote:

Детские и юные годы.

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге в бюргерской семье. Отец его был музыкантом, играл на нескольких инструментах. В молодые годы он служил валторнистом в военном оркестре городской гвардии, а затем сделал своей специальностью контрабас и играл на этом инструменте в маленьких театрах и ночных ресторанах Гамбурга.По крайней мере до пятнадцатилетнего возраста Иоганнес Брамс безвыездно жил в Гамбурге, где получил домашнее музыкальное образование. Он учился игре на фортепиано у местных педагогов, среди которых лишь Эдуард Марксен был его единственным серьезным учителем

Однако всем тем, что мы знаем и ценим в творчестве Брамса, он был обязан не столько своим учителям (тем более что в музыкально-учебных заведениях он не учился), сколько трудолюбию, пытливости, выдающемуся дарованию и осознанию важности и нужности того дела, которому он посвятил себя. И действительно, зрелые произведения Брамса свидетельствуют об овладении им вершинами художественного мастерства.Занимаясь фортепианной игрой, Брамс делал большие успехи и в короткий срок овладел инструментом настолько, что смог выступать публично в открытых концертах, где он исполнял как свои произведения, так и произведения класссиков (Баха, Моцарта, Бетховена)

Брамс был крупным пианистом. Если его игра не отличалась виртуозным блеском (подобно игре Листа), то в ней была большая внутренняя сосредоточенность, глубина мысли и чувства.Еще в юношеские годы Брамсу пришлось работать в качестве пианиста там же, где служил контрабасистом его отец; в городском театре Гамбурга он играл за кулисами, сопровождая танцы; играл и в ночных ресторанах. Это был тяжелый труд, угнетавший Брамса. Тем не менее для его творческого роста эта работа имела в известном смысле положительное значение: ему пришлось войти в непосредственное соприкосновение с немецкой народной музыкой и с музыкой демократического городского быта (лендлеры и другие немецкие танцы, песни, популярные в репертуаре профессиональных и любительских хоров и в домашнем кругу); вся эта музыка, явившись интонационной основой лучших произведений Брамса, сделала их выдающимися явлениями национально-немецкой демократической культуры. В некоторых случаях Брамс использовал подлинные народные мелодии, в других — создавал собственные мелодии, близкие к немецкой народно-бытовой музыке.

Ссылки

  • Произведения Брамса на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
  • Иоганнес Брамс: Ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Брамс Иоганнес — Жизнь и творчество
  • Жизненный и творческий путь Брамса
  • Краткий список сочинений Брамса
  • Classic Cat — Brahms mp3s
  • В. Васина-Гроссман. «Строгая лирика» Брамса //Романтическая песня XIX века, М: Музыка, — 1966 (стр-234-273)
  • Передача Бориса Гребенщикова «Аэростат»
  • Johannes Brahms (The Lied and Art Song Texts Page: Texts and Translations to Lieder, mélodies, canzoni, and other classical vocal music)
  • Brahms.RU | Музыкальный Фестиваль в Центре Павла Слободкина
Это заготовка статьи о композиторе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Другие женщины Брамса – Агата фон Сибольд

Были ли другие женщины в суьбе Иоганнеса Брамса? Были. И какие!

Будучи самым сильным, это сердечное увлечение было не последним в жизни Брамса. Друзья пригласили маэстро провести лето 1858 года в Гёттингене. Там он встретился с очаровательной обладательницей редкого сопрано Агатой фон Сибольд. Ему 26 лет. Он ни разу не предлагал Кларе жениться. И она не предлагала. Будучи страстно влюбленным в Агату, Брамс с удовольствием писал для нее новые произведения. Все были уверены в их скором браке, однако помолвка вскоре была расторгнута.

Недовольство Клары Шуман (какое право она имеет на недовольство Брамсом, раз не предлагает ему жениться на ней?), и сплетни, которые разрастались вокруг них, спровоцировали разрыв помолвки.

Агата фон Сибольд (полная реконструкция реальной фотографии) — эту женщину Брамс променял на Клару?

Брамс был раздавлен, и он пишет своё знаменитое произведение «Струнный секстет “соль минор”».

Секстет написан в честь расставания с прекрасной женщиной

После этого он писал Агате: «Я люблю Вас! Я должен увидеть Вас снова, но я неспособен носить оковы. Пожалуйста, напишите мне… могу ли я… приехать снова, чтобы заключить Вас в своих объятиях, поцеловать и сказать, что люблю Вас».

