Анализ стихотворения Рубцова «Улетели листья»
Лирика Рубцова – это главным образом внимание к природе и человеческой душе. Советский поэт следовал традициям, заложенным классическими русскими авторами
В стихотворении «Я переписывать не стану…», он называл своей ключевой творческой задачей «книгу Тютчева и Фета продолжить книгою Рубцова». Кроме того, в его поэзии ощущается сильное влияние русской народной песни. Именно из фольклора Николай Михайлович позаимствовал основной прием своей лирики – психологический параллелизм. Очень часто в стихотворениях Рубцова построение сюжета осуществляется при помощи последовательного сопоставления стихий и явлений из мира природы с человеческими ситуациями и эмоциями. Есть этот прием и в миниатюре «Улетели листья», состоящей всего из десяти строк. В ней в качестве природного фона используется поздняя осень (менее вероятный вариант – ранняя зима) – с тополей облетели листья, деревья стоят голыми, наступает царство шумных метелей.
Смена времен года – неизбежность, с которой человек ничего не в силах сделать, цикл повторяется из века в век. Чтобы подчеркнуть этот вечный круговорот, Рубцов использует кольцевую композицию – стихотворение начинается и завершается практически одинаково. Лирический герой призывает невидимую собеседницу не жалеть об улетевших листьях. Взамен он предлагает ей пожалеть его любовь и нежность. Между строк произведения угадывается история романтических отношений мужчины и женщины. Ничего конкретного о них в тексте не говорится – фактически читателю предлагается самостоятельно придумать обстоятельства, детали, характеры героев. Ассоциация, лежащая на поверхности, — сравнение улетевших листьев с завершившейся историей любви. И если листья не вернуть, если на смену времен года никак нельзя повлиять, то отношения человек спасти может, нужно только постараться.
В стихотворении «Улетели листья» нет причудливых средств художественной выразительности. Оно написано простым понятным языком, что не мешает ему оказывать сильное воздействие на читательские сердца. В нем в первую очередь подкупают искренность и проникновенность. Значительную часть лирики Рубцова отличает песенность, недаром к его поэзии нередко обращались композиторы. Положена на музыку и миниатюра «Улетели листья». В 1984 году одноименная песня вошла в дебютный альбом группы «Форум» под названием «Белая ночь».
https://youtube.com/watch?v=_Mf4eHdV4Qg
Наталья Викторовна Размашкина
КАБИНЕТ | ФАЙЛЫ | БЛОГ | ДРУЗЬЯ | ШКОЛЫ | ОБЩЕНИЕ | НАСТРОЙКИ | ЗАКЛАДКИ |
|
ЗАПИСЬ #1838 | В ЗАКЛАДКИ |
Улетели листья Н Николай Рубцов |
Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться |
Вакансии для учителей
О Рубцове
Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».
Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде — рабочим, в Москве — студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.
В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым, В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.
Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.
После смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: «Последний пароход»(1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).
О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:
Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета. И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!..
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, — 19.I.1971, Вологда) — русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже — на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.
Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.
Лит. Передреев А., Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С., Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.
В. В. Кожинов
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 9. — М.: Советская энциклопедия, 1978