Степан Петрович Щипачёв. Биография
7.1.1899 — 1.1.1980
Страна: Россия
Степан Петрович Щипачёв (1899—1980), советский поэт, лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член РКП(б) с 1919 года.
С. П. Щипачёв родился 26 декабря 1898 (7 января 1899) года в деревне Щипачи (ныне Богдановичского городского округа Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913—1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В 1919—1921 годах служил в РККА. В 1922—1931 годах был преподавателем в военных учебных заведениях, редактором журнала «Красноармеец» (1929—1931). Один из основателей ЛОКАФ в 1930. В 1931—1934 годах был слушателем Института красной профессуры, окончил литературное отделение Института. В 1937—1941 годах поэт снова на редакционной работе.
Литературной деятельностью занимался с 1919 года. Опубликовал свыше 20 сборников своих произведений. Много стихов опубликовано в периодической печати. Писал стихи о любви, о природе, однако наиболее известен гражданской лирикой.
Член правления СП СССР, председатель секции поэтов. Неоднократно бывал за границей представителем советской писательской общественности.
В 1960 году активно выступал против запрета на выезд за границу Е. А. Евтушенко.
Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове. Также известен как автор погромной статьи в «Литературной газете» против Солженицына, озаглавленной «Конец литературного власовца»:
«…Сколько чёрных слов находит он, чтобы принизить, оболгать нашу страну, являющуюся светом, надеждой человечества, чтобы забросать грязью её славу, её идеал».
— «Литературная газета», 20.02.1974 г.
С. П. Щипачёв умер 1 января 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В юности он приноравливался к поэтике «Кузницы» с её космическим гиперболизмом, более поздняя его лирика отличается скорее уходом от громогласной декламации и пустой патетики. И хотя тематически его поэзия не выходит за рамки обычного воспевания коммунизма, отечества и счастливого будущего, вся эта программа связывается в ней с мотивами природы и любви, позднее — также старения. Особенно в поздние сталинские времена Щипачёв выделялся на общем фоне благодаря этим первоначальным лирическим элементам в своей поэзии. Большей частью его стихи ограничены развитием одной какой-нибудь простой мысли, его сентенции звучат несколько банально. Короткие стихи Щипачёва снискали большее признание, чем его поэмы: благодаря их лаконичности меньше ощущается недостаточная музыкальность поэта и скупой запас слов.
Степан щипачев. стихи
Лирическим стихам С. Щипачева свойственно то, что в «Кратком руководстве по красноречию» Михаил Васильевич Ломоносов называл остроумием, — то есть остротой ума. В стихах С. Щипачева лирическое переживание всегда руководило веселым, ясным, оптимистически направленным умом.
С прекрасным чувством меры поэт следит за пением своей лирической музы и никогда не дает ей довольствоваться эмоцией ради эмоции, ради настроения, ради одного эстетического переживания, — его лирический рассказ всегда подводит к концовке, полной глубокого значения, где раскрывается смысл стихотворения, дается ключ к нему, и часто не только к нему, но к идее, для подхода к которой предшествующие строки только заманивающая тропинка.
Здесь было горе горькое бездонным
Нуждой исхожен невеселый шлях,
Где каменные польские мадонны
С младенцами грудными на руках.
Они глядели в сельские просторы,
Где за сохой крошился тощий пласт,
Единственные матери, которым
Слезами горе не мутило глаз.
Подтекст этих двух последних строк можно раскрыть в целую поэму, трагическую и гневную…
Или — из маленького стихотворения «Вступление в Чертков».
Идут машины по дорогам тесным,
Поблескивают танки в стороне.
Сентябрьский дождь струится по броне,
И даже дождь нам кажется железным.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .цветами
Встречают нас, и радуга над нами
Как арка триумфальная стоит.
Известно его стихотворение «О любви».
Молодой буденновский боец целовал девчонку в жизни в первый раз. Но запела труба эскадрона, он умчался в атаку и был убит. Шли года…
…Незнакомый друг мой дорогой…
Ты влюблен, ты обо всем забыл…
А быть может, счастлив ты в любви
Потому, что он не долюбил.
Эта концовка — почти уже пословица. Так может сказать о любви только советский поэт, для которого закон жизни — это: «Один за всех и все за одного».
Стихотворение «По дороге в совхоз» рассказывает, как шли учитель и незнакомая девушка, налетел дождь, они — под деревом накрылись одним плащом…
…Идет в район машина.
Водителю смешно:
Стоят накрывшись двое,
А дождь прошел давно.
Ты молча смотришь на Эльбрус,
Рюкзак на плечи надевая,
До самых звезд вознесена
Вершина снеговая.
И ты, поднявшись на нее
Отвесной каменной тропою,
Увидишь весь, до крайних гор,
Кавказ перед собою…
Стоит — совсем невысока
В тени знамен трибуна съезда,
Но выше Шат-горы она
И выше Эвереста.
С нее открылся коммунизм,
Как открываются долины,
Увиденные в первый раз
Со снеговой стремнины.
Когда вы, читая маленькую книжечку и думая над ней, полюбите поэта, он вам вдруг скажет:
Мне кажется порой, что я
Вот так и буду жить и жить на свете!
Как тронет смерть, когда кругом — друзья,
Когда трава, и облака, и ветер
Все до пылинки — это жизнь моя.
Вы закрываете прочитанную книгу Степана Щипачева. Это свежо, это умно, это лирично, вам кажется, что вы и сами порой так думали и чувствовали.
Но у вас и неудовлетворенность. Это все — еще только фрагменты будущей большой книги. Жизнь с каждым днем раскрывает перед нами все более грандиозные перспективы, и вам хочется указать на них поэту.
Все это мы ждем от прекрасного и талантливого поэта Степана Щипачева.
Читать
СТЕПАН ЩИПАЧЁВ
ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА
«Библиотечка избранной лирики»
Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1966
Scan, OCR. Spellcheck А.Бахарев
От составителя. Лев Озеров
Зрение
На парткоме
Соловей
Овёс
В троллейбусе
«Лил дождь…»
«Себя не видят синие просторы…»
«Урал! Он был как начало песни…»
Нескошенная трава
«Лил дождь осенний…»
«Наверно, и вы бы приметили сразу…»
«Ой, вьюга, ой, вьюга какая…»
Прощание с зимой
«На жизнь свою я не хочу пенять…»
Потомкам
«Уже приметен радостный почин…»
Могила матери
Первые шаги
В степи
Он
«Когда накреняется купол звёздный…»
«Не оттого ли она хорошеет…»
Опять о луне
Берёзка
Незнакомая
Муж и жена
По росе
Соседка
«Тело твоё молодое, ржаное…»
«На ней простая блузка в клетку…»
«Пускай умру, пускай летят года…»
«Своей любви перебирая даты…»
«Пусть пристально глядят мужчины…»
«Как хочешь это назови…»
«Опять тревожно, больно сердцу стало…»
«Ты со мной, и каждый миг мне дорог…»
«Любовью дорожить умейте…»
«Ты порой целуешь ту, порою – эту…»
Голос
«Берут мальчишки и девчонки в руки…»
День
14 апреля 1930 года
Ладонь
Библиографическая справка
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
При имени Степана Щипачёва сразу же перед глазами возникает образ
стройного седовласого внимательного человека. Он говорит мало, негромко, редко улыбается. Но зато если скажет — всерьёз, повысит голос — справедливо, улыбнётся — от души. Он добр той добротой, «от которой пятится ложь, негодяя
бросая в дрожь». Не терпит многословия. Все написанное им, вернее то, что он
хочет видеть в читательском обращении, умещается в двух небольших томах. Что
же — мало написал? Нет, жёсток отбор.
Крестьянский сын, батрак, председатель солдатского комитета, он имел
все права воскликнуть: «Революция… а тебе восемнадцать лет! Как здорово
это, как это прекрасно!» Человека с лицом, характером, биографией Щипачёва
мог бы среди своих двенадцати красногвардейцев встретить Блок. Державный шаг
двенадцати — это государственная уверенность Щипачёва в настоящем и будущем.
Скромный и застенчивый в быту, он по жизни, идёт всегда смело и открыто.
Мечтательность не мешает ему быть бойцом.
Сейчас это кажется таким простым: стихи о природе и любви. Но в
середине тридцатых годов, когда в газетах и журналах преобладала риторика, когда нередко воспевался бетон, а не человек, Щипачёв выступил с небольшой
книжкой «Лирика». Она рассказала о глубокой жизни сердца. После длительного
поиска собственного пути, после шести книг Щипачёв, наконец, находит себя. Он
берёт в собеседники природу и возлюбленную. И говорит с ними о самом близком