Они больше никогда не виделись, и Брамс позже сознался, что Агата была его «последней любовью».

Баронесса Элизабет фон Штокхаузен

Через 6 лет, в 1864 году в Вене Брамс будет преподавать музыку баронессе Элизабет фон Штокхаузен. Красивая и одаренная девушка станет очередной страстью композитора, и снова эти отношения не дадут ростка. Потому что Клара против их замужества!

Гермина Шпитц

В 50-летнем возрасте Брамс встретил Гермину Шпитц. Она обладала красивейшим сопрано и стала впоследствии главной исполнительницей его песен, особенно рапсодий. Вдохновившись новой увлеченностью, Брамс создал многие произведения, но роман с Герминой тоже длился недолго. Камнем преткновений снова стала Клара! Долгая связь с Кларой, на протяжении всей жизни с 20 лет до самой смерти не закончилась для Брамса ничем. Ни семьи, ни детей, ни наиболее выдающихся произведений. Крах да и только.

Алексей Орешкин

Литература

На русском языке
Брамс, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ганс Галь Иоганнес Брамс. Творчество и личность // Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера,три мира. — Феникс, . — С. 23-230. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-00274-8.
Карл Гейрингер. Иоганнес Брамс = Johannes Brahms. — Москва: Музыка, . — 432 с. — 8430 экз.
Е. М. Царева. Иоганнес Брамс. — djvu-книга)
На немецком языке
Kalbeck Max Johannes Brahms. Biographie in 4 Bänden. — Tutzing: Faksimile-Nachdruck Schneider, .
Korff Malte Johannes Brahms: Leben und Werk. — München: Deutscher Taschenbuch Verlag, . — ISBN 978-3423246569.
McCorkle M. L. Johannes Brahms thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. — München, .
На английском языке
Deiters Hermann Johannes Brahms: A Biographical Sketch. — München: Cambridge University Press, . — ISBN 978-1108004794.

Одному все – и Шумана, и Клару, другому – ничего.

Одного она довела до психиатрической лечебницы – Шумана, другого до полного одиночества – Брамса. Клара Вик сумела подчинить себе двух музыкантов-звезд своего времени и теперь уже вечных – Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса. А сама зарабатывала пианисткой. Продавая музыку обеих. Классно играла в свое время.

Иоганнес Брамс — вечно увлеченный

Вообще-то эта статья должна была рассказывать о личной жизни Брамса (кого любил и с кем спал, не наш выбор, но такова сфера интересов наших современников). Она и рассказывает. Но что касается Брамса, его личная жизнь была посвящена одной женщине, ради которой он пошел на все. Были и другие. Но только из-за Клары Вик он не завел собственных детей и навсегда остался холостым ! Кроме того он (по крайней мере нет свидетелей) еще ни с кем и не спал , с 20 лет до самой смерти, которая наступила в 64 года – долгих 44 года. 44 года одиночества! И ради чего?

Меж тем она, Клара Вик, ничем не пожертвовала  ради него – оставалась примерной женой Роберту Шуману и родила ему 8-x детей. Однако, все по порядку.

Роберт Шуман и начало конца

Когда Кларе было 11 лет, ее отец взял к себе молодого ученика по классу фортепиано Роберта Шумана. Несмотря на разницу в возрасте (он был на девять лет старше), они быстро сблизились. Первый, как друзья; позже как любовники.

В 1937 году, когда им исполнилось 18 лет, Клара и Роберт попросили у отца разрешения на брак. Учитель музыки отказался, и эта реакция означало начало конца его отношений с Кларой. 

После нескольких лет судебных баталий, молодые влюбленные наконец смогли пожениться. Это было за день до того, как Кларе исполнился 21 год, и, хотя позже она возобновила отношения с отцом в эпистолярной манере, все никогда не было так, как было раньше. 

Его преследовал страх, что его дочь была с «неудачником». Его дочь пыталась убедить его, что все наладится, но вскоре после этого Роберт попал в аварию, и одна из его рук была серьезно повреждена. Это ограничило его карьеру как пианиста, но это не было позором, но позволило ему посвятить себя музыкальной критике и композиции.

Were Clara and Johannes ever anything more than just close friends?

