Краткое содержание (сюжет):
Иван-Царевич на охоте случайно ранил белую лебедушку. Пожалел птицу и принес ее к себе в шатер. Оставил на соломке, а сам опять на охоту ушел. Пока его не было, лебедушка обратилась в молодую девушку. Убралась в шатре и обед приготовила. И снова птицей стала. Подивился Иван-царевич, но не понял, кто ему помог. Снова ушел охотиться, а белая лебедица не только прибралась и еду сготовила, но и вышила рубашку добру молодцу. Решил Иван-Царевич узнать, кто у него в шатре хозяйничает, спрятался и поймал лебедушку, когда та в девицу превратилась. Схватил ее крепко за руки, хотела она вырваться, да стала золотым веретеном. Царевич веретенышко разломил пополам, одну часть бросил вперед, другую назад. И попросил руки девицы-молодицы. Она согласилась, и стали они жить-не тужить, сыночка родили и растили.
А весной мимо дома Царевича и его жены пролетали стаи белых лебедей. Бабушка-задворенка посоветовала молодому мужу жену сторожить и никуда ее не отпускать. Летят лебеди и зовут молодицу с собой. Двум первым стаям она отказала, а третьей, в которой была ее матушка, не смогла. Бросила ей та белое крылышко, но Иван первым его поднял и не разрешил любимой жене улететь. Стала плакать лебедушка, что улетела вся ее семья без нее. Но Иван-царевич утешил ее, что и здесь им хорошо, будут они жить счастливо. Да так и вышло.
Главные герои сказки:
Иван-Царевич – добрый молодец, любит охотиться, ранил лебедушку, а потом женился на ней.
Лебедушка – полуптица, получеловек. Может обращаться в девушку. Жена Ивана-Царевича.
Бабушка-задворенка – пожилая женщина, которая приходила помогать по хозяйству. Мудрая наставница молодой пары.
План пересказа:
1.Иван-царевич ранит белую лебедицу и забирает ее к себе.
2.Лебедушка превращается в молодицу во время отсутствия Царевича.
3.Иван выслеживает девушку и зовет ее замуж.
4.Семейная жизнь героев, рождение сыночка.
5.Прилет белых лебедей.
6.Переговоры молодой царевны с лебедями.
7.Старая лебедица уговаривает ее лететь с ней за синее море.
8.Иван-царевич не дает лебедушке улететь с родственниками.
Белая лебёдушка
некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Ездил он каждый день на охоту в чистое поле, в широкое раздолье, на край синего моря. Вот раз ранил он белую лебёдушку. Пожалел её, привёз в свой шатёр и посадил в уголок на соломку.
Поутру снова уехал Иван-царевич на охоту, а лебёдушка вышла из угла, о пол грянулась, стала молодой молодицей. Шатёр прибрала, обед сготовила, стол накрыла, а потом снова обернулась лебёдушкой и села в уголок на соломку.
Воротился Иван-царевич в свой шатёр с охоты. Огляделся — что такое? Белый шатёр прибран, кушанье изготовлено, на стол накрыто.
«Что это, — думает Иван-царевич, — кто это у меня был?»
На другой день, только Иван-царевич на охоту уехал, вышла белая лебедица, обернулась молодой молодицей, шатёр убрала, обед сготовила, на стол накрыла, полотняную рубашку шёлком вышила, на лавку положила. Обернулась белою лебёдкою, села в уголок, ждёт Ивана-царевича.
Вот приехал Иван-царевич, зашёл в шатёр, поглядел и ахнул.
Никто с ним не говорит, никто голосу не подаёт.
Вот на третий день снарядился Иван-царевич на охоту, вышел из шатра да и спрятался.
«Покараулю, — думает, — кто такой ко мне приходит. С которой стороны?»
Вот белая лебёдушка вышла из уголочка, обернулась молодой молодицей, начала хозяйничать.
Иван-царевич услыхал в шатре шум, закричал громким голосом:
— Кто там у меня хозяйничает? Если старая старушка, будь мне матерью, а если молода молодица, будь любимой женой, если красная девица, будь родная сестрица!
Вбежал Иван-царевич в шатёр, увидал молоду молодицу, ухватил её за руки. Стала молодица у него в руках биться. Билась, билась, в золотое веретёнышко превратилась. Он взял то веретёнышко и переломил: пятку перед собой бросил, а кончик — позади себя.
— Будь, — говорит, — передо мной молода молодица, сзади меня перстенёк.
Вот и стала перед ним молода молодица. Стали они жить-поживать в белом шатре, в чистом поле, в широком раздолье.
Народился у них сын — и кудряв, и румян, и бел, как молоко.
И ходила к ним бабушка-задворенка домовничать.
