Развитие темы любви во второй части
Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы «Облако в штанах». Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу. Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и «цветочек под росами», и «любовь», и «барышню». Пошлы и мелки эти темы, а поэты, «рифмами пиликая», «выкипячивают» «варево» из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как «проказы», уличной толпы, бросаются сознательно от улицы. Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями «венецианского лазорья».
Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя — пиликающим «поэтикам».
Главная тема четвертой части
Анализ стихотворения «Облако в штанах» переходит к описанию четвертой части. Ведущей в ней становится тема Бога. Она подготовлена уже предшествующими, в которых обозначена враждебность с Богом, наблюдающим равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение. Даже на оскорбление идет герой («крохотный божик») и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его.
Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать «без мук». Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии. Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце. Его несет он, подобно тому, как собака — лапу, «перееханную поездом».
Первая часть поэмы
Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: «Долой вашу любовь». Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.
«Облако в штанах» открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой. Так мучительно оно, что ему кажется, будто «ржут» и «хохочут» канделябры в спину, двери «ляскают», «режет» ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время. Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как «голова казненного» с плахи.
Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. «Облако в штанах» Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. «Корчится», «стонет» герой, скоро «издерется рот» криком.
Похожие песни
-
слушать В.В. Маяковский — Вы думаете это бредит малярия?
В.В. Маяковский — Вы думаете это бредит малярия?
-
слушать В.Маяковский » Облако в штанах» — Вы думаете это бредит малярия…
В.Маяковский » Облако в штанах» — Вы думаете это бредит малярия…
-
слушать Маяковский — »Облако в штанах» — II. Вы думаете, это бредит малярия… (Е. Евтушенко)
Маяковский — »Облако в штанах» — II. Вы думаете, это бредит малярия… (Е. Евтушенко)
-
слушать Б. Хмельницкий, В. Высоцкий, В. Смехов, В. Золотухин — Вы думаете, это бредит малярия… (сл.: В. Маяковский)
Б. Хмельницкий, В. Высоцкий, В. Смехов, В. Золотухин — Вы думаете, это бредит малярия… (сл.: В. Маяковский)
-
слушать Е.Евтушенко читает В.Маяковского. Облако в штанах — Вы думаете, это бредит малярия…
Е.Евтушенко читает В.Маяковского. Облако в штанах — Вы думаете, это бредит малярия…
-
слушать Евгений Евтушенко читает В.Маяковского. Облако в штанах — Вы думаете, это бредит малярия…
Евгений Евтушенко читает В.Маяковского. Облако в штанах — Вы думаете, это бредит малярия…
Еще песни В.В. Маяковский
-
слушать В.В. Маяковский — Нате!
В.В. Маяковский — Нате!
-
слушать В.В. Маяковский — Эй!
В.В. Маяковский — Эй!
-
слушать В.В. Маяковский — Исповедь («Лиличка»)
В.В. Маяковский — Исповедь («Лиличка»)
-
слушать В.В. Маяковский — Дешевая распродажа
В.В. Маяковский — Дешевая распродажа
-
слушать В. В. Маяковский — Я счастлив
В. В. Маяковский — Я счастлив
-
слушать В. В. Маяковский — 1. Про что — про это? (читает Лиля Осиповна Брик)
В. В. Маяковский — 1. Про что — про это? (читает Лиля Осиповна Брик)
-
слушать В. В. Маяковский — Про что — про это? (Лиля Брик расказывает)
В. В. Маяковский — Про что — про это? (Лиля Брик расказывает)
-
слушать В.В. Маяковский — Послушайте!
В.В. Маяковский — Послушайте!
-
слушать В.В.Маяковский — Послушайте! Читает автор!
В.В.Маяковский — Послушайте! Читает автор!
-
слушать В.В. Маяковский — Оличка!
В.В. Маяковский — Оличка!
-
слушать В. В. Маяковский — МАЯКОВСКИЙ ИЗДЕВАЕТСЯ. Любовь
В. В. Маяковский — МАЯКОВСКИЙ ИЗДЕВАЕТСЯ. Любовь
-
слушать В.В. Маяковский — Великолепные нелепости
В.В. Маяковский — Великолепные нелепости
-
слушать В. В. Маяковский — КЛОП. В роли Присыпкина – Эраст Гарин. Запись 1938 г. (с сокращениями)
В. В. Маяковский — КЛОП. В роли Присыпкина – Эраст Гарин. Запись 1938 г. (с сокращениями)
-
слушать В. В. Маяковский — А вы могли бы? (читает автор)
В. В. Маяковский — А вы могли бы? (читает автор)
-
слушать В. В. Маяковский — 1. Про что — про это?
В. В. Маяковский — 1. Про что — про это?
1
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское. И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
Еще и еще,
уткнувшись дождю
лицом в его лицо рябое,
жду,
обрызганный громом городского прибоя.
Полночь, с ножом мечась,
догна́ла,
зарезала, —
вон его!
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного.
В стеклах дождинки серые
свылись,
гримасу громадили,
как будто воют химеры
Собора Парижской Богоматери.
Проклятая!
Что же, и этого не хватит?
Скоро криком издерется рот.
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот, —
сначала прошелся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
четкий.
Теперь и он и новые два
мечутся отчаянной чечеткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы —
большие,
маленькие,
многие! —
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!
А ночь по комнате тинится и тинится, —
из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на́ зуб.
Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
Что ж, выходи́те.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника.
Помните?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть», —
а я одно видел:
вы — Джиоконда,
которую надо украсть!
И украли.
Опять влюбленный выйду в игры,
огнем озаряя бровей за́гиб.
Что же!
И в доме, который выгорел,
иногда живут бездомные бродяги!
Дра́зните?
«Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий».
Помните!
Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий!
Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен, —
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?
И чувствую —
«я»
для меня мало́.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.
Каждое слово,
даже шутка,
которые изрыгает обгорающим ртом он,
выбрасывается, как голая проститутка
из горящего публичного дома.
Люди нюхают —
запахло жареным!
Нагнали каких-то.
Блестящие!
В касках!
Нельзя сапожища!
Скажите пожарным:
на сердце горящее лезут в ласках.
Я сам.
Глаза наслезнённые бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!
Рухнули.
Не выскочишь из сердца!
На лице обгорающем
из трещины губ
обугленный поцелуишко броситься вырос.
Мама!
Петь не могу.
У церковки сердца занимается клирос!
Обгорелые фигурки слов и чисел
из черепа,
как дети из горящего здания.
Так страх
схватиться за небо
высил
горящие руки «Лузитании».
Трясущимся людям
в квартирное тихо
стоглазое зарево рвется с пристани.
Крик последний, —
ты хоть
о том, что горю, в столетия выстони!
Облако в штанах
2 стр. →
Страницы: 1 Всего 4 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь
Трагическое известие
Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием «Нате». Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой «Джоконды» из Лувра, а себя самого — погибшей Помпее.
Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что «спокоен», однако сравнивает эту невозмутимость с «пульсом покойника». Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.
История создания
Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.
Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.
Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.
История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.
Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.
Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.
Жанр – поэма-тетраптих.
Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.
Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.
Оксюморон – “пульс покойника“.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2008. Был я сыном Зевеса. Одиссея, Гомер
- 24.02.2008. Любовь измеряется мерой прощения. В. Леви
- 23.02.2008. против лени Н. Заболоцкий
- 21.02.2008. Заговор. Егор Летов
- 16.02.2008. Вы думаете, это бредит малярия? В. Маяковский
- 15.02.2008. О Азия! тобой себя я мучу. В.Хлебников
- 14.02.2008. Она несла в руках. М.Булгаков
- 13.02.2008. Легкомыслие. М.Цветаева
- 11.02.2008. Поэма конца 1924 М. Цветаева
- 09.02.2008. Я вздрагиваю от холода! О.Мандельштам
- 08.02.2008. О родине. И.Бунин
- 06.02.2008. сон
- 05.02.2008. письмо от анонима
- 03.02.2008. Зеленые листья. М.Сингх пер.Н.Гумилев
- 02.02.2008. Е.Евтушенко
- 01.02.2008. Д.А.Пригов
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.