Clara (left) and Johannes. Wikimedia Commons

Well…

As Jan Swafford describes in her book, ‘Johannes Brahms: A Biography’, Brahms had fallen helplessly in love with her. By this point, Brahms had moved into the family home of the Schumanns in order to aid Clara with the children and so on.  Living with her but sleeping in separate rooms – unable to act on his feelings – almost caused him to go out of his mind. He often wrote letters to her, with one exclaiming, «I can do nothing but think of you… What have you done to me? Can’t you remove the spell you have cast over me?»

Jan Swafford’s ‘Johannes Brahms: A Biography’ offers richly expanded perspectives on Brahms’s life, including on his longstanding relationship with Clara Schumann

Did Clara feel the same?

If she did, she did a good job of keeping her feelings quiet as we don’t see much evidence of them until after her husband Robert passed away in 1856.

Биография

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф, в семье контрабасиста городского театра — Якоба Брамса. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе.

Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя (нем. Otto Friedrich Willibald Cossel).

В десять лет Брамс уже выступал на престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке. Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена, в Альтоне. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идёт ему на смену — это Брамс».

В четырнадцать лет — в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом.

В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи.

В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.

Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению — Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р. Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры.

30 сентября 1853 года, по рекомендации Иоахима, Брамс познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Шуман весьма лестно отозвался о Брамсе в критической статье в своей «Новой музыкальной газете».

Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г. Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».

Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.

Первое произведение Брамса — Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году.

Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.

В осенние месяцы 1857—1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде.

В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья. С 1858 по 1862 год руководил женским любительским хором, хотя мечтал о месте дирижера Гамбургского филармонического оркестра.

Летние сезоны 1858 и 1859 годов Брамс провёл в Гёттингене. Там он познакомился с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлёкся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил. Впоследствии все сердечные увлечения Брамса носили мимолётный характер.

Записи произведений Брамса

Полный комплект симфоний Брамса записали дирижёры Клаудио Аббадо, Герман Абендрот, Николаус Арнонкур, Владимир Ашкенази, Джон Барбиролли, Даниэль Баренбойм, Эдуард ван Бейнум, Карл Бём, Леонард Бернстайн, Адриан Боулт, Семён Бычков, Бруно Вальтер, Гюнтер Ванд, Феликс Вайнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Яша Горенштейн, Карло Мария Джулини (не менее 2 комплектов), Кристоф фон Донаньи, Антал Дорати, Колин Дэвис, Вольфганг Заваллиш, Курт Зандерлинг, Яп ван Зведен, Элиаху Инбал, Ойген Йохум, Герберт фон Караян (не менее 3 комплектов), Рудольф Кемпе, Иштван Кертес, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Рафаэль Кубелик, Густав Кун, Сергей Кусевицкий, Джеймс Ливайн, Эрих Лайнсдорф, Лорин Маазель, Курт Мазур, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Виллем Менгельберг, Зубин Мета, Евгений Мравинский, Рикардо Мути, Роджер Норрингтон, Сэйдзи Одзава, Юджин Орманди, Витольд Ровицкий, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джордж Селл, Леопольд Стоковский, Отмар Суитнер, Артуро Тосканини, Владимир Федосеев, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк, Гюнтер Хербиг, Серджиу Челибидаке, Рикардо Шайи (не менее 2 комплектов), Джеральд Шварц, Ханс Шмидт-Иссерштедт, Георг Шолти, Хорст Штайн, Кристоф Эшенбах, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме Ярви и др.

Записи отдельных симфоний осуществили также Карел Анчерл (№ 1—3), Юрий Башмет (№ 3), Томас Бичем (№ 2), Герберт Блумстедт (№ 4), Ханс Вонк (№ 2, 4), Гвидо Кантелли (№ 1, 3), Джансуг Кахидзе (№ 1), Карлос Клайбер (№ 2, 4), Ханс Кнаппертсбуш (№ 2—4), Рене Лейбовиц (№ 4), Игорь Маркевич (№ 1, 4), Пьер Монтё (№ 3), Шарль Мюнш (№ 1, 2, 4), Вацлав Нойман (№ 2), Ян Виллем ван Оттерло (№ 1), Андре Превин (№ 4), Фриц Райнер (№ 3, 4), Виктор де Сабата (№ 4), Клаус Теннштедт (№ 1, 3), Вилли Ферреро (№ 4), Иван Фишер (№ 1), Ференц Фричай (№ 2), Даниел Хардинг (№ 3, 4), Герман Шерхен (№ 1, 3), Карл Шурихт (№ 1, 2, 4), Карл Элиасберг (№ 3) и др.

Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл, Ида Гендель, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Исаак Стерн, Кристиан Ферра, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.

Записи, сделанные на инструменты эпохи Брамса

  • Александр Огуей, Нил Перез да Коста. Иоганнес Брамс. «Pastoral Fables». Записано на реплике рояля 1868 г. Штрайхер и Сыновья от Пола Макналти
  • Бойд Макдональд. Иоганнес Брамс. «The piano Miniatures». Записано на оригинальном рояле Штрайхер 1851 г.
  • Харди Риттнер. Иоганнес Брамс. «Complete Piano Music». Записано на оригинальных роялях Бозендорфер 1846 г. и Штрайхер 1868 г.

Список сочинений

Интермеццо, Op. 76, No. 7

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Интермеццо, Op. 116, No. 4

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Wondrous Cool

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Двойной концерт ля минор, вторая часть

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Двойной концерт ля минор, третья часть

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Соната для виолончели фа мажор, Op. 99, первая часть

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Соната для виолончели фа мажор, Op. 99, вторая часть

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Соната для виолончели фа мажор, Op. 99, третья часть

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению
Соната для виолончели фа мажор, Op. 99, четвёртая часть

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Помощь по воспроизведению

Фортепианное творчество

  • Интермеццо ми-бемоль мажор
  • Каприччио си минор, ор. 76 No 2
  • Три сонаты
  • Интермеццо
  • Рапсодии
  • Вариации на тему Р. Шумана
  • Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя
  • Вариации на тему Паганини ()
  • Баллады
  • Каприччио
  • Фантазии
  • Песни любви — вальсы, новые песни любви — вальсы, четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки

Камерные сочинения

  • Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано
  • Две сонаты для кларнета (альта) и фортепиано
  • Три фортепианных трио
  • Трио для фортепиано, скрипки и валторны
  • Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели
  • Три фортепианных квартета
  • Три струнных квартета
  • Два струнных квинтета
  • Фортепианный квинтет
  • Квинтет для кларнета и струнных
  • Два струнных секстета

Для оркестра

  • Четыре симфонии (№ 1 c-moll op. 68; № 2 D-dur op. 73; № 3 F-dur op. 90; № 4 e-moll op. 98)
  • Две серенады
  • Вариации на тему Й. Гайдна
  • Академическая и Трагическая увертюры
  • Три Венгерских танца (авторская оркестровка танцев № 1, 3 и 10; оркестровка прочих танцев осуществлена другими авторами, в том числе Антонином Дворжаком, Гансом Галем, Павлом Юоном и др.)

Вокальные и хоровые сочинения

  • Немецкий реквием
  • Песнь судьбы, Триумфальная песнь
  • Кантата Ринальдо, Рапсодия, Песнь Парок — на тексты И. В. Гёте
  • Свыше ста обработок народных песен (в том числе 49 немецких народных песен)
  • Около шестидесяти смешанных хоров, семь песен Марии (1859), семь мотетов
  • Вокальные ансамбли для голоса с фортепиано — 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, около 200 романсов и песен
  • Четыре строгих напева
  • Каноны для хора a capella

The Young Eagle from the North

One day in 1853, a young man presented himself at the Schumann’s home. He brought a letter of endorsement from the greatest violinist of the day, Joseph Joachim, who was a dear friend of the Schumann’s. The “young eagle from the North,” as Schumann called him, was none other than the 20-year-old Johannes Brahms.

Robert invited the young pianist/composer into his home and asked if he would play some of his compositions. As the youngster began playing his 1st Piano Sonata, Robert was amazed. He ran and found Clara. The two continued listening as Brahms played for them. Schumann said that Brahms was a “darling of the Muses.”

Robert promptly wrote an impassioned piece in his magazine about Brahms, prophesying his future fame.

Immensely grateful, Brahms wrote to Robert, “You have made me so extremely happy that I cannot attempt to express my thanks in words. May God grant that my works will soon be able to prove to you how much your love and kindness have uplifted and inspired me.” (Letters of Clara Schumann and Johannes Brahms).

Биография

Жизнь с 1833 по 1856 года

Иоганнес Брамс родился 7 мая в Гамбурге.Сын бедных родителей (его отец занимал место контрабасиста в городском театре), он не имел возможности получить блестящего музыкального образования и изучал игру на фортепьяно и теорию композиции у Эдуарда Маркзена, в Альтоне. Дальнейшему усовершенствованию обязан самому себе. В 1847 году Брамс впервые выступил публично как пианист.

Позднее, в  г., он познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение

Шуман отнёсся к таланту Брамса с большим вниманием, о чём и высказался весьма лестно в критической статье в специальном музыкальном органе: «Neue Zeitschrift für Musik».Брамс питал нежную симпатию к жене Шумана Кларе Шуман, которая была на 13 лет его старше. Во время болезни Роберта, Иоганнес посылал любовные письма его жене

Однако после смерти ее мужа, так и не решился предложить Кларе выйти за него замуж.

Первое произведение Брамса — фортепьянные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в  г. Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепьянной и камерной музыки.

Жизнь в Вене

С  г. он поселился в Вене, где был капельмейстером в «Singakademie», а с — дирижировал известными концертами общества «Musikfreunde». Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции. Первый визит в Вену, 1862 принес признание и похвалу.

Им написано более 80-ти произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепьянных концерта, несколько сонат для одного фортепьяно, для фортепьяно со скрипкой, с виолончелью, фортепьянные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепьяно, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.

Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих произведениях Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал себе стиль. О его произведениях по общему их впечатлению нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самым выдающимся произведением, в котором творческая сила Брамса сказалась особенно ярко, оригинально, является его «Немецкий реквием».

В честь Брамса назван кратер на Меркурии.

Став известным композитором, Брамс не раз оценивал произведения молодых дарований. Когда один автор принес ему песню на слова Шиллера, Брамс изрек: «Замечательно! Я снова убедился в том, что стихотворение Шиллера бессмертно».Покидая немецкий курорт, где он проходил курс лечения, на вопрос врача: «Всем ли вы довольны? Может, чего-то не хватает?», Брамс ответил: «Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно».Будучи очень близоруким, предпочитал не пользоваться очками, отшучиваясь: «Зато много плохого ускользает из поля моего зрения».К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.

Другой вундеркинд

Детство Брамса было ещё более безрадостным, чем у Шумана. Семья из пяти человек ютилась в тесной квартирке в бедном квартале, пользовавшемся в Гамбурге дурной славой из-за обилия злачных мест. Но у ребёнка рано обнаружилась непреодолимая тяга к музыке. С семи лет он начинает учиться игре на фортепьяно, а с десяти занимается у самого Эдуарда Марксена – лучшего музыкального педагога в Гамбурге. Слава маленького пианиста распространяется среди владельцев увеселительных заведений и трактиров, ему приходится часто играть на танцах в душных прокуренных кабаках.

В апреле 1853 года молодой Брамс, покинув отчий дом, отправляется в путешествие по Германии. В Ганновере он знакомится с Йозефом Иоахимом – знаменитым скрипачом, королевским капельмейстером. Именно Иоахим настоятельно посоветовал Иоганнесу посетить Шумана в Дюссельдорфе и дал ему рекомендательное письмо.

Юные годы

Поначалу Брамсу, как когда-то его отцу, приходилось зарабатывать на еду вечерней игрой в не самых престижных заведениях. Это были местные таверны, портовые бары, воздух в которых был наполнен запахом табака. Днём он занимался игрой с Марксеном. Столь высокая нагрузка неблагоприятно сказалась на организме Брамса, тем более что он и без того не отличался крепким здоровьем. И всё же у него была особая манера держаться, которая помогала ему продвигаться вперед. Она явно выделяла его на фоне сверстников.

Юноша был смелым и действовал отстраненно от окружающих. Он был поглощен созерцанием прекрасного, которое видел внутри. Молодой человек увлекался литературой и философией, что привело к еще большему одиночеству, ведь знакомые из Гамбурга в основном не блистали знаниями. Неудивительно, что в один прекрасный день Брамс решил уехать из города. В дальнейшем он знакомился с удивительными личностями, представляющими музыку в то время. Один за другим в его жизни появились:

  • скрипач из Венгрии Эдуард Ременьи;
  • Ференц Лист;
  • Роберт Шуман.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Black Lounge
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: