Влияние социальных ролей на развитие личности

Процессы

Социализация личности – это довольно сложный процесс. Социологами принято разделять две фазы, которые в равной мере важны для поиска и становления каждой из социальных ролей.

  1. Социальная адаптация – это период, во время которого личность знакомится с правилами поведения в обществе. Человек приспосабливается, учится жить по новым для него законам;
  2. Фаза интериоризация не менее важна, так как это время необходимо для полного принятия новых условий и включения их в систему ценности каждой отдельной личности. Необходимо помнить, что в эту фазу происходит отрицание или нивелирование определенных старых правил и устоев. Это неизбежный процесс, так как часто одни нормы и роли противоречат уже существующим.

Если на какой-то из фаз произошел «сбой», то в будущем возможно появление ролевых конфликтов. Это происходит из-за неумения или нежелания индивидуума выполнять выбранную им роль.

Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Эксплуатация явления трансформации в искусстве

Явление трансформации активно используют в различных сферах искусства. Так, в сказке братьев Гримм трудолюбивая девочка перерождается в пчелу, а у Жорж Санд – ленивый толстяк становится шмелем.

Кинематографисты так же часто обращаются к этому процессу. К примеру, персонаж Тома Хенкса загадывает желание стать взрослым и уже утром у него начинается совсем новая жизнь. А главный отрицательный герой фильма о красном драконе совершает определенные действия с целью перерождения. Как ему кажется, так он сможет перевоплотиться (или трансформироваться) в мифическое существо, равного которому не существует.

Эти образы совершенно различны: кто-то добрый, кто-то – нет, кому-то нравится новый образ, другим же приходится подстраиваться к непривычным для себя обстоятельствам. Но объединяет их одно – трансформация взглядов, мировосприятия, мышления и иных основ человеческого поведения.


Фото автора Ron Lach: Pexels

С точки зрения зрителя, наблюдать за этим процессом весьма увлекательно. Однако это собирательные образы, сущность трансформации которых ограничена хронометражем фильма. На практике же процесс занимает гораздо больше времени и требует определенных условий для своей реализации.

Правовая социализация

Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.

Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.

Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.

Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.

Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.

Вместо введения

Для начала, скажем о том, что любую социальную роль следует понимать, как социальную функцию, стереотип, представление, поведение или вид деятельности. Такое количество представлений о социальных ролях является показателем того, что само это понятие можно с успехом применять с целью описания поведения человека, выполняющего различные социальные функции.

Многие специалисты склоняются к тому, что в социальных ролях заключена функция закрепления наиболее оптимальных способов поведения человека в конкретных обстоятельствах, которые выработаны человечеством на протяжении столетий.

Системность каждодневной жизни человека обусловлена тем, что он последовательно выполняет какие-либо социальные роли, связанные с его обязанностями и правами. Обязанностью же является необходимость для человека выполнять что-либо, исходя из социальной роли, независимо от того, как он к этому относится. В процессе выполнения своих обязанностей, обусловленных социальной ролью, у любого человека есть право предъявлять к окружающим и свои собственные требования.

Важно заметить, что обязанности абсолютно всегда будут сопровождаться правами. А баланс обязанностей и прав всегда будет предполагать оптимальное следование социальной роли в поведении

Если же имеет место дисбаланс, это свидетельствует о том, что социальная роль не усвоена должным образом.

Компетентность во времени

Успешный человек всегда в хороших отношениях со временем. «Он живет настоящим, а не будущим или прошлым, реально оценивает перспективы, легко связывает текущие задачи со стратегическими планами, воспринимает время как непрерывный поток, спокойно и уверенно смотрит в будущее, не боясь его, но и не строя воздушных замков. Он не жалеет о том, что было сделано, а про свои ошибки говорит так: «Ну что ж, зато я приобрел опыт» — и использует неудачи как трамплин для будущих достижений», — поясняет Марина Мелия.

Развивать это качество можно с простой практики: как только заметите, что мыслями обращаетесь в прошлое или «витаете в облаках», возвращайтесь в текущий момент и подумайте о том, что вы можете сделать уже сегодня для того, чтобы достичь цели.

Что влияет на желание корректировки поведения и мышления

Путей, подталкивающих человека к трансформации, очень много. Из негативных, это может быть:

  • стресс, как стимул для отказа от предыдущей модели поведения или образа жизни;
  • психологическая травма, которая может выражаться в желании поступать с другими людьми так же, как поступали с тобой;
  • другие факторы, оставившие яркий и сильный отпечаток в душе.

Но и положительных предпосылок для трансформирования психики не меньше. К таковым относятся:

  • выход из стрессовой ситуации, сопровождаемый сменой окружения (ты просто встретила хорошего человека, готового помочь встать на ноги. Это принесло надежду и облегчение, поэтому твой образ мыслей и, соответственно, поведение, изменяются);
  • желание завершить предыдущий жизненный этап, изживший себя или не вызывавший удовлетворения (кардинальные перемены: переезд в другой город, уход от токсичных отношений, смена рода деятельности, этап материнства и прочее);
  • другие факторы.


Giphy

Вне зависимости от причины, трансформация никогда не бывает спонтанной. Этот процесс является естественным стремлением изменить свою жизнь, сделать ее более удобной для себя в конкретный период времени.

У каждой социальной роли есть смысл и значение.

Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли

Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус. Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни. Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке – придётся искать иное значение брачных отношений. 

Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.

Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.

Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.

Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье. Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях. Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.

Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Сущность и типология социальных ролей

Определение 1

Социальная роль – это модель поведения индивида, признанная обществом целесообразной для людей, обладающих таким же, как и он, социальным статусом.

Например, семейный человек может исполнять роль отца, мужа, сына. На работе при этом он может быть технологом, мастером, членом профсоюза и пр. Не все социальные роли равнозначны для личности.

К основным социальным ролям относят:

  • семейно-бытовые;
  • профессиональные;
  • общественно-политические.

Благодаря способности человека современно осваивать, успешно выполнять те или иные социальные роли становится возможным нормальное функционирование общественного организма в целом.

Каждому человеку приходится ежедневно выполнять большое количество ситуационных ролей. Если человек входит в автобус, то он становится пассажиром и обязан выполнять все правила поведения в общественном транспорте. Когда поездка заканчивается, то он превращается в пешехода и уже выполняет правила уличного движения.

Статья: Влияние социальной роли на реальное поведение индивида

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Если человек отклоняется от требований собственной роли, то нарушения правил поведения чреваты для него неприятными последствиями. При этом социальная роль не является жесткой моделью поведения ввиду того, что люди неодинаково воспринимают и исполняют собственные социальные роли.

Однако при этом общество заинтересовано в том, чтобы люди своевременно и полноценно овладевали всеми необходимыми социальными ролями. При этом они самостоятельно обогащают собственные социальные роли поведенческими аспектами.

Необходимо понимать, что социальные роли есть формы проявления и развития личности, а успешная реализация становится залогом человеческого благополучия. Часто человек, который называет себя счастливым имеет хорошую семью, работу, принимает сознательное участие в жизни общества и государства.

Также при выполнении социальных ролей человек становится участником дружеских компаний, реализует досуговые занятия и увлечения, обогащая поведение эмоциональной составляющей.

Таким образом, факт влияния социальной роли на поведение человека нельзя оспаривать и подвергать сомнению. Человек взаимодействует с разными людьми и разнородными социальными группами. Входя одновременно в различные социальные группы, в каждой из них он занимает определенное положение, которое обусловлено взаимодействием с членами данной группы.

Благотворительность и собственное достоинство

— Вы председатель попечительского совета фонда «Дом с маяком». Насколько сегодня в процессе работы с состоятельными клиентами вам кажется возможным если не вовлекать их напрямую в благотворительность, то, по крайней мере, открывать им глаза на такие проекты? 

— Я считаю это очень правильным. Во все времена обеспеченные люди помогали слабым: когда тебе много дано — здоровья, сил, денег, — поделись с тем, у кого всего этого меньше. Особенно — с теми, кто сам вообще ничего не может, если мы говорим о фонде «Дом с маяком», о детском хосписе. Там не лечат болезнь, но создают условия, чтобы ребенок с онкологией и его близкие могли жить максимально нормальной жизнью. Исполняют детские мечты, дают передышку родителям, поддерживают семью после утраты ребенка — кому же помогать, если не таким проектам? Помощь такого рода очень хорошо развивает чувство собственного достоинства. 

— То есть вы конкретно рекомендуете своим клиентами тратить деньги на благотворительность?

— По крайней мере, делаю так, что они начинают с интересом к этому относиться. Стараюсь привлекать к этому жен предпринимателей, которые часто не работают, ищут, чем бы заняться. Были клиенты, которые до прихода ко мне не знали о существовании «Дома с маяком», а сейчас многие из них помогают финансово — таких у меня не два, не три, а гораздо больше.

Этапы социализации личности

Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:

  • Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей.
  • Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки.
  • Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.

Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.

Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.

Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.

В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.

Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.

Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе.

В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.

Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.

Внутренняя сила — залог успеха

— У вас бывали профессиональные неудачи?

— Знаю, что по правилам надо обязательно вспомнить какой-то провал: «Да, помню, был ужасный случай» — пустить слезу и так далее. Нет, профессиональной неудачи, которая бы мучила меня, заставляя снова и снова мысленно к ней возвращаться, не могу вспомнить. Хотя погодите. Была одна. Но не в коуч-консультировании, а в индивидуальном психологическом ассесменте — в моей компании такая работа составляет 75% бизнеса. Это процедура, когда мы по запросу работодателя формируем психологический портрет потенциального кандидата на ту или иную должность и оцениваем, насколько он соответствует предложенной позиции. 

— Это тестирование?

— Нет, мы не используем никакие тесты, мы проводим трехчасовое интервью, после чего даем человеку психологическую оценку его качеств, рассказываем о вариантах направлений развития личности, его возможностях и ограничениях. Потенциальный работодатель получает психологический портрет соискателя со всеми его плюсами, минусами, потенциальными проблемами и на основании этого портрета сам принимает решение, брать ли кандидата на работу. 

— Вернемся к той самой неудаче. Вы лично так оцениваете произошедшее или у него были практические последствия?

— Это и правда была неудача. Мы с коллегой интервьюировали претендента на высокую позицию, связанную с международным бизнесом. Он много лет жил в Америке, потом приехал в Россию. Умный, продвинутый, с хорошим английским университетским образованием, с опытом работы в Америке, то есть подходил по всем формальным показателям. Человек приличный, порядочный, надежный — все это потом подтвердилось, мы не ошиблись. В чем был промах? В том, что я не почувствовала в нем отсутствия энергии, настоящего желания работать на новом месте. У него была тяжелая личная ситуация: сын покончил жизнь самоубийством, и он впал в состояние так называемой улыбающейся депрессии. Я поняла это не сразу — внешне он держался очень хорошо, детально рассказывал, как намерен строить бизнес. Человек действительно искренне хотел работать, но сил, внутренней энергии на это у него не было. 

— А вы ошибочно порекомендовали его на руководящую позицию?

— Нет, мы никого не рекомендуем. Результат ассесмента — портрет человека, а брать его или не брать — решает сам работодатель. Наша ошибка была в том, что мы проглядели вот эту нехватку энергии. Итог был плачевный: человека взяли, а функционировать полноценно он не смог. Через полгода работы на этой позиции он захотел со мной встретиться. Я увидела ясную картину и сказала: «Вы находитесь в депрессивном состоянии. Постоянное напряжение на работе вам только вредит, лучше серьезно полечиться и потом уже взяться за какие-то другие дела». В результате он ушел по собственному желанию, его не уволили.

Социализация что такое

Первые навыки социализации ребенок получает в семье. При наличии благополучных родителей чадо имеет возможность узнать, как следует вести себя в обществе. Первым обществом родители являются. После 3-х лет ребенок идет в детский сад, где продолжается изучение следующих этапов, в более многочисленном социуме. В школьных классах, в институтских группах всегда присутствует некто взрослый, который обязан направить ребенка, если у последнего что-то не получается.

Обратите внимание! Азы социализации дают ребенку мать и отец. Это самая краткая стадия изучения этических норм

Если возникает какая-либо ситуация, где ребенку навязывают неаргументированную точку зрения, это не обучение этапам жизни и функционирования в обществе, а подавление личности в человеке.

Социализация – это процесс изучения и применения правил и норм окружающего общества. Благодаря этим знаниям и навыкам, индивиду намного легче жить и общаться с другими людьми, функционировать в социуме. Становление должно соотноситься в трех сферах жизни: деятельность, общение, саморазвитие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Black Lounge
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: