Роберт рождественский

Роберт рождественский, лучшие стихи, песни, поэмы, цикл, биография, фотогалерея, аудиофайлы

Краткая биография

Рождественский проявил себя как один из представителей (наряду с Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенским, Б.А. Ахмадулиной) «молодой поэзии» 1960-х. Его творчество отличала не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения.

Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В.В. Маяковского.

В 1990-е опубликовал сборники стихов «Бессонница», «Пересечение» , стихи для детей «Алёшкины мысли».

Человеку надо мало…

Стихотворение “Человеку надо мало…” было написано в 1973 году. Оно лирично и имеет глубокий философский подтекст. Автор, как и многие поэты до него, задается вопросом для чего и зачем человек приходит в этот мир и что он ожидает от него.

Лирический герой стихотворения пребывает в поисках ответа и приходит к выводу, что человеку для того, чтобы стать счастливым нужно не так много, как кажется на первый взгляд.

Ему не требуется для счастья славы, богатства и т.п. вещей, человек может быть счастлив, имея простые всем привычные ценности. Человеку необходимо иметь друга, который мог бы оказать ему поддержку, врага, чтобы научиться давать отпор и развивать свои способности.

Для любого из нас, по мнению автора, очень важно иметь маму. Далее поэт указывает читателю на актуальные вещи, которые также важны для человечества, к ним можно отнести утреннюю свежую прессу, освоение космоса и т.п

Автор говорит о том, что у каждого человека есть свой мир, где его кто-то должен ждать, это и будет для него счастьем.

Только тебе

Было… Я от этого слова бегу,И никак убежать не могу.Было… Опустевшую песню своюЯ тебе на прощанье пою.Было… Упрекать я тебя не хочу,Не заплачу и не закричу.Было… Не заплачу и не закричу.

Ладно. Пронеслось, прошумело, прошло.Ладно. И земля не вздохнет тяжело.Ладно. Не завянет ольха у воды,Не растают полярные льды.Ладно. Не обрушится с неба звезда,И не встретимся мы никогда.Ладно. Пусть не встретимся мы никогда.

Никогда тебя мне не забыть,И пока живу на свете я,Не забыть тебя, не разлюбить.Ты судьба, судьба и жизнь моя.

Снова, не страшась молчаливых дорог,Я однажды шагну за порог,Снова я как будто по тонкому льдуВ затаенную память приду.Снова над бескрайней землею с утраЗашумят и закружат ветра,Снова над землею закружат ветра.

Солнце распахнет молодые лучи,Ах, как будут они горячи.Солнце будет царствовать в каждом окне,Будет руки протягивать мне,Солнце будет в небе огромном сиять,И в него я поверю опять,В солнце я однажды поверю опять.

Слышишь, я когда-нибудь встречу любовь,Обязательно встречу любовь.Слышишь, половодьем подступит она,Будто утро наступит она.Слышишь, я от счастья смеясь и любя,В этот миг я забуду тебя,Слышишь, в этот миг я забуду тебя.

Никогда тебя мне не забыть,И пока живу на свете я,Не забыть тебя, не разлюбить.Ты судьба, судьба и жизнь моя.

Будь, пожалуйста, послабее…

Стихотворение было написано в 1962 году, его лирический герой обращается к возлюбленной с необычной просьбой: «Будь, пожалуйста, послабее». Эта просьба не простой каприз влюбленного мужчины, он желает быть опорой для любимой женщины, стать сильнее и решительнее, но не думает, что ей это необходимо, так как лирическая героиня «сильней и уверенней».

Данное произведение сохраняет актуальность и в наши дни, современные женщины привыкли многое взваливать на себя, мужчины перестают чувствовать себя главой и опорой семьи, отсюда вытекают многочисленные споры и разлады в отношениях.

Автор призывает дам быть чуть послабее, чтобы мужчина смог стать для них рыцарем.

Я в глазах твоих утону, можно?

Я в глазах твоих утону, можно?Ведь в глазах твоих утонуть — счастье.Подойду и скажу: Здравствуй,Я люблю тебя. Это сложно…Нет, не сложно, а трудноОчень трудно любить, веришь?Подойду я к обрыву крутомуСтану падать, поймать успеешь?Ну а если уеду — напишешь?Я хочу быть с тобой долгоОчень долго…

Всю жизнь, понимаешь?Я ответа боюсь, знаешь….Ты ответь мне, но только молча,Ты глазами ответь, любишь?Если да, то тогда обещаюЧто ты самым счастливым будешьЕсли нет, то тебя умоляюНе кори своим взглядом ,Не тяни своим взглядом в омутПусть другую ты любишь, ладно…А меня хоть немного помнишь?Я любить тебя буду, можно?Даже если нельзя, буду!И всегда я приду на помощьЕсли будет тебе трудно!

Ревность

Игру нашли смешную,и не проходитдня —ревнуешь,ревнуешь,ревнуешь ты меня.К едва знакомым девушкам,к танцам под баян,к аллеям опустевшим,к морю,к друзьям.Ревнуешь к любому,к серьёзу,к пустякам.Ревнуешь к волейболу,ревнуешь к стихам.

Я устаю от ревности,я сам себесмешон.Я ревностью,как крепостью,снова окружён…Глаза твоиколются.В словах моихзлость…«Когда же это кончится?!Надоело!Брось!»Я начинаю фразув зыбкой тишине.Но почему-то страшноне тебе,а мне.Смолкаю запутаннои молча курю.Тревожно, испуганнона тебя смотрю.

А вдруг ты перестанешьсовсем ревновать!Оставишь,отстанешь,скажешь:наплевать!Рухнут стены крепости, —зовине зови, —станет меньшеревностии меньшелюбви…

Этим всем замотан,у страха в плену, —я говорю:«Чего там…Ладно уж…Ревнуй…»

Эхо первой любви

Я однажды вернулся туда,В тихий город, — сквозь дни и года.Показался мне город пустым.Здесь когда-то я был молодым.Здесь любовь моя прежде жила,Помню я третий дом от угла.Помню я третий дом от угла.

Я нашел этот дом, я в окно постучал,Я назвал её имя, почти прокричал!И чужой человек мне ответил без зла.Здесь, наверно, она никогда не жила.

— Ты ошибся! — мне город сказал.— Ты забыл! — усмехнулся вокзал.— Ты ошибся! — шептали дома.Спелым снегом хрустела зима.А над крышами вился дымок.Но ведь я ошибиться не мог!Но ведь я ошибиться не мог!

Ведь звучало вокруг среди белых снеговЭхо первой любви, эхо давних шагов!А над городом снег все летел и летел.Этот город меня узнавать не хотел.

В нём была и надежда, и грусть —Я шагал по нему наизусть.Я в его переулки нырял,Где когда-то любовь потерял.Я искал, я бродил до темна.Но нигде не встречалась она,Но нигде не встречалась она.

Я из города в полночь домой уезжал.Он летел за окном. Он меня провожал.И ночные огни повторяли светло:-То, что было, прошло! То, что было, прошло…

За того парня

Поэт знал о войне не понаслышке, его родители ушли на фронт, когда он был совсем мальчишкой, самому ему тоже пришлось увидеть и испытать на себе ужасы того времени.

Он был почти одних лет с теми воинами, которые отдали жизнь в борьбе с фашизмом, в связи с этим Рождественский испытывал повышенное чувство ответственности за мир на родной земле. За себя жизнь прожить можно, так как нравится, а жить на Земле «за себяи за того парня» как придется не получится.

Имя героя стиха неизвестно, но он отдал свою жизнь, чтобы смогли жить другие, по этому на мир стоит смотреть его глазами и если будет необходимость суметь повторить его подвиг.

Песня, в которой ты

Ты — всё, чем дышу, и всё, чем живу.Ты — голос любви и весны.Тебя я опять и жду, и зову,Мы быть на земле рядом должны.Серебряный луч блеснет с высотыИ снова уйдет в поднебесье.Услышь мою песню, вот моя песня,Песня, в которой ты.

К тебе издалёка-далекаВосхищенная река стремится.К тебе улетают облака,Улетают облака и птицы.И я тебя обязательно найду,Обязательно найду, жизнь моя!Закрой глаза, я так хочуТебе присниться.

Я в небе большом всех птиц обгонюИ, нежность в душе сохраня,Твой дом я найду и в дверь позвоню,И ты, как судьбу, встретишь меня.Серебряный луч блеснет с высоты,Надеждой блеснет и спасеньем.Возьми мое сердце, вот мое сердце,Сердце, в котором ты.

Чудо

Так полыхнуло —сплеча,сполна —над ледяным прудом! ..(Два человека —он и она —были виновны в том…)

В доме напротив полночный лифтвзвился до чердака.Свет был таким,что мельчайший шрифтчитался наверняка…Так полыхнуло, так занялось —весной ли, огнем —не понять.И о потомстве подумал лось,а заяц решиллинять.Землю пробили усики трави посверлили лучи.

Тотчас,об этом чуде узнав,заспешили с югаграчи.На лентах сейсмографовстала виднанервная полоса…(Два человека —он и она —гляделидруг другу в глаза…)Реки набухли.Народ бежали жмурился от тепла.Кто-то кричал:«Пожар! ..Пожар! ..»А этолюбовь была.

За тобой через года

За тобойчерез годаиду,не колеблясь.Если ты —провода,я —троллейбус.Ухвачусь за проводаруками долгими,буду житьвсегда-всегдатвоими токами.Слышу я:«Откажись!Поймиразумом:неужели это жизнь —быть привязанным?!Неужели в этом естьсвоя логика?!Ой, гляди —надоест!Будет плохо».Ладно!Пусть своегнут —врут расцвеченно.

С ними яна пять минут,с тобой —вечно!Ты —мой ветер и цепи,сила и слабость.Мне в тебе,будто в церкви,страшно и сладко.Ты —неоткрытые моря,мысли тайные.Ты —дорога моя,давняя,дальняя.Вдруг —ведешь меняв леса!

Вдруг —в Сахары!Вот бросаешь,тряся,на ухабы!Как ребенок, смешишь.Злишь, как пытка…Интересно мнежить.Любопытно!

Оттепель

Отрывок из поэмы «Совесть»

…В девятьсот семнадцатом родился,

Не участвовал и не судился,

В оккупации не находился,

Не работал, не был, не умею,

Никаких знакомых не имею.

Родственников за границей нету,

Сорок три вопроса и ответа,

Сорок три вопроса и ответа —

Просто идеальная анкета.

……………………………………………………

Одного вопроса нет в анкете.

Нет того, что в сердце нам стучится,

Ханжескому пафосу противясь,

А когда ты думать разучился,

Несгибаемый, как пень, партиец?

Твердым шагом проходил в президиум,

Каялся, когда кричали: «Кайся!»

И не падал, и не спотыкался,

Потому что, кто ж споткнется сидя…

1958-59 гг.

Часы

– Идут часы…

– Подумаешь, —

                        открытье!

Исправны, значит…

Приобрел —

                 носи…

– Я не о том!

На улицу смотрите:

по утренней земле

                         идут часы!

Неслышные, торопятся минуты,

идут часы,

             стучат ко мне в окно.

Идут часы,

и с ними разминуться,

не встретить их

                     живущим не дано…

Часы недлинной жизни человека,

увидите, —

я вас перехитрю!

Я в дом вбегу.

Я дверь закрою крепко.

Теперь стучите, —

                         я не отворю!..

Зароешься,

              закроешься,

                             не впустишь,

свои часы дареные испортишь,

забудешь время

                    и друзей забудешь,

и замолчишь,

и ни о чем не вспомнишь.

Гордясь уютной

тишиной квартиры

и собственною хитростью

                                   лучась,

скорее

двери забаррикадируй!..

Но час

         придет!

Неотвратимый час.

Наступит он в любое время года

на мысли,

на ленивые мечты.

Наступит час

                  на сердце и на горло…

И, в страхе за себя,

очнешься ты!..

И разобьет окошко

                          мокрый ветер.

И хлынут листья

                       в капелькак росы…

Услышишь:

бьют часы!

И вслед за этим

почувствуешь:

наотмашь

             бьют

                    часы!

1960

Утро

Есть граница между ночью и утром,

между тьмою

                 и зыбким рассветом,

между призрачной тишью

и мудрым

ветром…

Вот осиновый лист трясется,

до прожилок за ночь промокнув.

Ждет,

        когда появится солнце…

В доме стали заметней окна.

Спит,

       раскинув улицы,

                             город,

все в нем —

                от проводов антенных

до замков,

             до афиш на стенах, —

все полно ожиданием:

скоро,

скоро!

        скоро!! —

вы слышите? —

                      скоро

птицы грянут звонким обвалом,

растворятся,

сгинут туманы…

Темнота заползает

                         в подвалы,

в подворотни,

                   в пустые карманы,

наклоняется над часами,

смотрит выцветшими глазами

(ей уже не поможет это), —

и она говорит голосами

тех,

     кто не переносит

                            света.

Говорит спокойно вначале,

а потом клокоча от гнева:

– Люди!

Что ж это?!

Ведь при мне вы

тоже кое-что

                 различали.

Шли,

       с моею правдой не ссорясь,

хоть и медленно,

                      да осторожно…

Я темней становилась нарочно,

чтобы вас не мучила совесть,

чтобы вы не видели грязи,

чтобы вы себя

                   не корили…

Разве было плохо вам?

Разве

вы об этом тогда

говорили?

Разве вы тогда понимали

в беспокойных красках рассвета?

Вы за солнце

                 луну принимали.

Разве я

         виновата в этом?

Ночь, молчи!

Все равно не перекричать

разрастающейся вполнеба зари.

Замолчи!

Будет утро тебе отвечать.

Будет утро с тобой говорить.

Ты себя оставь

                   для своих льстецов,

а с такими советами к нам

                                   не лезь —

человек погибает в конце концов,

если он скрывает

                       свою болезнь.

…Мы хотим оглядеться

                               и вспомнить теперь

тех,

     кто песен своих не допел до утра…

Говоришь,

              что грязь не видна при тебе?

Мы хотим ее видеть!

Ты слышишь?

Пора

знать,

       в каких притаилась она углах,

в искаженные лица врагов взглянуть,

чтобы руки скрутить им!

Чтоб шеи свернуть!

…Зазвенели будильники на столах.

А за ними

             нехотя, как всегда,

коридор наполняется скрипом дверей,

в трубах

           с клекотом гулким проснулась вода.

С добрым утром!

Ты спишь еще?

Встань скорей!

Ты сегодня веселое платье надень.

Встань!

Я птицам петь для тебя велю,

Начинается день.

Начинается

               день!

Я люблю это время.

Я

жизнь люблю!

Баллада о красках

Тема войны также проскальзывает в произведениях автора, это неслучайно, так как в то время он был ребенком, но видел и понимал, что происходит вокруг, видел смерть и страдания людей.

Война коснулась его семьи, родители были на фронте, он воспитывался бабушкой, после смерти которой был вынужден какое-то время пребывать в детприемнике.

Будучи уже взрослым, Рождественский писал о себе так: «Мальчишка, затравленный войною».

«Баллада о красках» рассказывает историю семьи, матери, которая отправила на фронт двух сыновей, волосы одного были рыжего цвета, а у другого черного. С войны они вернулись невредимыми, но абсолютно белыми (седыми).

«Видно, многобелой краскиу войны».

Приходи и позови

А ты всегда была моей главной тайною,И я тебя просил: Приди и позови,А я не просто жил, я жил в ожидании,В ожидании единственной любви.

А я не знал тебя, я жил то набело, то начерно,И все ж недаром я доверял своей судьбе,И ты с рождения была мне богом предназначена,И я всю жизнь, всю жизнь шел к тебе.

Мир полон света, он глядит на нас с любовью,Ведь в мире этом мы встретились с тобою,Мир полон света, он глядит на нас с любовью,Ведь в мире этом мы встретились с тобою.

А я тебя люблю, люблю лишь тебя одну,И я живу сейчас, живу будто во сне,И я иду к тебе, иду, как идут ко дну,Мне светло с тобой на этой глубине.

Была мечтою ты, была зарею предрассветною,Отныне ты моя путеводная звезда,Ты как награда мне, а вот за что, я сам не ведаю,И я всю жизнь, всю жизнь шел к тебе.

Мир полон света, он глядит на нас с любовью,Ведь в мире этом мы встретились с тобою,Мир полон света, он глядит на нас с любовью,Ведь в мире этом мы встретились с тобою.

Старые слова

Три слова, будто три огня,Придут к тебе средь бела дня.Придут к тебе порой ночной,Огромные, как шар земной.Как будто парус – кораблюТри слова: «Я тебя люблю».Какие старые слова,А как кружится голова,А как кружится голова…

Три слова, вечных, как весна,Такая сила им дана.Три слова, и одна судьба,Одна мечта, одна тропа…И вот однажды, все стерпя,Ты скажешь: «Я люблю тебя».Какие старые слова,А как кружится голова,А как кружится голова…

Три слова, будто три зари,Ты их погромче повтори.Они тебе не зря сейчасПонятны стали в первый раз.Они летят издалека,Сердца пронзая и века.Какие старые слова,А как кружится голова,А как кружится голова…

Письмо

У всех судьба своя,Письмо лежит на моем столе,Прости за то, что поверил яТвоим словам о заре.А ты теперь ничья,Совсем ничья, хороша, как снег…Прости за то, что поверил яТвоим словам о весне.

И все ж память жива.Пусть надо мной пролетят года,Клянусь, эти словаЯ сохраню навсегда, навсегда,Навсегда, навсегда.

А ты теперь ничья,Совсем ничья, будто дождь в окне.Прости за то, что поверил яТвоим словам обо мне.У всех судьба своя,И ты не плачь, а письмо порви.Прости за то, что поверил яТвоим словам о любви.

Но все ж, память жива,Пусть надо мной пролетят года.Клянусь, эти словаЯ сохраню навсегда, навсегда.Навсегда, навсегда.

Середина ХХ века – литературный бум

Роберта Рождественского на постсоветском пространстве признают мастером поэзий о любви. «Люблю тебя» – произведение, в котором автор отобразил свое нежное мироощущение. Впервые писатель заявил о своем таланте в 1955-м. Дебют поэта в «Октябре» (популярном журнале тех времен) был связан именно с темой любви. Роберт – совсем молодой юноша – писал о понятных вещах. Тема любви – знакомая, близкая, пожалуй, каждому человека. Разумеется, в творчестве Рождественского присутствовали и гражданские темы. Но они не сумели затмить его стихов о любви.

В 1950–1970-х годах литературная жизнь советской России озарилась появлением новой плеяды писателей. Общество, интеллигенция жаждали новинок

Внимание людей обратилось к поэзии. Интеллектуальный «голод» приводит к ослаблению цензуры и контроля: молодые литераторы получают возможность высказаться

Развивается также интерес к литературной форме, к способам воплощения литературных образов.
Новое поколение писателей разделилось на две (условные) группы:

  • «громкую» (эстрадную) поэзию;
  • «тихую» лирику.

Роберта Ивановича литературные критики относят к первому направлению – эстрадной лирики.

Лирическая публицистика Рождественского

Для воплощения своих идей писатель выбрал лирическую публицистику. Писательская манера Рождественского – уникальна, особенно при изображении любви.

Любовь прокладывает себе тернистый путь. Поэзии Рождественского о любви характеризуются живым языком, наличием иронии и тонкого юмора. Эти стихи нельзя назвать скучными. При этом читатели узнают в этих произведениях себя, находят отображение собственного опыта.

Образ любви

Поэт изображает любовное чувство динамичным, наполненным сердечными движениями. Дорога к сердцу возлюбленной – это путь поиска жизненного смысла. Писатель стремится к счастью, к познанию себя через любовь.

Тексты русского автора отличаются диалогическим характером: поэт ведет постоянную беседу со своим читателем. В целом, писатель наполняет свои поэзии доброй, оптимистичной атмосферой, верой в лучшее.

Музыкальность произведений Рождественского

Особая мелодичность, музыкальность поэзий Рождественского сделала эти тексты подходящими для песен. Искренность творчества поэта произвела на свет стихи, которые стали популярными хитами и шлягерами. Некоторые песни на стихи Рождественского исполнялись Эдитой Пьехой и Аллой Пугачевой.

«Люблю тебя» тоже постигла судьба превратиться в песню, которую исполняли певцы советской эстрады.

Рождественский: литература как биография

Любовная тема, которая выступает в творчестве русского автора на первое место, связана с биографией самого Роберта Ивановича. Писатель учился в Литературном институте, в Москве. Там поэт и встретил свою будущую жену. Это была юная первокурсница отделения критики – Алла Киреева. Девушка стала первой и единственной любовью писателя.

Рождественский путешествует, находится вдали от родного дома, скучает. В Америке поэт пишет возлюбленной письма – стихами. Разлука лишь усиливает чувства. Писатель не сомневается в верности любимой женщины, верит, что она ждет его.

Тема отношений с супругой – ключевой мотив творчества русского автора. Это красная нить, которая насквозь пронизывает поэзии Роберта Ивановича.

Литературные эксперименты поэта

Роберт Иванович славился страстью к литературным экспериментам. Поэт пробовал новые композиционные приемы, ритм, примерял на тексты новые рифмы, образную и звуковую оркестровку. Формальные эксперименты писателя на ниве поэзии наиболее ярко воплотились в любовной лирике.

Рождественский берет пример с Маяковского. Писатель удаляет из своих текстов гладкопись, традиционные размеры, привычные тропы и синтаксис. Критики отмечают разнообразие рифм в произведениях автора.

Композиционное и художественное своеобразие поэзии

В произведении под названием «Люблю тебя» выделяется три части. В этом стихе воплотились эксперименты автора с ритмом. Писатель создает ощущение спотыкания на каждой строке, чтобы читатель не спешил переходить к следующему рядку. Во второй части главную роль играют повторы.

Произведение отличается интимным характером: автор постоянно обращается к своей любимой женщине:

5

5
(
3

голоса
)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Black Lounge
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: