Образец 4
Каждый поэт писал про любовь. У каждого их них она своя – удачная и трагическая. А любовь невозможна без женщины. Сама жизнь не возможна без женщины.
Молодой Блок считает, что она рождена для любви. Именно этому прекрасному чувству и посвящено раннее творчество поэта. Только женщина может подарить мужчине такую любовь, что ради неё он становится способным перевернуть мир. Он придумал образ Прекрасной дамы. Да, он идеализирует её. Она для него божественна. Именно так он видел свою женщину, как Пигмалион идеализировал свою Галатею.
Этой женщиной была его жена, дочь знаменитого химика Менделеева, Любовь Дмитриевна. Именно ей он посвящал почти каждое стихотворение. Вот стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы». Поэт весь в предвкушении встречи с дамой.
Минуты волнительного ожидания перед встречей со своим идеалом. Для него Прекрасная дама – это «Вечная Жена». Но в этой жизни ничего не вечно, Любовь Дмитриевна уходит от Блока. И настроение поэта резко меняется, что отражается в его стихах.
Вот стихотворение «Незнакомка». Поэт уже повзрослел, изменились его взгляды на жизнь. В нём поэт описывает несовершенство реального мира – голод, холод, борьба за кусок хлеба. Его мечты о Прекрасной даме разбились, как морская волна о прибрежный камень и улетучились.
Теперь его идеал – обычная женщина за столиком в кабаке. Но она не пьяница, она по-прежнему прекрасна. Она проходит между столиков, за которыми сидят пьяные мужики. И оставляет за собой нежный шлейф духов и туманов.
Ещё одно стихотворение повествует о разбившихся мечтах – «О доблестях, о подвигах, о славе». Лоб в лоб сталкивается реальность и мечта. И неземная любовь просто улетает, как улетает, унесённая порывом ветра капроновая косынка с головы женщины. В реальном мире того времени такой любви нет места.
Блок любит не только женщину, но и свою родину – Россию. Для него она, как жена. Россия Блока – это деревни, леса, пригорки. Покосившиеся серые от дождей избы – нищая Россия. Но другой у поэта нет, и он её любит такой, какая она есть.
И если любовь к женщине непостоянна. Столкнувшись с реальностью, она исчезает. То любовь к родине не исчезнет никуда. И она подпитывает Блока своей силой. Именно в ней он черпает вдохновение.
Блок мечтает об идеальном человек. Создаёт образ идеальной женщины – Прекрасной дамы. Это протест против реальной жизненной прозы. В поэме «Двенадцать» тоже есть любовь. В обычную продажную женщину Катьку тоже можно влюбиться. А потом ревновать. Бедный мужчина любит её, и не может делить её с другими мужчинами. Он убивает её.
Блок считал, что любовь не только спасёт мир, но и каждого человека в отдельности. Она делаетт человека сильнее и счастливее.
Женщина
Произведение “Женщина” создано поэтом в 1914 году, в те годы он уже был зрелым автором. Перед стихотворением стоит надпись «Памяти Августа Стриндберга». Значение шведского писателя и публициста в творчестве и жизни русского поэта общепризнанно. Об этом говорил и сам Блок.
Если в раннем периоде своего творчества поэт обращается к идее Вечной Женственности, то в позднем периоде его больше интересует тема Мужественности, к которой он обратился после знакомства с трудами Стриндберга.
Встреча лирической героини и героя происходит на кладбище, но даже в таком печальном месте скорбящую женщину посещают мысли о том, что мужчина не просто так смотрит на нее, а, как ей кажется, с симпатией.
Но это не так, лирический герой пришел на могилу своего сына, до женщины ему нет никакого дела, поэтому вслед ей он глядит со снисходительной улыбкой.
