Читать стихи Зинаиды Николаевны Гиппиус:
14 декабря 1917 года14 декабря 1918 года (Ужель прошло — и нет возврата?..)А. БлокуАпельсинные цветыБез оправданьяБессилье (Смотрю на море жадными очами…)Боль («Красным углем тьму черчу…)Веселье (Блевотина войны — октябрьское веселье!..)Водоскат (А. А. Блоку…)Все она (Медный грохот, дымный порох…)Гибель (Близки…)Господи, дай увидеть!Грех (И мы простим, и Бог простит…)Два сонетаДверь (Мы, умные,- безумны…)Дьяволенок (Мне повстречался дьяволенок…)Ей в ТорранЕсли (Если гаснет свет — я ничего не вижу…)За что? (Качаются на луне…)Закат (Освещена последняя сосна…)Заклинанье (Расточитесь, духи непослушные…)Зеркала (А вы никогда не видали?..)Игра (Совсем не плох и спуск с горы…)Идущий мимо (У каждого, кто встретится случайно…)ИметьИмя (Безумные годы совьются во прах…)К пруду (Не осуждай меня, пойми…)Как онКлюч (Струись…)Крик (Изнемогаю от усталости…)Любовь (В моей душе нет места для страданья…)Любовь — одна (Единый раз вскипает пеной…)МеждуМера (Всегда чего-нибудь нет…)Мешается, сливаетсяМолодому веку (Тринадцать лет! Мы так недавно…)Мудрость (Сошлись чертовки на перекрестке…)Надпись на книге (Мне мило отвлеченное…)Не знаю я, где святость, где порокНелюбовьНепоправимоНепредвиденное (По Слову Извечно-Сущего…)Нет! (Она не погибнет — знайте!..)Никогда (Предутренний месяц на небе лежит…)О вереО другом (Господь. Отец…)Овен и стрелец (Я родился в безумный месяц март…)Однообразие (В вечерний час уединенья…)Она (В своей бессовестной и жалкой низости…)Оно (Ярко цокают копыта…)Оправдание (Ни воли, ни умелости…)ОсеньюОтрада (Мой друг, меня сомненья не тревожат…)Пауки (Я в тесной келье — в этом мире…)Песня (Окно мое высоко над землею…)Петроград (Кто посягнул на детище Петрово?..)Посвящение (Небеса унылы и низки…)Последнее (Порой всему, как дети, люди рады…)Почему (О Ирландия, океанная…)ПределПыль (Моя душа во власти страха…)Свет (Стоны…)Свободный стих (Приманной легкостью играя…)Святое (Печали есть повсюду…)Сейчас (Как скользки улицы отвратные…)Сложности (К простоте возвращаться — зачем?..)Снег (Опять он падает, чудесно молчаливый…)Снежные хлопья (Глухим путем, неезженным…)СоблазнСонет (Не страшно мне…)Стекло (В стране, где все необычайно…)Стихотворный вечер в Зеленой Лампе (Перестарки и старцы и юные…)Счастье (Есть счастье у нас, поверьте…)Там (Я в лодке Харона, с гребцом безучастным…)Тема для стихотворенияТли (Припав к моему изголовью…)У. С. (Наших дедов мечта невозможная…)Цветы ночи (О, ночному часу не верьте!..)Часы стоят (Часы остановились. Движенья больше нет…)Шутка (Не слушайте меня, не стоит: бедные…)Электричество (Две нити вместе свиты…)Юный март («Allons, enfants, de la patrie…»…)
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь
Сочинение на тему: «Лирика Зинаиды Гиппиус»
Зинаида Гиппиус коснулась своим творчеством многих литературных жанров, однако в первую очередь ее стоит назвать именно поэтессой. Ее стихотворные произведения являются важным дополнением «серебряного века». Еще Брюсов говорил, что Гиппиус стала самостоятельным автором, сумевшим рассказать о своем внутреннем мире, описать душу. Он считал поэтессу мастером стиха и полагал, что ее ни в коем случае нельзя отделять от русской литературы.
Однако творчество Зинаиды Гиппиус действительно было отделено и запрещено, а самой поэтессе пришлось долгое время провести в эмиграции. Ее взгляды на развитие политического стоя не устраивали новую власть. Она не могла мириться с большевиками и не молчала об этом, а потому ее произведения были «опасными» для нового строя. Поэтесса описывала происходящие события революции как «грязное» и «жестоко-тупое», за что ее обвинили в нелюбви к Родине. Сама Гиппиус говорила, что самым большим наслаждением для нее является написание стихов, хотя из-под ее пера они появляются не чаще раза за год.
С лирикой З. Гиппиус русские читатели смогли начать знакомство не так давно, так как эта часть литературы была забыта и только возвращается на свое законное место. А в конце XIX века и начале XX-го поэтесса была очень значимым человеком на литературном поприще. Это относится как к ее творчеству, так и к поддержке развития литературы своим литературным салоном. Вся ее работа по праву вносит Гиппиус в перечень поэтов «серебряного века».
Особенным талантом поэтессы было умение очень четко и точно выражать душевные переживания, которые перед читателями становились короткими формулами, изображающими всякое томление. Во многих произведениях автора звучат обращения к Господу и взывания об избавлении от одиночества. Она ищет себя, философствует о смерти. Каждое стихотворение таит определенный смысл. Говоря об ужасах революции, поэтесса вместе с тем рассуждала, глядя на человеческие бесчинства, о том, какова вообще роль человека на земле и какой смысл своей жизни он себе избирает.
Чтобы понятно и лаконично выразить все, порой очень тонкие, витиеватые свои рассуждения, поэтессе нужно было использовать особый язык в своей поэзии, и она можно сказать самостоятельно его создала. Гиппиус пользовалась словарной точностью, чтобы не допустить метафор и не позволить никому переиначить смысл ее стихов и пересказать на свой лад так, как это будет удобно. Произведения автора, кроме точного изваяния основной темы обладали нотками некой грусти, восхищения жизнью, искренним миролюбием и даже какой-то хрупкости.
Зинаида Гиппиус писала о человеке, о смерти, о любви. Она обращалась к Богу в молитвах о России, так как, не смотря на вынужденную эмиграцию, она считала себя русским поэтом. Ее стихотворения порой диаметрально противоположны. С одной стороны – она бунтует, с другой – она верная Божья раба. Но протест в той форме изображения, которая доступна только Гиппиус, присущ очень многим ее произведениям и именно эта черта ее поэзии определяет автора как истинного патриота. Гнев ее стихов ждал мести и искупления клятвопреступления.
Наряду с темой судьбы Родины лирика Гиппиус дополняется русской природой, которой поэтесса восхищалась и в то время, когда была дома, и тем более, когда находилась заграницей. Ее стихотворения делали словестные зарисовки лесов, елей, где «Все мне нужно. Все мое».
В наше время, когда сняты все запреты на интересы, следует правильно пользоваться своим правом и изучать действительно достойные вещи, как например, творчество Зинаида Гиппиус.
Борьба с туберкулезом
Семья переехала в Москву, надеясь улучшить свое материальное положение. Зину отправили учиться в гимназию Фишер, но вскоре у нее диагностировали туберкулез. Анастасия Васильевна, опасаясь за здоровье дочерей, особенно старшей, отправилась в Ялту. Финансовое положение семьи оставалось тяжелым. Следует заметить, что на протяжении всей жизни Зинаида страдала из-за частых болезней верхних дыхательных путей.
В Крыму семью Гиппиус навестил брат Анастасии, Александр Степанов. Он взял на себя решение финансовых вопросов и перевез родных в Тифлис (ныне — Тбилиси). Кроме этого, арендовал для Зинаиды дачу в Боржоми, где она имела возможность поправить свое здоровье.
Однако будущую поэтессу ждала еще одна трагедия. В 1885 году Александр Степанов, дядя Зинаиды, скончался от менингита. Семья вынуждена была остаться в Тифлисе.
Гиппиус и революция
Как и Мережковский, Гиппиус всегда была сторонницей Февральской революции. Одно время она даже критиковала Герберта Уэллса за его негативное отношение к такому «светлому и радостному событию». Поэтесса называла писателя «отступником», «тем, чьи идеи никогда не будут реализованы в жизни».
Зинаида искренне верила в то, что Февральская революция способна, наконец, освободить народ от той власти, которая была установлена насильственными методами. Она надеялась, что за паникой последует свобода идеи, мысли и слова, поэтому Гиппиус и Мережковский не только поддерживали революционеров, но даже познакомились с Керенским, чтобы лично высказать ему свою признательность. Их квартира на тот момент больше напоминала «филиал» Государственной Думы, ведь там каждый вечер проходили горячие дебаты революционеров и обсуждения того, как лучше свергнуть власть и для чего это необходимо народу.
Однако за Февральской последовала Октябрьская революция, которая шокировала пару и вынудила их бежать. Понимая, что теперь их произведения на революционную тематику могут лишь навредить им, Мережковский и Гиппиус уезжают сначала в Польшу, где они разочаровываются в политике Пилсудского, а затем обосновываются во Франции. К слову, даже находясь далеко от родной страны, супруги продолжают остро реагировать на её проблемы. Для того чтобы хоть как-то показать своё отношение к России и выразить ей свою любовь, Гиппиус в 1927 году создает в Париже общество «Зелёная лампа», которое должно было сплотить всех эмигрантов-писателей, вынужденных покинуть родину так, как это сделали Мережковский и Гиппиус.
Вихри перемен
Революция 1905 года и расстрел рабочих 9 января оказали сильное влияние на творчество поэтессы. В ее стихах появились политические мотивы. Она и ее муж яростно отрицали самодержавие, считая, что оно пришло от Антихриста. В 1906 году супруги были вынуждены уехать в Париж, где пробыли почти 2 года. При этом они продолжали творить и сотрудничать с русскими изданиями.
В 1908-м Мережковские вернулись на родину. Помимо прозы и стихов, Зинаида Гиппиус также писала критические статьи под псевдонимом Антон Крайний. Ее критика была остра и саркастична, подчас субъективна и капризна. Но в ее профессионализме не было никаких сомнений.
В 1917 году налаженная жизнь супругов вновь рухнула. Мережковские не приняли Октябрьскую революцию. Зинаида Николаевна писала: «… на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение…».
В 1920 году Гиппиус с мужем нелегально пересекла русско-польскую границу. Но после недолгого пребывания в Польше супруги навсегда иммигрировали в Париж. Здесь они продолжали писать стихи и прозу и даже основали философское общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1940 года.
Первая и единственная любовь
В 1888 году будущая поэтесса с матерью вновь поехала в Боржоми. Там восемнадцатилетняя Гиппиус познакомилась с писателем Дмитрием Сергеевичем Мережковским
Он выделялся среди ее поклонников молчаливостью и некоей отстраненностью, которые сразу привлекли внимание молодой красавицы
Почувствовав духовную близость, пара решила пожениться. Через год после знакомства влюбленные обвенчались в церкви Михаила Архангела. Вскоре они переехали в Петербург. Сама Зинаида в своих автобиографических заметках писала, что с тех пор они не разлучались ни на один день в течение 52 лет.
Именно с приезда в Петербург начался творческий путь поэтессы Зинаиды Гиппиус. Она познакомилась с талантливыми писателями, поэтами, художниками, философами. Общество не всегда понимало, но принимало эксцентричную литераторшу.
Молодые супруги, будучи людьми творческими, договорились: Зинаида пишет только прозу, а Дмитрий — только поэзию. Но вскоре сам Мережковский нарушил эту договоренность, ведь в его голове зрел сценарий романа о Юлиане Отступнике.
Позже Зинаида вспоминала о своем браке как о родстве душ и общности идей. Но при этом отношения супругов были платоническими. У обоих случались короткие романы. А ссоры бывали лишь на творческой почве. Но при этом они были очень близки духовно. Это был возвышенный союз двух талантливых душ в бренном мире.
Творчество поэтессы
Зинаида Гиппиус — не только талантливая поэтесса. Она прозаик, драматург, литературный критик. В детстве девочка писала шуточные стихи о членах собственной семьи и даже заразила этим увлечением гувернантку и тетю. Однако исследователи ее творчества отмечают, что с ранних лет ей было присуще меланхоличное настроение, которое прослеживается в ее поэзии.
Зинаида была блестящей поэтессой и литератором. Она писала много прозы. В начале ее творческого пути, сразу после замужества, поэтесса печатала прозу в многочисленных журналах. Однако позже признавалась, что не помнит даже названий этих рассказов. Семье просто нужны были средства. Особенно остро в деньгах нуждался Дмитрий Мережковский, который в тот период писал книгу об Юлиане Отступнике.
Позже были написаны еще несколько сборников рассказов, два романа, пьесы. Посредством своего творчества Гиппиус выражала некую идею или тонкое психологическое наблюдение. На творчество литераторши влияли романы Достоевского. Но герои Зинаиды были абстрактными. В них не было огня жизни, который присущ героям романов великого писателя.
А вот стихи Зинаиды Гиппиус наполнены серьезностью и острым умом, которые были присущи этой уникальной женщине. В них практически полностью отсутствует утонченность и женское кокетство. Именно поэтому они столь пронзительны и уникальны.
Ее секретарь, Владимир Злобин, писал, что с детства Зину волновали высокие материи и вечные, философские вопросы. Она еще в юном возрасте чувствовала то, что смогла выразить словами только на склоне лет. Период ее детства (70-80-е годы) не наложил отпечаток на ее жизнь. Будущая поэтесса была словно отстранена от реального мира. Поэтому многие ее стихи абстрактны и сюрреалистичны. Лишь события, произошедшие на ее родине в период с 1905 по 1917 год, оставили отпечаток на ее эмоциональном состоянии.
Внешность Зинаиды Николаевны Гиппиус, как и ее творчество, были поистине уникальны и неповторимы. Новых знакомых поражал ее яркий и неординарный внешний вид — густые локоны с медным отливом, миндалевидные зеленые глаза, худоба и необычные наряды. Однако еще более экстравагантным было ее поведение.
Критиков приводили в бешенство известные всей России строки:
Первое впечатление о Зинаиде складывалось неоднозначное. Многие литературоведы отмечают, что Гиппиус казалась высокомерной и холодной особой. Она умела добиться от толпы восхищения и вела себя как королева. Но при этом внутри она оставалась чутким и добрым человеком. Именно она помогла обрести известность многим талантливым поэтам, в числе которых были Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Александр Блок. С последним она разорвала отношения после начала Октябрьской революции.
Зинаида питала слабость к мужскому образу. Некая маскулинность ее характера резко констатировала с нежным нравом ее супруга. Она часто использовала мужские псевдонимы, писала стихи от лица мужчины. А порой появлялась на публике в мужских костюмах и с ярким макияжем.
Детство
Зинаида Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в городе Белёве в дворянской семье немецкого происхождения. Её отец был известным по тем временам юристом, который до этого служил обер-прокурором в Сенате. Мать являлась дочерью екатеринбургского оберполицейского и имела прекрасное образование. Из-за того, что отцу Зинаиды часто приходилось уезжать в другой город, мать и дочка вынуждены были сопровождать его, поскольку он был единственным кормильцем в семье. Именно из-за этого Гиппиус не могла обучаться в школе, как её сверстницы, и, в результате, осталась без начального образования. Тем не менее, её отец прекрасно понимал, что без соответствующих навыков девочка не сможет найти работу в будущем, поэтому Гиппиус обучали в основном нанятые гувернантки. С ними юная поэтесса училась писать и читать, они помогали ей готовиться к экзаменам и даже обучали нескольким языкам.
Начиная с 7-летнего возраста, Зинаида всерьез увлекается поэзией. Она с удовольствием пишет несколько произведений и даже не старается скрывать их от родителей. Наоборот, она гордится своим талантом и изо дня в день стремится рассказать о нем. Однако, как позже признаётся сама Гиппиус, в то время практически все считали её стихи «испорченными». В письме Валерию Брюсову, она говорила:
«… на тот момент я не понимала, почему мои произведения являлись для людей чем-то плохим, испорченным. По своей натуре я человек очень религиозный, поэтому я никогда не позволила бы себе писать что-то, что расходится с моей верой, портит мнение обо мне как о верующей девушке…».
Тем не менее, первые стихи поэтессы воспринимаются общественностью скорее как блажь. И только генерал Драшусов, один из друзей отца Зинаиды, с которым она на тот момент вела активную переписку и делилась созданными стихотворениями, замечает талант Гиппиус, советует ей не слушать мнение окружающих и продолжать делать то, что ей нравится. К слову, с юных лет поэтесса воспринимает свой талант как «моменты вдохновения». Она верит, что любое произведение можно создать, не отрываясь от пергамента. Ведь если ты прервешь эту связь, отвлечешься, вдохновение исчезнет, а вновь вернувшееся будет уже не таким, как прежде.
Биография и творчество
В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.
Юридическая служба отца была причиной постоянной смены места жительства семьи. По этой причине образование Зинаида получала урывками. Посещение учебных заведений постоянно прерывалось переездами. Обучение и подготовка к экзаменам проходили на дому с гувернантками.
Но это совсем не помешало целеустремлённой и духовно одарённой девочке раскрыть и развить свой поэтический талант. Стихи маленькая Зина стала писать уже в семилетнем возрасте. Она очень любила книги, впечатлениями от прочитанного заполняла дневники и с удовольствием вела переписку с отцовскими друзьями.
В 1881 году отца поэтессы Серебряного века не стало. Анна Васильевна Гиппиус перевезла дочерей в Москву. Старшая, Зина, стала с удовольствием посещать гимназию Фишер, но тяжело заболела туберкулёзом. Сказалась наследственность. Москву пришлось сменить на Ялту. Крымское солнце стало спасением для ослабевшей Зинаиды. А в 1885 году стараниями своего дяди Александра, девочка поселилась на даче в Боржоми.
Именно там Гиппиус, которой уже исполнилось 18, познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. Молодые люди поженились в 1888 году. Брак продолжался больше 52-ух лет и был образцом духовного и творческого единства.
Физического единения в паре не было. Гиппиус, была не только умна и талантлива, но и удивительно красива. Её романы, в том числе и с женщинами, стали достоянием общественности, но они не разрушили союз с Мережковским.
1888 год стал значимым и в творческой карьере Гиппиус. Она начала печататься и вскоре стала одной из значимых фигур литературного Петербурга
Пробовала себя в переводах, прозе, но особое внимание уделялось поэзии
В стихах Зинаида раскрывала свою уникальность и неповторимость. Сначала непонятные читателю, они стали популярными в эпоху декаданса.
Начинающие писатели и поэты стали завсегдатаями литературного салона, в который превратилась петербуржская квартира Мережковских. Салон Гиппиус стал «настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия».
Яркая, умная, талантливая и острая на язык хозяйка салона воистину вдохновляла молодых литераторов на создание новых произведений. Среди её, так называемых крестников, А. Блок, О. Мандельштам, С. Есенин.
Гиппиус называли гением русского символизма. Она вместе с Мережковским, Брюсовым, Бальмонтом и Сологубом стояла у его истоков.
Общественная деятельность была представлена работой литературным критиком во многих журналах и газетах. Писались критические статьи под разными мужскими псевдонимами.
Период с 1901 по 1903 год был ознаменован долгим творческим союзом с Д. Философовым и созданием журнала «Новый путь».
После событий 1905 года, Мережковские, разочарованные в самодержавии, покидают Россию и отправляются в добровольную парижскую ссылку. Там Гиппиус сближается с эссерами Савинковым и Фондаминским, работает над публицистикой, пишет стихи.
Связь с русскими газетами и журналами не прерывается. На родине постоянно публикуются новые статьи и книги Гиппиус и Мережковского.
Через три года, в 1908, супруги вернулись. Но жуткое впечатление от начала Первой мировой войны и непринятие Октябрьской революции вылилось для Мережковских в решение покинуть Россию навсегда.
В 1919 году они бежали во Францию. Так и не примирившись с властью большевиков, Гиппиус и Мережковский очень тяжело переживали разрыв с родиной.
Созданное ими литературное общество «Зелёная лампа» объединило русскую культурную эмиграцию на долгих 14 лет.
После кончины мужа в 1941 году, Гиппиус погрузилась в работу над его биографией, вернулась к написанию стихов и ведению дневников. Умерла Зинаида Николаевна 9 сентября 1945 года в Париже и похоронена рядом с супругом на Сент-Женевьев-де-Буа.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Юность и начало поэтической карьеры
В 1880 году отец Зинаиды получает должность судьи, и семья снова переезжает – на этот раз в небольшой городок Нежин. Там девочку устраивают в местный женский институт, где, как надеются родители, она сможет научиться всему тому, чему обучали в школе, и получить, наконец, нормальное образование. Однако спустя год отец семейства скоропостижно умирает от туберкулёза. Эта новость настолько шокирует юную поэтессу, что она на целых шесть месяцев замыкается в себе и перестаёт учиться. Решив, что ребенку больше нет смысла продолжать обучение, мать забирает её и увозит в родной город.
По прошествии нескольких месяцев девушку снова отдают в гимназию. Но и там она учится недолго. Через год её состояние резко ухудшается, и с помощью медицинского обследования становится понятно, что у Зинаиды, как и у её отца, хронический туберкулёз. Но, к счастью, заболевание находится на ранней стадии, поэтому мать с дочкой снова переезжают. На этот раз в Крым, где проходят полное лечение в дорогостоящей клинике. Здесь Зинаида получает огромный простор для занятий любимыми хобби – верховой ездой и литературой. Находясь в Крыму, она создает еще несколько стихотворений с достаточно мрачной и грустной энергетикой. Как позже отметят литературные критики:
«… произведения Зинаиды Гиппиус стали негативными вовсе не потому, что она жила в непростое время. Сложная судьба, лишения и внутренняя болезнь заставили её писать о чем-то трагическом…».
В 1888 году выходят в свет первые произведения Зинаиды под псевдонимом «З. Г.». Их публикацией Гиппиус обязана Мережковскому – человеку, который навсегда изменит её жизнь, однако не сможет повлиять на творчество. Все произведения поэтессы так и останутся мрачными и меланхоличными. В 1890 году, видя любовный «треугольник» в собственном доме (её служанка влюбилась в двух мужчин разных социальных слоёв), Зинаида Гиппиус впервые пишет прозу «Простая жизнь». После того, как произведение закончено, оно на несколько месяцев остается в тени, так как ни один журнал не может опубликовать подобное. К тому моменту, когда Гиппиус и Мережковскому даёт отрицательный ответ последний литературный журнал, паре становится понятно, что этот рассказ провалился. Но спустя неделю, неожиданно для Мережковского, приходит ответ от «Вестника Европы» – журнала, с которым мужчину связывали отнюдь не дружеские отношения. Редактор соглашается опубликовать рассказ, и это становится дебютным прозаическим произведением Зинаиды Гиппиус.
После этого, вдохновленная популярностью, девушка создает «В Москве» (1892), «Два сердца» (1892), «Без талисмана» (1893) и «Мелкие волны» (1894). Благодаря тому, что талант поэтессы был ранее признан одним литературным журналом, с этого момента редакторы уже сами предлагают ей публиковаться сначала в «Северном вестнике», потом в «Русской мысли» и других известных на тот момент изданиях.