Идейное содержание
Ссоры творческой семьи брали свое начало как в банальной ревности мужа, так и к его неспособности принять поэтический талант и неординарность своей возлюбленной. Гумилев признавался, что даже считал Ахматову ведьмой, которая сумела так пленить его душу, не обладая даже женской красотой в общепринятом понимании. Однако Анна Андреевна в глубине души всегда отвечала взаимностью классику. Смерть поэта от рук советской власти сильно подкосила ее физическое и духовное здоровье. Это ли не говорит о том, как дорог был ей супруг и отец ее ребенка.
Основная идея произведения заключается в необходимости любви в жизни человека. Возможно, план писателя заключался в том, чтобы донести этот смысл до супруги через строки стихотворения. Другой женщины рядом с собой Николай Гумилев представить не мог и до самой своей смерти любил лишь одну Анну Ахматову, из-за неразделенных чувств к которой ему пришлось столько выстрадать.
Стихотворение «Она» — классика русской поэзии серебряного века Николая Гумилева. Это один из лучших образцов любовной лирики автора, в безликом названии которого кроется крик души писателя к своей талантливой супруге.
Сведения об авторе
Николай Гумилев (1886−1921) — русский литературный деятель, переводчик, поэт и критик. Писатель был первым мужем знаменитой поэтессы Анны Ахматовой. В браке у двух талантливых людей родился сын — Лев Гумилев. Еще до начала семейной жизни поэт понимал, что Анна Андреевна не питает к нему взаимности, однако то, что Ахматова позволяла ему себя любить, уже было счастьем для классика. Тем не менее, Гумилев терзал и себя, и жену ревностью, их брак постоянно был поводом для пересудов в профессиональной среде.
Тема любви является одной из ключевых в творческом наследии автора. Стихотворения «Она», «Телефон», «Сон», «Сирень» — все это образцы романтического направления в лирике Николая Степановича. Испытывая духовную пустоту и одиночество даже после стольких лет брака с поэтессой, он продолжал посвящать ей свои стихи. Помимо этого творческого пласта, большим вкладом в литературное достояние России были переводы зарубежных авторов, сделанные Гумилевым. Среди работ классика серебряного века присутствуют адаптации книг:
- Шекспира;
- Браунинга;
- Готье.
Анализ стихотворения Гумилева «Она»
Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.
С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.
Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.
Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».
О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Тропы и образы
Стихотворение начинается с утверждения, что лирический герой знает женщину, которой посвятил стихи. Глагол знаю
здесь означает не факт знакомства, а, скорее, познание в библейском смысле: герой проникает в её душу. Стихотворение и построено как проникновение в душу героини.
В тишине, где слова лишние, вызывают горькую усталость, возникает близко-близко лицо, на котором видны только расширенные зрачки. Через них-то, в их таинственном
мерцанье (эпитет) герой видит душу, описанную во второй строфе: она тоже жадно открыта (метафора), но не для всего мира, а только медной музыке стиха (метафора и эпитет). Этот странный образ восходит к звучанию духовых инструментов, труб. Речь идёт о силе таланта, с которым женщина заявляет о себе.
Лирическому герою трудно понять, как открытая поэзии душа может быть одновременно высокомерна и глуха (метафоры) к чему-то другому. В этой антитезе намечается вопрос, проблема лирического героя. Возлюбленная высокомерна и глуха «пред жизнью дольней и отрадной» (эпитеты). То есть возлюбленная не приемлет удовольствий земной, материальной жизни, которая дарит радость лирическому герою.
В третьей строфе точка зрения лирического героя снова меняется. Это не взгляд максимальной близости, как в первой строфе, и не отстранённые рассуждения о внутреннем мире, как во второй. В третьей строфе лирический герой смотрит на фигуру возлюбленной. Как и в первой строфе, он выделяет её способность не производить шума. Её плавный
шаг неслышный
и неторопливый
(эпитеты). Неожиданным становится окончание третьей строфы: «Нельзя назвать её красивой». Так лирический герой подчёркивает, что его возлюбленная – земная женщина, что именно к любви обычной женщины он стремится, в ней всё его счастье.
Стихотворение вполне могло бы окончиться третьей строфой
Но лирическому герою важно показать собственные взаимоотношения с возлюбленной. В четвёртой строфе она предстаёт как мудрая наставница
Как и любой мужчина, лирический герой готов положить к ногам возлюбленной все свои победы, которыми он «смел и горд», для неё он ломает стереотипы, жаждет своеволий. Возможно, речь идёт о поэзии. Гумилёв, открывший в Ахматовой поэтический талант, был поражён его силой, многому учился у неё, отдавая должное «мудрой сладкой боли» (эпитет), которую она изливала в стихах.
Истома и бред героини, о которых упоминает лирический герой, свидетельствуют о нотках непонимания со стороны лирического героя, хотя и высоко ценящего талант женщины, но опасающегося её непоследовательности и импульсивности. Говорят, именно эти качества в сочетании с холодностью привели к разрыву Гумилёва и Ахматовой.
Последняя строфа изображает женщину в повседневной жизни: в часы томлений, во время сна. Героиня предстаёт перед читателем в облике, подобном божественному. Даже в часы томлений она остаётся светлой (эпитет), а в руке у неё молнии (метафора). Женщина сочетает в себе образ грозный, поражающий, прямо Зевс в женском обличье, и свет, смирение, которое не затмевает даже томление.
Последние две строчки раскрывают самое сокровенное, что есть у человека, скрытое от посторонних – мир снов. Они входят в противоречие с истомой, бредом, томлениями женщины, потому что чёткие (эпитет). По этому качеству Гумилёв сравнивает их с тенями, которые ложатся на песок. А песок не простой, а «райский огненный» (метафорические эпитеты). Наверное, такой песок Гумилёв видел вдали от дома, скучая по возлюбленной.
Для создания возвышенного образа Гумилёв использует старославянизмы: пред, дольняя, отрадная, своеволие, томление, жажду, истома.
Анализ стихотворения «Она» Гумилева
Стихотворение «Она» Николая Степановича Гумилева создано в период перехода поэта от символизма к акмеизму. Образ женщины в произведении раскрыт и с психологической, и с романтической точки зрения. Героиня стихотворения — жена Н. Гумилева поэтесса Анна Андреевна Ахматова.
Стихотворение «Она» появилось в 1912 году на страницах сборника «Чужое небо». Автору в эту пору 26 лет и он женат на любимой женщине — А. Ахматовой. В этом же году у семейной пары родился сын Лев.
По жанру — любовная лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 5 строф. По композиции условно делится на 3 части. В первой поэт смотрит как бы со стороны на свою возлюбленную, во второй части появляется намек на болезненность их отношений, в третьей он возводит героиню на пьедестал, признавая себя простым смертным перед ней. Он словно в раю, но песок его обжигает, а молнии в ее руке не дают ему приблизиться, мешают им понять, принять и удержать друг друга.
Лексика возвышенная, книжная, много кратких прилагательных: дольней, истоме, томлений, жажду, пред, своеволий, плавен, светла, высокомерна, глуха. Форма слова «счастие» подчеркивает глубину чувства поэта. Третье четверостишие в чем-то перекликается с сонетом Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи». Из общего ряда мировой любовной лирики стихотворение выделяется тем, что его героиня не просто любимая женщина, а тоже поэт.
Поэт описывает ее внешность несколькими штрихами: расширенные зрачки, плавен шаг, типичной красавицей не назовешь. Он робеет перед ее молчаливостью, ведь даже шаг ее — «неслышный, неторопливый», а ее холодность причиняет ему боль. Впрочем, лирический герой сознает уникальность этой встречи и отношений, дорожит этой любовью, считает ее единственной в своем роде, сбывшейся мечтой любого поэта. Известно, что жена словно отвечала ему на стихи своими стихами. В том же 1912 году она писала, что ей «надоело быть незнакомкой, чужой».
Много ярких эпитетов: таинственном, медной, отрадной, райском огненном, мудрой сладкой. Есть и сравнение: сны, как тени. Оксюморон: сладкой боли. Метафоры: усталость горькая, медной музыке стиха, душа открыта. Гипербола: держит молнии в руке.
Чувство, которое долго было неразделенным, трудная любовь двух талантливых людей, Н. Гумилева и А. Ахматовой, легли в основу стихотворения «Она». Это произведение — проба сил молодого поэта, искавшего новые пути в литературе модерна.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение «она» позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением «я». Стихотворение написано от первого лица. Она – это инь, необходимая часть целого – союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны. Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилёва и Ахматовой.
В первых трёх строфах раскрываются черты характера и общий облик героини. Четвёртая и пятая строфы говорят о сложности и противоречивости её характера. Лирический герой превозносит её, для него она почти богиня.
Тема стихотворения – восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья даёт возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.
Анализ стихотворения Она Гумилева
Николай Гумилёв и Анна Ахматова – одна из самых известных пар в русской поэзии. Познакомились они, когда ещё только вступали во взрослую жизнь, и долгое время они просто дружили. Но спустя время Гумилёв стал испытывать чувства к другу. Он сделал предложение, и Ахматова отказала. Гумилёв не сдался. Он долго завоёвывал сердце неприступной девушки, и дрогнуло оно лишь после серии попыток самоубийства Николая.
Они стали супругами. Семейная жизнь складывалась и плохо, и хорошо. Плохо – потому что в доме были постоянные ссоры, хорошо – потому что супруги были всё-таки счастливы. Гумилёв был вынужден много путешествовать, и жену он подолгу не видел. Во время одного из путешествий и было написано стихотворение «Она». Посвящено оно было, как нетрудно догадаться, Ахматовой.
Кто же она? Она молчит и живёт молчанием, слова ей в тягость. Зрачки её расширены и таинственно мерцают. Жизнь ей безразлична. Всё, что она любит – поэзию. Читать и писать её. Она – не красавица, но ступает так плавно, так странно плавно, и это красиво. Её внутренний мир чрезвычайно богат, и немногие имеют к нему доступ. Гумилёв имеет.
В ней всё счастье Гумилёва. Он очень любит её. Ещё бы, ведь он так долго её завоёвывал! И когда он переполнен гордым возбуждением, то идёт к ней – учиться боли. Она хорошо её знает. Разве не боль вынудила её отвернуться от внешнего мира и углубиться в себя? В этой боли и мудрость, и сладость.
Когда на неё нападает истома, её чело озаряется светом. Но она может и сыпать ругательствами, когда что-то пойдёт не так. А её сны чёткие, как тени на песке жаркой страны. Вот такая она – Анна Ахматова. Непостижимая, горделивая, странная и такая родная для Гумилёва. Он очень любил её.
А потом любовь угасла. Гумилёву надоело напускное безразличие Ахматовой к нему, а она поняла это слишком поздно. Николай уехал добровольцем на фронт, и чувства его к столь любимой женщине угасли. Но такую нельзя было не любить.
Александр Иванович Тарасов
КАБИНЕТ | ФАЙЛЫ | БЛОГ | ДРУЗЬЯ | ШКОЛЫ | ОБЩЕНИЕ | НАСТРОЙКИ | ЗАКЛАДКИ |
|
ЗАПИСЬ #913 | В ЗАКЛАДКИ |
ОНАЯ знаю женщину: молчанье, Н.Гумилёв |
2012-09-16 00:38:07 — Елена Сергеевна ВикулкинаАлександр Иванович, Вы просто обольститель! Знаете, что такие стихи не оставят ни одну женщину равнодушной.
2012-09-16 00:42:26 — Александр Иванович Тарасов Елена Сергеевна, это же не я… Гумилев Н.
2012-09-16 00:43:43 — Наталья Филипповна МарченкоОтравленный
Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?
Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.
А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель…
И приду к ней, скажу: Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко не плачь, дорогая,
Знать, что ты отравила меня.
Н.Гумилев
2012-09-16 00:45:25 — Ольга Александровна КостинаВы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
2012-09-16 00:47:23 — Ольга Ивановна ОленюкСпасибо,Александр Иванович, Наталья Филипповна, за стихи! С удовольствием вспомнила строки…
И мне сладко не плачь, дорогая,
Знать, что ты отравила меня.
2012-09-16 00:47:29 — Елена Сергеевна ВикулкинаПонятно, что Гумилёв. Но так коньячку захотелось. Даже жалко, что я не пью
Это просто у меня показатель такой, что если зочется коньяку — значит струны моей души (извигите за штампик) запели
2012-09-16 00:50:32 — пользователь отключенКомментарий отключен модератором
2012-09-16 20:31:14 — Александр Иванович ТарасовЕлена Сергеевна, про струны, ух, как-то не осторожно про струны, растягиваются струны-то..
Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться
Вакансии для учителей