По-видимому, поэт хотел показать данным произведением, что женщина всегда остается женщиной, не важно в какую ситуацию она попала
Прекрасная Дама
Тема любви к прекрасной Даме, восхищения её красотой и мудростью — одна из ключевых тем в творчестве прославленного символиста. Лирический герой Блока не просто испытывает нежные чувства к той или иной девушке — он преклоняется перед Великой Женственностью. Этим он принципиально отличается от лирических героев других авторов.
Идея Вечной Женственности, впрочем, появилась задолго до Блока — ещё в XIV в. В это время многие французские и итальянские аристократы, помимо участия в общественной жизни, активно занимались творчеством. В том числе они слагали стихи и песни в честь Прекрасной Дамы. Как правило, у каждого такого трубадура был свой объект любви, но в непривычном для нас смысле: женщина, к которой они питали высокие чувства, всю жизнь оставалась для них недосягаемой. Найдя свою Прекрасную Даму, трубадуры считали за счастье посмотреть на неё издалека, быть приглашёнными на тот же светский приём, что и она. Высшая степень близости — поднять предмет, который она обронила, и услышать ласковое слово (либо коснуться края её одежды). Женщины, вызывавшие такие чувства у трубадуров, часто были замужем и/или под опекой строгих родителей, но это не главная причина, по которой поэты даже не пытались познакомиться со своими возлюбленными. В основном это был вопрос мировоззрения, идеологии. Трубадур считал свою Даму едва ли не святой — и не мог даже в мечтах представить себя, грешного и недостойного, рядом с ней. При этом у влюблённого поэта зачастую имелись и жена, и дети. Противоречия в этом не было: трубадуры полагали, что «небесная» и «земная» любовь — это совершенно разные вещи.
Одним из поэтов, влюблённых в идеализированную Прекрасную Даму, был Данте Алигьери, автор «Божественной комедии». Итальянский поэт XIII—XIV вв., будучи выходцем из аристократического общества, в раннем возрасте был приглашён на праздник. Там он приметил милейшую девочку, которую, как он впоследствии узнал, звали Беатриче. Эта встреча потрясла его, и он трепетал каждый раз, когда видел её в светском обществе или просто на улице, — но никогда даже не пытался с ней заговорить. Через много лет Данте женился, и у него с супругой Джеммой родилось трое детей, но он до конца жизни прославлял Беатриче и сделал её неотъемлемым персонажем «Божественной комедии». Именно Беатриче встречает главного героя этого произведения, прошедшего по кругам ада и чистилища, в раю. В финале поэмы оказывается, что Беатриче «живёт» на самом высоком из небес — десятом небе, там же, где пребывают Богородица, Иоанн Креститель, апостол Павел и многие другие святые.
Несмотря на то, что А. А. Блок родился далеко не в XIII, а в XIX веке, он размышлял примерно таким же образом, что и Данте. Он считал, что женщина, которую он полюбит возвышенной любовью, должна быть в первую очередь его музой, а не хозяйкой или матерью его детей. Поэтому его супружеская жизнь с Любовью Менделеевой, к сожалению, оказалась несчастливой. Однако высокое чувство подвигло его написать множество прекрасных стихотворений. Например, «Вхожу я в тёмные храмы…»:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
1902
Лирический герой Блока прямо называет Прекрасную Даму «Святой» (не случайно место их встречи — храм) и не произносит её имени: она — не столько реальный человек, сколько воплощение идеала Вечной Женственности. Такая Дама появляется и в одном из самых знаменитых стихотворений А. А. Блока — «Незнакомка» (1906). Там, правда, интерьер совершенно другой: встреча недосягаемой красавицы и лирического героя происходит в ресторане, за соседними столиками сидят «пьяницы с глазами кроликов». Да и можно ли назвать это встречей? Лирический герой и сам не уверен, что явление чаровницы — реальность, а не наваждение:
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Впрочем, как мы уже поняли, Прекрасная Дама, даже будучи реальным человеком, имеет куда больше общего с миром фантазий и грёз. Её тело рождено на Земле, но душа парит в небесах
Так что, даже если таинственная Незнакомка в ресторане лирическому герою просто померещилась, это — вот парадокс! — не так и важно: она всё равно существует где-то в прекрасном, недосягаемом, невидимом мире
ИЗ ЦИКЛА «ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ»
8
Говорит смерть:
Когда осилила тревога,
И он в тоске обезумел,
Он разучился славить Бога
И песни грешные запел.
Но, оторопью обуянный,
Он прозревал, и смутный рой
Былых видений, образ странный
Его преследовал порой.
Но он измучился — и ранний
Жар юности простыл — и вот
Тщета святых воспоминаний
Пред ним медлительно встает.
Он больше ни во что не верит,
Себя лишь хочет обмануть,
А сам — к моей блаженной двери
Отыскивает вяло путь.
С него довольно славить Бога —
Уж он — не голос, только — стон.
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он.
10 декабря 1915
ПУШКИНСКОМУ ДОМУ
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!
Это — звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.
Это — древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.
269
Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы чёрный день встречали
Белой ночью огневой.
Что? за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
11 февраля 1921
270
Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2024. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.
Социальная лирика
Также, несмотря на аристократическое происхождение, Блок сочувствовал простым рабочим людям, которые вынуждены трудиться за гроши. Неодолимой грустью пронизано стихотворение «Фабрика» (1903), в котором есть следующие строки:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жёлтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Как и у Ф. М. Достоевского (кстати, тоже, как и Александр Александрович, петербуржца), у Блока жёлтый — цвет психического расстройства, сумасшествия. Мир, в котором нищие таскают «кули», а сверху на них смотрит «недвижный кто-то, чёрный кто-то», душевно болен. Не случайно Блок поначалу приветствовал идеи 1917 года и призывал «слушать музыку революции» — но затем, как и главный герой знаменитого романа Пастернака «Доктор Живаго», разуверился в большевистских идеалах.
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.
На поле Куликовом
Произведение “На поле Куликовом” было создано в 1908 году, является частью одноименного цикла. Литературоведы сошлись во мнении, что в данном стихотворение поэт предается размышлениям о прошлом и настоящем его родины – России. Школьники изучают стих в 9 классе.
Стихотворение имеет сюжетную линию, его относят к лиро-эпическому жанру поэзии.
В 1908-1917 гг. поэт пересматривал свое отношение к России, старался переосмыслить прошлое государства, понять ее настоящее и предугадать, что сулят грядущие перемены.
Основной темой стихотворения является борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится одной из первых войн, ведущих страну к освобождению.
В кого талант?
Каждый приходит к творчеству по-своему; кто-то — благодаря влиянию старших родственников и друзей семьи, кто-то — вопреки родительской воле и нравам ближайшего окружения. Так, во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова умение сочинять какие-никакие стихи входило в перечень навыков, которыми должен обладать каждый уважающий себя дворянин: это было необходимо, чтобы, например, при случае написать стихотворное послание в альбом очаровательной даме. Поэтому неудивительно, что среди множества дворянских мальчиков, волей-неволей пробующих себя в литературном мастерстве, находилось немало тех, для кого литература становилась не просто данью моде, а чем-то большим. А вот во второй половине XIX века помещикам стало уже не до поэзии, тем более что времена наступили тяжёлые. Так, отец Н. А. Некрасова хотел видеть сына только военным — и лишил юношу покровительства, когда будущий классик признался родителям, что мечтает стать литератором. Так Некрасов уехал в Петербург без гроша за душой, голодал, тяжело болел и некоторое время был вынужден даже жить в ночлежке для нищих.
