Любить …
Фильм снят в 1968 году. Его основу составляют четыре новеллы о любви, это история парня и девушки из Молдавии, которые ночуют в стогу сена. Открытых сцен обнажения в картине нет, как нет и показа самого акта любви, но в целом картина выглядит страстной. Режиссёр — Михаил Калик, выполнил в картине сочетание документального и игрового кино. Спустя некоторое время после окончания съёмок картина была перемонтирована, причём сделано это было без согласия автора. В таком виде фильм вышел на экран. Калик обратился в суд, однако уголовное дело вскоре было заведено на него самого. Лишь в 1990 году ему удалось отчасти фильм доработать и восстановить, но авторская копия оказалась утраченной.
Не как все
Подобные осуждения нередко приходилось выслушивать женщинам, не скрывающим свою сексуальность. В гулящие девки начинали записывать еще в школе, если девочка приходила в слишком короткой юбке или, того хуже, накрашенная. Даже простые капроновые колготки или лак на ногтях могли стать причиной унижений. Из причесок были разрешены только косы, никаких хвостов и уж тем более распущенных волос. Провинившихся учениц отправляли домой переодеваться, а иногда и заставляли смывать косметику при всем классе. Самым большим кошмаром была школьная форма — неудобная, в которой холодно зимой и жарко летом. Зимой приходилось надевать под платье рейтузы, а затем переодеваться у всех на виду — отдельных раздевалок для этого не было.
Крой форменной одежды остался еще с дореволюционных времен, платья для девочек были утверждены в 1896. Школьную форму в СССР ввели в 40-х годах. Лишь в 60-х годах XX века форму немного модернизировали, но одежда скорее была идейным инструментом, чем украшала учениц.
Женская сексуальность в те времена считалась чем-то грязным и запретным. Образование по этой части в школах хромало. Девочкам, у которых начинались менструации, не торопились объяснить, что происходит с их телом. Говорить об этом школьницы стеснялись, но вот преподаватели почему-то не смущались, во всеуслышание отчитывая девочек за прогулы в такие дни. Женская гигиена в СССР сильно отличалась от современной. Первые настоящие самоклеящиеся прокладки появились только в 70-х годах, до этого использовали ватные или марлевые аналоги, которые нужно было менять гораздо чаще.
Тени забытых предков
Режиссёры, снимающие картины на исторические темы, могли позволить себе больше откровенности в эротических сценах, что подтверждает фильм Сергея Параджанова по одноимённому произведению Михаила Коцюбинского. В нём показан быт жителей гуцульского села, в котором многие годы ведут вражду два рода. В центре сюжета любовь двух молодых людей из этих родов — Марички и Ивана. Маричка погибает в то время, когда её возлюбленный вынужден отправляться искать лучшую долю на чужбину. Иван не может забыть Маричку и наблюдает её призраки в воде и лесной чаще даже незадолго до собственной смерти.
Неотправленное письмо
В фильме снималась Татьяна Самойлова, известная советскому зрителю того времени по картине «Летят журавли». В кадре нового произведения кинематографа она появляется в мокрой насквозь футболке, надетой на голое тело — верх эротизма на то время. Картина повествует о жизни поисковой партии, которая ведёт исследование новых алмазных месторождений. Тяжёлые походные условия, поздняя осень, дикая местность… В конце концов главная героиня находит алмазы, но продовольствие у группы кончается и им ещё предстоит каким-то образом вернуться домой. Очень тяжёлый для просмотра фильм, с закрученным, непредсказуемым сюжетом и печальным концом.
Андрей Рублёв
Андрей Тарковский снял монументальную историческую киноленту, демонстрирующую зрителю период истории Руси пятнадцатого века. Войны между русскими князьями, многочисленные набеги татарских полчищ, гибель и голод в народе. В этот период появляется великий художник, на века прославивший своё имя. В картине есть сцена народного гуляния на языческий праздник Ивана Купала, в котором масса актёров снялась обнажёнными. Советская кинематографическая цензура того времени не одобрила подобные сцены в картине и потребовала вырезать их. Фильм был представлен в ограниченном показе, после чего съёмочной группе пришлось заново делать монтаж всей ленты.
Русский сувенир
Фильм демонстрирует контакты советских граждан с иностранцами и носит совершенно ярко выраженный пропагандистский характер. В нём есть сцена купания, в которой героиня Любови Орловой прыгает в воду полностью обнажённой. Действие происходит на берегу озера Байкал, где совершает посадку самолёт, везущий в Пекин туристов. После общения с советскими людьми иностранцы вдруг понимают, что те совсем не агрессивные, а наоборот, хотят мира. Домой иностранцы возвращаются в полной и совершенной уверенности в возможности дальнейшего мирного сосуществования двух совершенно противоположных друг другу систем социального устройства общества.
Человек-амфибия
В этом фильме также демонстрируется мокрая футболка, надетая на обнажённое женское тело. Снята картина по одноимённому научно-фантастическому роману писателя Александра Беляева. В прокат фильм вышел в самом начале 1962 года и очень быстро стал культовым. Подлый кабальеро Зурита, красавица Гуттиерэ, которую с блеском сыграла несравненная Анастасия Вертинская, доктор Сальватор и конечно юноша Ихтиандр полюбились зрителям. В фильме приняли участие многие известные актёры того времени. Помимо Анастасии Вертинской этого Михаил Козаков, Дмитрий Коренев, Николай Симонов. Фильм пользуется любовью зрителей и по сей день.
Киевские фрески
Короткометражный фильм режиссёра Сергей Параджанова также содержит сцены обнажённой женской натуры, однако показана она весьма необычно. Рассказать об этом своими словами сложно, чтобы понять, о чём идёт речь, лучше посмотреть саму картину. Снята она была в 1966 году, речь в нём идёт о войне, но её трагедия показана режиссёров несколько необычно — метафорически и иносказательно, языком многочисленных образов. Параджанову не удалось закончить этот фильм. Руководство киностудии распорядилось прекратить съёмки картины после того, как были отсняты первые несколько сцен. Фильм был признан импрессионистским, а потому идеологически вредным.
«Дикая орхидея» / Wild Orchid (1989)
Знакомьтесь, Джеймс Уилер (Микки Рурк). Он — миллионер, любит вертолеты, автомобили, мотоциклы, поглощать компании, а также иметь абсолютный контроль над женщинами. В детстве он стал жертвой насилия, поэтому не переносит прикосновений посторонних людей и во многих других аспектах служит прототипом главного героя серии романов «Пятьдесят оттенков серого» — Кристиана Грея. Он даже говорит в манере, так полюбившейся автору серии Э. Л. Джеймс: сбивчиво, вызывая дискомфорт у собеседника, наполняя свою речь аллюзиями на сексуальную терминологию.
До «Орхидеи» эталоном жанра были фильмы вроде «9 ½ недель» (в нем Кинг также выступал сосценаристом и продюсером, а Рурк тоже сыграл главную мужскую роль) и «Роковое влечение» (1987). На первый взгляд кажется, что эти фильмы — знамя сексуального раскрепощения, но на самом деле они говорили о консервативных страхах перед сексуальностью. Однако «Дикая орхидея» их переплюнула. Прежде всего тем, что в интерпретации авторов фильма Латинская Америка показана чуть ли не Содомом, в котором местные жители без отдыха предаются разврату, а водителям рекомендуется не открывать окна, иначе в салон может залететь чья-то сперма.
Разумеется, больше всего фильм запоминается сценой секса крупным планом (Уилер и Эмили в позе лотоса, съемка преимущественно сверху), которая разожгла дебаты, невиданные с выхода фильма «А теперь не смотри» (1973): «Было или не было? Они делали это по‑настоящему?»
Черным по белому
Официальное сексуальное просвещение в СССР, как ни удивительно, существовало. Чаще всего оно ограничивалось небольшим текстом о размножении в школьном учебнике, время от времени, правда, выпускавшимся из программы, или словарной статьей в энциклопедии. Найти их было даже в библиотеке непросто, а секс в них представлялся лишь способом зачать ребенка. Супружеский долг и чистая любовь — отношения полов, по мнению авторов поучительных статей, вовсе не должны были приносить удовольствие. Формально секспросветом занимались также районные службы «Брака и семьи» и ЗАГСы.
Отношение к сексу в стране Советов менялось со временем. В 1924 вышла в свет работа психолога Залкинда под названием «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата». «Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания», — гласит девятая заповедь. Бытовал в те времена и лозунг «Комсомолка не должна отказывать комсомольцу, иначе она мещанка».