Стала весна наступать.
— Иван-царевич, — говорит бабушка-задворенка, — теперь весна на дворе, ты никуда не уезжай, карауль своё счастье, молоду молодицу, белую лебедицу.
Вот раз поутру летит над шатром лебедей станица. Увидал старый лебедь молоду молодицу, затрубил, закричал:
Ти-го-го, моя доченька!
Ти-го-го, моя родимая!
А не сбросить ли тебе крылышко,
А не сбросить ли белое?
Полетим с нами за море,
Полетим с нами за сине!
Вскочила молода молодица на ноги и закричала ему в ответ:
Ти-го-го, ты мой батюшка!
Ти-го-го, ты родимый мой!
Не бросай ты мне крылышко,
Не бросай ты мне белое,
Не лечу с тобой за море,
Не лечу с тобой за сине:
У меня здесь любимый друг,
У меня здесь Иванушка!
Вот эта станица лебедей пролетела.
Летит другая станица, и кличет белая лебедица молодую молодицу:
Ти-го-го, моя сестрынька,
Ти-го-го, моя родимая!
А не сбросить ли тебе крылышко,
А не сбросить ли белое?
Полетим с нами за море,
Полетим с нами за сине!
Выбежала молодица из шатра, отвечает сестрице-лебедице:
Ти-го-го, моя сестрынька!
Ти-го-го, моя любимая!
Не бросай ты мне крылышко,
Не бросай ты мне белое,
Не лечу с тобой за море,
Не лечу с тобой за сине:
У меня здесь сыночек есть,
Моё милое детище!
Вот и эти лебеди пролетели.
Летит и третья станица. Кличет старая лебедица молодую молодицу:
Ти-го-го, моя доченька!
Ти-го-го, моя родимая!
А не сбросить ли тебе крылышко,
А не сбросить ли белое?
Полетим с нами за море,
Полетим с нами за сине!
Выбежала молодица на полянку, громким голосом крикнула:
Ти-го-го, моя матушка!
Ти-го-го, моя родимая!
Брось скорей мне крылышко,
Брось скорей мне белое.
Полечу с тобой за море,
Полечу с тобой за сине!
Бросила старая лебедица ей белое крыло. Только было она крылышко подхватила, выскочил тут Иван-царевич и поймал её. Билась она билась, да не вырвалась. Пролетела и эта станица белых лебедей. Заплакала молода молодица и говорит:
— Кабы ты не схватил меня, улетела бы я в своё лебединое царство, а теперь мне не с кем лететь, улетела и моя родимая матушка.
— Не горюй, моя лебёдушка, — говорит ей Иван-царевич, — будем мы и здесь хорошо жить, нашего Иванушку растить.
Так и стало.
Художественное своеобразие
У Андерсена, как и у многих гениальных творцов, была способность предвидеть будущее. Эта способность в сказке проявилась в деталях. Элизе снится книжка с живыми картинками.
Это даже не фильм или компьютерная игра. Это похоже на голограммы. Такие книжки описала Джоан Роулинг в волшебном мире Гарри Поттера.
Захватывающий острый сюжет с несколькими кульминациями сочетается с романтическим пейзажем летнего ночного или утреннего леса, изменчивого моря. Образы Андерсена яркие и самобытные: волны вздымаются, словно грудь спящего ребёнка (сравнение), деревья сплетают ветви с ветвями братьев (олицетворение), волны трудятся, шлифуя валуны (олицетворение).
-
«Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена
-
«Снежная королева», анализ сказки Андерсена
-
«Русалочка», анализ сказки Андерсена
-
«Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена
-
«Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена
-
«Дюймовочка», анализ сказки Андерсена
-
«Огниво», анализ сказки Андерсена
-
«Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена
-
«Соловей», анализ сказки Андерсена
-
Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография
-
«Снеговик», анализ сказки Андерсена
-
«Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена
По писателю: Андерсен Ганс Кристиан
Сюжет и композиция
Сюжет сказки авторский, несмотря на обилие фольклорных мотивов. Экспозиция – рассказ о счастливой жизни принцев и Элизы в родном замке. Завязка начинается с прихода злой мачехи
В отличие от народной сказки, кульминаций несколько, так что читатель следит за сюжетом с неослабеваемым вниманием. Элиза счастливо избегает колдовства мачехи
Найдя братьев, она чуть не погибает вместе с ними на крошечном острове посреди океана, куда они вынуждены приземлиться с заходом солнца, уже превращаясь в людей.
Ещё одна кульминация происходят, когда Элиза оказывается в замке без своих рубах и теряет надежду на спасение братьев. Самая главная кульминация связана с казню Элизы как ведьмы. В развязке добро побеждает зло, а превращение поленьев костра в цветущие розы – Божье чудо, подтверждающее невинность принцессы.
По закону волшебной сказки, у Элизы есть волшебная помощница – фея из воздушного замка фата-морганы, которая подсказывает, как Элиза может спасти братьев.
Мораль сказки (чему учит):
Белая лебедушка – символ невесты в народном фольклоре. А лебеди – символ любви и верности. Сказка учит верности своей семье. Всему свое время. Есть время жить в родительской семье, есть время создавать свою семью. Между родителями и своим мужем и детьми народная мудрость советует выбирать мужа и детей. Так скучала лебедушка по своим родным, особенно по матушке, что чуть не бросила мужа. Но муж не позволил ей разрушить семью и вернуться в прошлое. Также произведение демонстрирует правильную женскую модель – девушка-лебедь была трудолюбивой и умелой, поэтому Иван-царевич захотел взять ее в жены. И за свое счастье нужно бороться, как это сделал главный герой сказки. Не останови он лебедушку, улетела бы она за «синие моря», и остался бы он без жены.
Литературное направление и жанр
«Дикие лебеди» — одна из самых романтических в широком смысле слова сказок Андерсена. В основе этой литературной сказки фольклорный сюжет. В ней обыгрываются фольклорные мотивы злой мачехи-волшебницы, оговорённой и изуродованной красавицы-падчерицы, детей, превращённых проклятием в птиц, заколдованной красавицы, влюблённого в нищую девушку короля. Андерсен переосмысливает фольклорные сюжеты, наполняя классическую идею любой сказки о победе добра над злом психологическими и философскими смыслами.
Тенденции романтического направления во многом совпадают с каноном сказки. Действие происходит в далёкой стране, в которую на зиму улетают ласточки. Все 12 детей короля оказываются изгнанниками. Страна, где живут принцы-лебеди, далёкая, но такая же прекрасная, как родина. Детей не принимает не только мачеха, но и родной отец. Исключительность героев подчёркнута их необычным внешним видом: лебеди с коронами на голове и волшебным образом испачканная Элиза. Волшебство отделяет героев от обычных людей. Лебеди – красивые и благородные птицы, но эта особенность братьев делает их беспомощными. Немота – это не уродство, Элиза остаётся прекрасной, но она не может оправдаться. Таким образом, герои сказки похожи на романтических героев, которые противостоят не только злу, но и подстрекаемой злом толпе. В финале народ принимает сторону героев, это уже по законам сказки.
Герои сказки
Герои сказки, в отличие от фольклорных героев, напоминают обычных людей. Принцы ходят в школу и пишут грифелями на досках, хоть грифели алмазные, а доски золотые. Элиза сидит на маленькой скамеечке и рассматривает картинки в книжке, хоть книжка и стоит полцарства. В свой нищий период жизни Элиза играет с листом, в котором проткнула дырочку, как делают крестьянские дети.
Королевские дети оказываются такими светлыми и чистыми, что даже колдовство бессильно против них. Королева-мачеха хотела обратить принцев в чёрных безгласных птиц, но они стали дикими лебедями, и эта внешность соответствовала их природе.
Элиза ещё чище братьев. Она красивее роз и набожнее псалтыри. И цветы, и книга сами это признают. Королеве не удаётся обратить Элизу в лебедя. Мачеха собирается с помощью заколдованных жаб превратить Элизу в тупую и ленивую, безобразную и злонравную. Но внутренняя чистота девушки не дала колдовству совершиться. Элиза даже не заметила жаб. Они превратились в красные розы, что символизировало её набожность и невинность. Против таких качеств годится только физическая грязь, которая вводит в заблуждение короля, но не собаку и не ласточек.
Набожность Элизы отражена в её делах. Она не только доверяет Богу, зная, что он её не покинет, накормит, но и умеет быть благодарной, даже подпирает палочками ветви яблони.
Элиза живёт в гармонии со стихиями, будь то дремучий лес, вечно разнообразное море или небо. Она умеет любить жертвенной любовью, ради братьев готова умереть и искренне любит доброго короля.
Красавец-король, нашедший Элизу в лесной пещере, добрый и справедливый. Он влюбляется в Элизу с первого взгляда, и с этой минуты оберегает «прелестное дитя». Он не верит никаким наветам архиепископа, не пытается «воспитать» лесную красавицу, а заботится о её счастье, обустраивая комнату, похожую на лесную пещеру, позволяя заниматься Элизе странным делом – плетением рубах из крапивы.
Только своими глазами увидев Элизу на кладбище среди сидящих на могилах ведьм, король согласился отдать её на суд народа. Но Божий суд помешал свершению народного приговора.