Что касается Блока, то ему не пришлось отстаивать перед родными желание заниматься искусством. Мальчик появился на свет в интеллигентной семье: его мама, Александра Андреевна, была дочерью ректора СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета). К сожалению, отношения между родителями будущего поэта с самого начала складывались крайне напряжённо; супруги быстро разошлись, и после развода отец-юрист почти не интересовался судьбой Саши. Однако юный Блок никогда не чувствовал себя одиноким: в его воспитании принимали участие многочисленные интеллигентные родственники Александры Андреевны. С мальчиком проводил немало времени сам ректор СПбГУ Андрей Николаевич Бекетов, мама читала ему сказки, а бабушка — поэмы собственного сочинения. Поэтому неудивительно, что уже в пять лет юный Блок написал первые стихи о животных, а в четырнадцать принялся «издавать» собственный рукописный журнал. К тому же по соседству с Шахматовым — родовым гнездом Бекетовых, где жил и юный Блок, — располагалось имение Боблово. Его хозяином был не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев — тот самый, который создал знаменитую на весь мир таблицу химических элементов. Блок часто ездил к Менделеевым и даже принимал участие в домашних театральных постановках. Кстати, именно в Боблово юный Александр познакомился с Любовью Андреевной Менделеевой — дочерью выдающегося химика, которая впоследствии стала его супругой. Юноша и девушка сразу прониклись симпатией друг к другу и поддерживали в увлечении искусством; так, будучи юными, они играли для родных и близких главных героев «Гамлета».
Мне страшно с тобой встречаться…
Стихотворение “Мне страшно с тобой встречаться…” было создано в 1902 году. Оно несколько отличается от произведений любовной лирики, созданных Блоком ранее.
В данном стихе романтизм и юношеская восторженность, неспособные адекватно оценивать окружающий мир, отходят на задний план. Лирический герой становится мужественнее, он замечает обыденность мира.
Вокруг образа возлюбленной по-прежнему замечаются фантазии и мечты, но они представлены в виде легкой дымки. Лирическая героиня осязаема и близка, судя по стихотворению, но в то же время она далека и недосягаема, как богиня.
Легкие стихи Блока о любви
Я помню длительные муки: Ночь догорала за окном; Ее заломленные руки Чуть брезжили в луче дневном. Вся жизнь, ненужно изжитая, Пытала, унижала, жгла; А там, как призрак возрастая, День обозначил купола; И под окошком участились Прохожих быстрые шаги; И в серых лужах расходились Под каплями дождя круги; И утро длилось, длилось, длилось… И праздный тяготил вопрос; И ничего не разрешилось Весенним ливнем бурных слез.
Я понял смысл твоих стремлений — Тебе я заслоняю путь. Огонь нездешних вожделений Вздымает девственную грудь. Моей ли жалкой, слабой речи Бороться с пламенем твоим На рубеже безвестной встречи С началом близким и чужим! Я понял всё, и отхожу я. Благословен грядущий день. Ты, в алом сумраке ликуя, Ночную миновала тень. Но риза девственная зрима, Мой день с тобою проведен… Пускай душа неисцелима — Благословен прошедший сон.
Я живу в пустыне. Нынче, как вчера. Василек мой синий, Я твоя сестра. Низкие поклоны Мне кладут цветы. На меже зеленой Князь мой, милый, ты. Милый мой, не скрою, Что твоя, твоя… Не дает покою Думушка моя. Друг мой, князь мой милый Пал в чужом краю. Над его могилой Песни я пою.
Синеет день хрустальный; В холодных зовах высоты Встает, горя, закат печальный, И никнут поздние цветы. Твой взор, Твой взор туманный, Вернул мне ясность летних встреч… Но нет! Лесов покров багряный Спадает тихо, тихо с плеч. И солнца луч прощальный, Скользнув сквозь золото ветвей, Зажег на миг бассейн овальный Игрою призрачных огней…
Разгадал я, какие цветы Ты растила на белом окне. Испугалась, наверное, ты, Что меня увидала во сне: Как хожу среди белых цветов И не вижу мерцания дня. Пусть он радостен, пусть он суров — Всё равно ты целуешь меня… Ты у солнца не спросишь, где друг, Ты и солнце боишься впустить: Раскаленный блуждающий круг Не умеет так страстно любить. Утром я подошел и запел, И не скроешь — услышала ты, Только голос ответный звенел, И, качаясь, белели цветы…
Пусть рассвет глядит нам в очи, Соловей поет ночной, Пусть хоть раз во мраке ночи Обовью твой стан рукой. И челнок пойдет, качаясь В длинных темных камышах, Ты прильнешь ко мне, ласкаясь, С жаркой страстью на устах. Пой любовь, пусть с дивной песней Голос льется всё сильней, Ты прекрасней, ты прелестней, Чем полночный соловей.
Была пора — в твоих глазах Огни безумные сверкали: Ты обрела в моих словах Свои заветные печали. Теперь их смысл тобой забыт. Слова воскреснут в час победный, Затем, что тайный яд разлит В их колыбели заповедной.
Порою мне любовь сулят И нежно в очи мне глядят, Порой грущу я одинок, Как вихрем сорванный листок, Но с прежних дней красавиц власть Тревожит в бедном сердце страсть.
В своих мы прихотях невольны, Невольны мы в своей крови. Дитя, нам горестно и больно Всходить по лестнице любви. Сребристый месяц, лед хрустящий, Окно в вечерней вышине, И верь душе, и верь звенящей, И верь натянутой струне.
Печальная блеклая роза Качала головкой своей, И сыпались горькие слезы Из плачущих горьких очей… О чем же, печальная роза, Ты плачешь во мраке ночей? О том ли, что вешние грезы Умчались с зеленых ветвей? Не плачь, моя блеклая роза, Вернется назад соловей. Не плачь, отряхни эти слезы С заплаканных темных очей…
Сочинение Любовь в творчестве Блока
Александр Блок попал в классику литературы как знаменитый писатель-поэт. Открыв собственную лирическую дорогу книжкой таинственных стихотворений о Прекрасной Даме, Блок закончил личный двадцатилетний творческий процесс в русской словесности инновационным литературным трудом “Двенадцать”.
Начальный этап творческого процесса писателя сосредоточивался на духовных мыслях. В 1904 году он делает серию “Стихов о Прекрасной Даме”, полных опасения и приближения скорого несчастья. Писатель скучает об совершенстве прекрасной половины человечества. Поэтическое произведение предназначено его будущей супруге, которую он сильно любил. Блок со временем становится взрослым, и изменяются его мировоззрение, он осознает, что невозможно убежать в “миры иные”, когда везде развалины, голодание, противоборство, погибель. Проблемы между обычными людьми и аристократией неудержимо проникают в творческий процесс Блока. В стихах “Незнакомка” Блок демонстрирует конфронтацию очаровательной фантазии и безнравственной реальности. Стихи звучат мелодично. Автор показывает поэтичность и музыку одновременно. К тому же сначала Блок документирует в ежедневнике, что только идеал красоты способен победить уродливую жизнь.
Блок собственными стихотворениями не просто убедил всех, что он большой, необыкновенный человек, но и отобразил близкие отношения Мира и Вечного великолепия. Жалко, что он так и не обнаружил своего совершенства на жизненном пути. Л. Д. Менделеева, утомившись от восторженных любовных отношений, сбежала к Андрею Белому, однако сильные поэтические произведения Блока сохранились. Они богаты любовью, молодые девушки знакомятся с реальными, лирическими чувствами, что сильно облегчает наши скучные, полные депрессии и страха, сегодняшние дни.
С чувствами к даме возникает также отображение любви к отечеству. Он называет родину своей женою и что он согласен разделить с ней все предстоящие трудности. Избавляясь от могущества символизма, Блок рвался продолжать традиции великой русской литературы, считавшей, что ее миссия – помогать людям. Блок независим и уникален. В его стихотворениях изображены индивидуальные стороны духовного существования большого количества людей, надежды общественных изменений. Писатель с большой эмоциональностью мечтал видеть в личности независимого создателя своей действительности. Весь жизненный путь Блока пропитан надеждою об совершенной личности, которая не содержит в себе двойственность и сомнения. Преклонение Прекрасной Даме означало несогласие перед плебейской повседневностью существования. Недосказанность, таинственность цикла о любовных отношениях заставляет призадуматься над загадками людской жизни.
“Незнакомка” — это порыв способный создавать мечты, изменяющий все вокруг. Масштабность душевных волнений писателя выбирает главные темы в его лирической поэзии. Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь.
Как мучительно думать о счастье былом…
Это стихотворение поэт написал в 1898 году, тогда он был еще совсем юным. Известно, что он питал в тот период нежные чувства к Л.Д. Менделеевой. В будущем дочь известного химика станет женой поэта.
Но в стихотворении «Как мучительно думать о счастье былом…» лирический герой страдает от безответной любви, разрушения его надежд и невозможности счастья.
В своем произведении автор использует для создания образов такие художественные средства, как сравнение, инверсия, анафора.
Несмотря на то, что лирическая героиня не отвечает на чувства героя, он говорит о том, что все равно: «Я любил и люблю, не устану любить». Эти строки говорят об искренности и неподдельности его чувств.
Вариант 4
Любовь – это то, что дается нам свыше
У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет
Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.
Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.
Ночь, улица, фонарь, аптека
Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека” написано в 1912 году, в школе его изучают в 10 классе. Литературоведы относят его к философской лирике поэта. Оно представляет собой лаконичное рассуждение о бытие человека с элементами философии.
Особенностью композиции стихотворения считается его зеркальность, она наблюдается в неточном повторе первой строки во втором четверостишии. Для создания образов автор активно использует метафоры, сравнения и эпитеты.
Исследователи считают, что стихотворение создавалось им в переломный момент его жизни. В 1909 году поэт потерял сразу двух близких людей, своего отца и сына. Он тяжело переживал эту трагедию, мысли о ней сильно отразились на его творчестве.
В данном стихотворении автор постарался показать жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода, жизнь и смерть тесно связаны друг с другом, по его мнению.
Вариант 2
Тема любви занимает значительное место в творчестве каждого поэта Серебряного века. Чувство любви – это то самое, до конца не изученное глубинное чувство человеческой души, которое волновало людей во все временные эпохи. Они посвящали ему картины, стихи, другие произведения и не останавливаются на достигнутом даже сегодня. Александр Блок является известнейшим творцом слова русской литературы. Он творил в начале 20-го века. Среди его поэтических произведений имеется не мало стихов, что посвящены любви. В данной статье рассмотрена тема любви в его произведениях.
Эту тему в творчестве Александра Александровича смело можно назвать основополагающей и фундаментальной. Поэт таил в себе от выхода первого цикла стихов до самого последнего сборника трудное для понимания и парадоксальное чувство. Невозможно определить точный путь изменения его, в зависимости от времени.
Сначала Блок писал восторженно об этом чувстве. Он был влюблен в Л.Д. Менделееву. Именно ее образ вдохновлял его на творение чего-то прекрасного. Она стала для него женой, мухой до гроба. Но до встречи с этой женщиной он увлекался иной красивой девушкой, полной элегантности. Именно ей он посвящал свои первые стихотворения. Несмотря на то, что Ксения Михайловна Садовская – так звали первую «ту самую» Александра Александровича Блока – была старше молодого человека аж на двадцатки лет, это не помешало быть стихам очень проникновенными, душевными, прекрасными и способными, затронуть сердца самых больших скептиков
Владимир Соловьев и его философия конкретно отразилась на раннем творчестве Александра Блока. В его идеях привлекают поэта отношения к идеалу, женственности, красоте. Именно Александр Александрович вводит в русскую литературу образ «прекрасной дамы».
При этом в стихотворениях Александра Александровича есть какой-то религиозный трепет к даме. Его любовь не связывается с похотью и земными влечениями человека. Он рисует образ женщины, как нечто божественное, недосягаемое, великое и несравненное. В этом нет элементов земного.
Такова любовь в творчестве Александра Александровича.