Плакат. (wikipedia.org)
В обществе в 20-е годы пользовалась популярностью так называемая «теория стакана воды», согласно которой удовлетворить сексуальную потребность должно быть так же просто, как выпить стакан воды. Ленин, правда, эту теорию не одобрял. В одном из писем Кларе Цеткин он заявил: «От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм».
За свободными 20-ми годами последовали пуританские 30-е, когда разговоры о сексе стали считаться чем-то постыдным. Так в обществе закрепилась мысль о том, что заниматься любовью ради удовольствия — плохо, и стоит об этом помалкивать. Вплоть до 80-х годов секс так и оставался своеобразным табу, достойным лишь стыдливых перешептываний. Только с приходом перестройки в СССР началась сексуальная революция, хотя, конечно, не такая активная, как на западе.
Часы остановились в полночь
Фильм снят на тему Великой Отечественной войны и в его основу легли реальные события в Минске в период оккупации. Показан центр подпольного движения в небольшом деревянном домике, а также местная учительница Ганна Чёрная — одна из его руководительниц. В фильме есть сцена с её переодеванием около зеркала. Как и многое в целомудренном советском кино эта сцена снята очень скомкано. Обнажённую грудь главной героине зрители могут видеть только мельком в зеркальном отражении. Правда лихо закрученный сюжет отодвинул эротическую сцену на задний план, увлекая зрителя непредсказуемостью сценария и невозможностью точно предугадать, чем же именно фильм закончится.
Русские актрисы, которые начинали карьеру в фильмах для взрослых
Мало кто знает, но многие отечественные кинозвезды на заре своей карьеры снимались в фильмах для взрослых. Сегодня картины с их участием показывают в кинотеатрах и по телевизору, но когда-то ролики передавались из рук в руки на кассетах и дисках. В новом материале «ЛЮДИ И ЭПОХИ» — о российских актрисах, начавших свою карьеру с фильмов с меткой «18+».
Кадр из сериала «Воронины» // Фото: ruskino.ru
Кадр из фильма «Особенности русской бани» // Фото: gran-an.ru
Фото: fishki.
net
Кадр из фильма «Анатомия любви» (1972) // Фото: kinozon.tv
Кадр из фильма «Секс и перестройка» (1990) // Фото: m.kino-teatr.ru
Фото: vladtime.ru
Комиссар
Картина была закончена в 1967 году. Великая актриса Нонна Мордюкова вошла в историю кинематографа ещё и как одна из первых актрис, которые обнажили в кадре свою грудь. Произошло это в сцене кормления матерью своего ребёнка, никаких порочных сцен в картине нет. В основу фильма легло произведение Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», режиссёр картины — Александр Аскольдов. Сюжет демонстрирует период Гражданской войны, в его центре фигура женщины-комиссара, которую и играет Мордюкова. Интересно, что более двадцати лет картина была официально запрещена к показу, а снявший её режиссёр уволен в работы и объявлен профессионально непригодным. Только в 1987 году фильм был продемонстрирован на Московском Международном Кинофестивале, правда, в конкурсную программу он не входил. Только после этого к картине пришло признание.
Из уст в уста
Можно было прочитать все книжки и брошюры, перелистать журналы и пересмотреть кино, но старое доброе сарафанное радио все равно ничем не заменить. Подростковые перешептывания на перемене в школе или техникуме давали пищу для размышлений неокрепшим умам. Советы от более опытных подруг выслушивались за чашкой чая и тщательно конспектировались простым карандашом на клочке бумаги. С молодоженами перед свадьбой нередко проводили серьезные разговоры, где объясняли, что к чему. Такие беседы обычно были задачей родителей, но иногда помогали другие близкие родственники или семейные врачи.
А зори здесь тихие
Фильм режиссёра Станислава Ростоцкого стал поистине легендарным. В нём присутствует сцена купания в бане главных героинь, таким образом автор решил подчеркнуть весь ужас и неестественность пребывания женщин на войне. Картина снята по одноимённому произведению Бориса Васильева. По сюжету группа девушек-зенитчиц и их командир, старшина Васков принимает неравный бой с немецким десантом. Десант совершил высадку далеко за линией фронта и о его появлении надо сообщить в штаб. Однако, отряд отрезан от своих и выполнить задачу не может. Мечтавшие о светлой любви девчонки попали на войну и до конца исполнили свой воинский долг. Снята картина в 1972 году. После своего выхода на экран фильм получил широкую популярность и любовь зрителей.