Дикие лебеди — андерсен г.х

Сказка о любви. лебединая верность - озеро сказок

Краткое содержание (сюжет):

Иван-Царевич на охоте случайно ранил белую лебедушку. Пожалел птицу и принес ее к себе в шатер. Оставил на соломке, а сам опять на охоту ушел. Пока его не было, лебедушка обратилась в молодую девушку. Убралась в шатре и обед приготовила. И снова птицей стала. Подивился Иван-царевич, но не понял, кто ему помог. Снова ушел охотиться, а белая лебедица не только прибралась и еду сготовила, но и вышила рубашку добру молодцу. Решил Иван-Царевич узнать, кто у него в шатре хозяйничает, спрятался и поймал лебедушку, когда та в девицу превратилась. Схватил ее крепко за руки, хотела она вырваться, да стала золотым веретеном. Царевич веретенышко разломил пополам, одну часть бросил вперед, другую назад. И попросил руки девицы-молодицы. Она согласилась, и стали они жить-не тужить, сыночка родили и растили.

А весной мимо дома Царевича и его жены пролетали стаи белых лебедей. Бабушка-задворенка посоветовала молодому мужу жену сторожить и никуда ее не отпускать. Летят лебеди и зовут молодицу с собой. Двум первым стаям она отказала, а третьей, в которой была ее матушка, не смогла. Бросила ей та белое крылышко, но Иван первым его поднял и не разрешил любимой жене улететь. Стала плакать лебедушка, что улетела вся ее семья без нее. Но Иван-царевич утешил ее, что и здесь им хорошо, будут они жить счастливо. Да так и вышло.

Главные герои сказки:

Иван-Царевич – добрый молодец, любит охотиться, ранил лебедушку, а потом женился на ней.

Лебедушка – полуптица, получеловек. Может обращаться в девушку. Жена Ивана-Царевича.

Бабушка-задворенка – пожилая женщина, которая приходила помогать по хозяйству. Мудрая наставница молодой пары.

План пересказа:

1.Иван-царевич ранит белую лебедицу и забирает ее к себе.

2.Лебедушка превращается в молодицу во время отсутствия Царевича.

3.Иван выслеживает девушку и зовет ее замуж.

4.Семейная жизнь героев, рождение сыночка.

5.Прилет белых лебедей.

6.Переговоры молодой царевны с лебедями.

7.Старая лебедица уговаривает ее лететь с ней за синее море.

8.Иван-царевич не дает лебедушке улететь с родственниками.

Белая лебёдушка

некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Ездил он каждый день на охоту в чистое поле, в широкое раздолье, на край синего моря. Вот раз ранил он белую лебёдушку. Пожалел её, привёз в свой шатёр и посадил в уголок на соломку.

Поутру снова уехал Иван-царевич на охоту, а лебёдушка вышла из угла, о пол грянулась, стала молодой молодицей. Шатёр прибрала, обед сготовила, стол накрыла, а потом снова обернулась лебёдушкой и села в уголок на соломку.

Воротился Иван-царевич в свой шатёр с охоты. Огляделся — что такое? Белый шатёр прибран, кушанье изготовлено, на стол накрыто.

«Что это, — думает Иван-царевич, — кто это у меня был?»

На другой день, только Иван-царевич на охоту уехал, вышла белая лебедица, обернулась молодой молодицей, шатёр убрала, обед сготовила, на стол накрыла, полотняную рубашку шёлком вышила, на лавку положила. Обернулась белою лебёдкою, села в уголок, ждёт Ивана-царевича.

Вот приехал Иван-царевич, зашёл в шатёр, поглядел и ахнул.

Никто с ним не говорит, никто голосу не подаёт.

Вот на третий день снарядился Иван-царевич на охоту, вышел из шатра да и спрятался.

«Покараулю, — думает, — кто такой ко мне приходит. С которой стороны?»

Вот белая лебёдушка вышла из уголочка, обернулась молодой молодицей, начала хозяйничать.

Иван-царевич услыхал в шатре шум, закричал громким голосом:

— Кто там у меня хозяйничает? Если старая старушка, будь мне матерью, а если молода молодица, будь любимой женой, если красная девица, будь родная сестрица!

Вбежал Иван-царевич в шатёр, увидал молоду молодицу, ухватил её за руки. Стала молодица у него в руках биться. Билась, билась, в золотое веретёнышко превратилась. Он взял то веретёнышко и переломил: пятку перед собой бросил, а кончик — позади себя.

— Будь, — говорит, — передо мной молода молодица, сзади меня перстенёк.

Вот и стала перед ним молода молодица. Стали они жить-поживать в белом шатре, в чистом поле, в широком раздолье.

Народился у них сын — и кудряв, и румян, и бел, как молоко.

И ходила к ним бабушка-задворенка домовничать.

Стала весна наступать.

— Иван-царевич, — говорит бабушка-задворенка, — теперь весна на дворе, ты никуда не уезжай, карауль своё счастье, молоду молодицу, белую лебедицу.

Вот раз поутру летит над шатром лебедей станица. Увидал старый лебедь молоду молодицу, затрубил, закричал:

Ти-го-го, моя доченька!
Ти-го-го, моя родимая!
А не сбросить ли тебе крылышко,
А не сбросить ли белое?
Полетим с нами за море,
Полетим с нами за сине!

Вскочила молода молодица на ноги и закричала ему в ответ:

Ти-го-го, ты мой батюшка!
Ти-го-го, ты родимый мой!
Не бросай ты мне крылышко,
Не бросай ты мне белое,
Не лечу с тобой за море,
Не лечу с тобой за сине:
У меня здесь любимый друг,
У меня здесь Иванушка!

Вот эта станица лебедей пролетела.

Летит другая станица, и кличет белая лебедица молодую молодицу:

Ти-го-го, моя сестрынька,
Ти-го-го, моя родимая!
А не сбросить ли тебе крылышко,
А не сбросить ли белое?
Полетим с нами за море,
Полетим с нами за сине!

Выбежала молодица из шатра, отвечает сестрице-лебедице:

Ти-го-го, моя сестрынька!
Ти-го-го, моя любимая!
Не бросай ты мне крылышко,
Не бросай ты мне белое,
Не лечу с тобой за море,
Не лечу с тобой за сине:
У меня здесь сыночек есть,
Моё милое детище!

Вот и эти лебеди пролетели.

Летит и третья станица. Кличет старая лебедица молодую молодицу:

Ти-го-го, моя доченька!
Ти-го-го, моя родимая!
А не сбросить ли тебе крылышко,
А не сбросить ли белое?
Полетим с нами за море,
Полетим с нами за сине!

Выбежала молодица на полянку, громким голосом крикнула:

Ти-го-го, моя матушка!
Ти-го-го, моя родимая!
Брось скорей мне крылышко,
Брось скорей мне белое.
Полечу с тобой за море,
Полечу с тобой за сине!

Бросила старая лебедица ей белое крыло. Только было она крылышко подхватила, выскочил тут Иван-царевич и поймал её. Билась она билась, да не вырвалась. Пролетела и эта станица белых лебедей. Заплакала молода молодица и говорит:

— Кабы ты не схватил меня, улетела бы я в своё лебединое царство, а теперь мне не с кем лететь, улетела и моя родимая матушка.

— Не горюй, моя лебёдушка, — говорит ей Иван-царевич, — будем мы и здесь хорошо жить, нашего Иванушку растить.

Так и стало.

Художественное своеобразие

У Андерсена, как и у многих гениальных творцов, была способность предвидеть будущее. Эта способность в сказке проявилась в деталях. Элизе снится книжка с живыми картинками.

Это даже не фильм или компьютерная игра. Это похоже на голограммы. Такие книжки описала Джоан Роулинг в волшебном мире Гарри Поттера.

Захватывающий острый сюжет с несколькими кульминациями сочетается с романтическим пейзажем летнего ночного или утреннего леса, изменчивого моря. Образы Андерсена яркие и самобытные: волны вздымаются, словно грудь спящего ребёнка (сравнение), деревья сплетают ветви с ветвями братьев (олицетворение), волны трудятся, шлифуя валуны (олицетворение).

  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Снежная королева», анализ сказки Андерсена

  • «Русалочка», анализ сказки Андерсена

  • «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена

  • «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена

  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

  • «Огниво», анализ сказки Андерсена

  • «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена

  • «Соловей», анализ сказки Андерсена

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография

  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена

  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан

Сюжет и композиция

Сюжет сказки авторский, несмотря на обилие фольклорных мотивов. Экспозиция – рассказ о счастливой жизни принцев и Элизы в родном замке. Завязка начинается с прихода злой мачехи

В отличие от народной сказки, кульминаций несколько, так что читатель следит за сюжетом с неослабеваемым вниманием. Элиза счастливо избегает колдовства мачехи

Найдя братьев, она чуть не погибает вместе с ними на крошечном острове посреди океана, куда они вынуждены приземлиться с заходом солнца, уже превращаясь в людей.

Ещё одна кульминация происходят, когда Элиза оказывается в замке без своих рубах и теряет надежду на спасение братьев. Самая главная кульминация связана с казню Элизы как ведьмы. В развязке добро побеждает зло, а превращение поленьев костра в цветущие розы – Божье чудо, подтверждающее невинность принцессы.

По закону волшебной сказки, у Элизы есть волшебная помощница – фея из воздушного замка фата-морганы, которая подсказывает, как Элиза может спасти братьев.

Мораль сказки (чему учит):

Белая лебедушка – символ невесты в народном фольклоре. А лебеди – символ любви и верности. Сказка учит верности своей семье. Всему свое время. Есть время жить в родительской семье, есть время создавать свою семью. Между родителями и своим мужем и детьми народная мудрость советует выбирать мужа и детей. Так скучала лебедушка по своим родным, особенно по матушке, что чуть не бросила мужа. Но муж не позволил ей разрушить семью и вернуться в прошлое. Также произведение демонстрирует правильную женскую модель – девушка-лебедь была трудолюбивой и умелой, поэтому Иван-царевич захотел взять ее в жены. И за свое счастье нужно бороться, как это сделал главный герой сказки. Не останови он лебедушку, улетела бы она за «синие моря», и остался бы он без жены.

Литературное направление и жанр

«Дикие лебеди» — одна из самых романтических в широком смысле слова сказок Андерсена. В основе этой литературной сказки фольклорный сюжет. В ней обыгрываются фольклорные мотивы злой мачехи-волшебницы, оговорённой и изуродованной красавицы-падчерицы, детей, превращённых проклятием в птиц, заколдованной красавицы, влюблённого в нищую девушку короля. Андерсен переосмысливает фольклорные сюжеты, наполняя классическую идею любой сказки о победе добра над злом психологическими и философскими смыслами.

Тенденции романтического направления во многом совпадают с каноном сказки. Действие происходит в далёкой стране, в которую на зиму улетают ласточки. Все 12 детей короля оказываются изгнанниками. Страна, где живут принцы-лебеди, далёкая, но такая же прекрасная, как родина. Детей не принимает не только мачеха, но и родной отец. Исключительность героев подчёркнута их необычным внешним видом: лебеди с коронами на голове и волшебным образом испачканная Элиза. Волшебство отделяет героев от обычных людей. Лебеди – красивые и благородные птицы, но эта особенность братьев делает их беспомощными. Немота – это не уродство, Элиза остаётся прекрасной, но она не может оправдаться. Таким образом, герои сказки похожи на романтических героев, которые противостоят не только злу, но и подстрекаемой злом толпе. В финале народ принимает сторону героев, это уже по законам сказки.

Герои сказки

Герои сказки, в отличие от фольклорных героев, напоминают обычных людей. Принцы ходят в школу и пишут грифелями на досках, хоть грифели алмазные, а доски золотые. Элиза сидит на маленькой скамеечке и рассматривает картинки в книжке, хоть книжка и стоит полцарства. В свой нищий период жизни Элиза играет с листом, в котором проткнула дырочку, как делают крестьянские дети.

Королевские дети оказываются такими светлыми и чистыми, что даже колдовство бессильно против них. Королева-мачеха хотела обратить принцев в чёрных безгласных птиц, но они стали дикими лебедями, и эта внешность соответствовала их природе.

Элиза ещё чище братьев. Она красивее роз и набожнее псалтыри. И цветы, и книга сами это признают. Королеве не удаётся обратить Элизу в лебедя. Мачеха собирается с помощью заколдованных жаб превратить Элизу в тупую и ленивую, безобразную и злонравную. Но внутренняя чистота девушки не дала колдовству совершиться. Элиза даже не заметила жаб. Они превратились в красные розы, что символизировало её набожность и невинность. Против таких качеств годится только физическая грязь, которая вводит в заблуждение короля, но не собаку и не ласточек.

Набожность Элизы отражена в её делах. Она не только доверяет Богу, зная, что он её не покинет, накормит, но и умеет быть благодарной, даже подпирает палочками ветви яблони.

Элиза живёт в гармонии со стихиями, будь то дремучий лес, вечно разнообразное море или небо. Она умеет любить жертвенной любовью, ради братьев готова умереть и искренне любит доброго короля.

Красавец-король, нашедший Элизу в лесной пещере, добрый и справедливый. Он влюбляется в Элизу с первого взгляда, и с этой минуты оберегает «прелестное дитя». Он не верит никаким наветам архиепископа, не пытается «воспитать» лесную красавицу, а заботится о её счастье, обустраивая комнату, похожую на лесную пещеру, позволяя заниматься Элизе странным делом – плетением рубах из крапивы.

Только своими глазами увидев Элизу на кладбище среди сидящих на могилах ведьм, король согласился отдать её на суд народа. Но Божий суд помешал свершению народного приговора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Black Lounge
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: