Жертвы интроекции: кто они?

Философические письма: пётр чаадаев о нашей склонности к подражательству

Ты никому не нужна и тебе никто не нужен, кроме нас

Различные послания, подразумевающие, что только родители — это те люди, которые могут любить, быть преданными и бескорыстными. «Мы единственные, кто тебе нужен!». Люди за пределами семьи, не заслуживают доверия, безразличны к чувствам в долгосрочной перспективе, могут причинить боль, имеют личные мотивы или не являются теми, на кого стоит тратить свое время и ресурсы.

В этом случае любая «сепарация» от семьи будет восприниматься самим ребенком, как предательство (меня за это осуждают, мной недовольны, в меня вложили столько сил, а я тянусь в другое место).

Альтернативное родительское послание:

  • Мы тебя любим и волнуемся, когда ты отдаляешься. Но мы верим, что тебе еще многое предстоит в жизни, помимо нас.
  • Сохраняй с нами связь, но не беспокойся за нас, мы сможем о себе позаботиться.

Исследования в этой области

Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.

Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция — это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека. В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента — отца. Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.

Самонаблюдение и психология

Ранее данный метод считался не только основным, но и единственным. Интроспекция в психологии – это метод самонаблюдения, изучения и анализа психических процессов. То есть это наблюдение за функционированием своей собственной психики.

Метод интроспекции в психологии имеет некоторые особенности:

  • Он может проводиться только одним человеком.
  • Самонаблюдение требует длительного упражнения в нем.
  • Сознание отображает следственно-причинную связь в психологических процессах.

В конце 19 века психология провела огромный эксперимент, в результате которого проверялись возможности самонаблюдения. Изучались не факты сознания, а лабораторные исследования, которые проводились в определенных условиях и обстоятельствах.

Самые строгие психологи усложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они стремились выделить самые элементарные элементы сознания – чувства и ощущения. Со временем возникли большие трудности в экспериментах. Метод стали признавать нецелесообразным из-за субъективности. Результаты экспериментов были противоречивыми, даже у одного и того же исследователя при работе с разными испытуемыми. Кроме того, у одного и того же испытуемого результаты были разными спустя некоторое время.

Ставились под сомнения и основные положения науки психологии. В ходе экспериментов выявились такие элементы сознания, которые невозможно было разложить на чувства. Кроме того, постоянное использование метода выявило нечувственные элементы человеческого сознания, стали обнаруживаться неосознанные причины некоторых явлений.

В психологии назрел кризис. Практика применения метода и его обсуждение выявили ряд определенных недостатков, которые оказались настолько серьезными, что ученые поставили под сомнение сам метод и предмет психологии, который в то время был тесно связан с методом интроспекции.

Мужчина должен.

В моих видео я даю пример интроекции под названием “Настоящий мужчина”. У мужчин это называется “Настоящая женщина”. Еще эти идеи можно назвать просто “Мужчина должен…” и “Женщина должна…”.

Эти идеи очень сильно ограничивают отношения, мешают людям вступить в отношения и найти свою второю половину и создают много конфликтов и ссор внутри отношений.

Так как у каждого человека своя идея о том, что должен мужчина или женщина. Если у вас одна идея, то у другого человека будет совсем другая идея. Все зависит от того как нас воспитали и на сколько сильно мы впитали культуру той страны и общества в котором мы выросли и живем.

Как все это выглядит на примере? А вот так.

У меня есть несколько знакомых девушек, которые очень красивые, но не могут вступить в серьезные отношения.

Почему? Потому что их ум заполнен интроектами  (идеями) о том какой должен быть мужчина, сколько у него должно быть денег, как он должен себя вести, какие у него должны быть друзья, какая у него должна быть машина и так далее.

Дорогие девушки, если вы это читаете то поймите что эти идеи сильно ограничивают ваш выбор. Да, возможно стоит подождать, и вы встретите идеального мужчину. Но когда он вас встретит, скорее всего, у него тоже будут свои интроекты. Тем более, если он “идеален” (красивый, богатый, умный, добрый, т.д.).

Как вы сравнитесь с его интроектами? Вы красивая, богатая, мудрая, добрая? Вы умеете хорошо готовить? Вы все время на позитиве? Вы заботливая?

Может он ищет именно такую женщину, и когда вы с ним встретитесь, прождав десяток лет, а многие ждут и всю жизнь – представьте как будет больно когда он вас бросит после пару свиданий. Почему бросит? Потому что у него тоже будут свои интроекты, в которые вы не впишитесь.

Что вы тогда будете чувствовать? Как сильна будет ваша боль, когда вы поймете что все это время вы его ждали, а оказывается, он вас нет.

Это будет очень болезненный опыт.

К сожалению так очень часто происходит.

Найти человека для близких отношений это одно, а развить отношения в серьезную любовь это уже совсем другое. Это две очень разные науки. Здесь нужны совсем разные качества и навыки в себе развить.

Представьте вы встретите свою мечту, но потом просто не сможете развить ваши отношения дальше стадии влюбленности или начальных конфликтов.

Отношения распадутся. Почему не сможете? Да просто потому что у вас опыта нет, так как вы всю жизнь его ждали, а не входили в отношения и не развивали опыт развития отношений.

Все в жизни опыт, его нужно развивать.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Что такое интроекция?

Если говорить о буквальном восприятии, то интроекцией является вбирание внутрь. Интроект подразумевает информацию, которую индивид принял, при этом у него не было возможности ее осмыслить и переварить.

Понятие интроекции часто используют в гештальт-психологии, когда происходит описание процесса с принятием чужого мнения без разбора. Часто интроекцию можно наблюдать у детей, которым родители в детстве дают наставления относительно того, как нужно одеваться и вести себя. К основным интроекцированным идеям можно отнести:

  • отношение себя к веганам или сыроедам;
  • постоянное сдерживание чувств и эмоций;
  • необходимость обедать не позднее 12, а завтракать только в 8 утра;
  • мужчины не должны плакать и проявлять свои эмоции;
  • задача мужчины — работа, женщины — воспитание детей;
  • женщины не должны вести бизнес.

Интроекция: примеры

Расскажем о случаях, когда можно в реальной жизни увидеть проявление данного процесса. Очень яркий пример – это случай, когда мы говорим, что мужчина должен или женщина должна. Такие идеи в какой-то мере присущи каждому человеку, но они очень сильно ограничивают отношения.

Чаще всего именно подобного рода установки мешают начать отношения, нормально их строить, решать сложности и конфликты и т. д. Дело в том, что, вступая в отношения, человек на каком-то этапе просто расслабляется и начинает действовать автоматически. Он настолько доверяет близкому, что считает, что может быть с ним полностью открытым. Именно тогда начинают проявляться реакции интроекции. Ни с того ни с сего партнер может начать странно реагировать на какие-то обыденные вещи. Если в паре хорошие отношения, то это можно обсудить и выявить, что человек сам не знает, почему он сделал так или иначе. Если же копнуть еще глубже, то окажется, что у него есть какие-то убеждения, исходя из которых он действует, даже не осознавая этого.

Обесценивание

По-другому этот механизм прерывания называется девалидизация

Она выражается в том, что человек уменьшает значимость чего-либо, перечеркивает важность полученного опыта

В процессе девалидизации человек:

  • игнорирует произошедшее событие, словно ничего не случилось;
  • преуменьшает свой вклад во что-либо – «я ничего не сделал, мне просто повезло»;
  • уменьшает значимость чего-то в своей жизни – «я и не хотел устраиваться на эту работу»;
  • снижает ценность своих переживаний и чувств – «для меня эти отношения ничего не значили».

Яркий пример обесценивания – когда девушка не умеет принимать комплименты, как бы отмахиваясь от них

Она сама не знает, почему так происходит, словно она рефлекторно отрицает то, что для нее важно

Также при обесценивании возможен неосознанный перенос каких-то событий на другую сферу жизни. Например, мужчине изменила возлюбленная, и он начинает подсознательно избегать привязанности. Хотя одиночество тяготит, убеждение, что люди снова предадут, не позволяет ему открыться, обрести эмоциональную близость. Он отрицает, что ему нужны отношения.

Чтобы лучше понимать механизмы прерывания контакта в гештальт-терапии, уметь различать их, использовать в жизни, приглашаем вас на обучение в школу практической психологии «Центр ИнтерАктив». Ведь от того, насколько хорошо вы умеете регулировать границу контакта с окружающей средой, будет зависеть ваша общая удовлетворенность жизнью, умение слушать свои потребности и адекватно реагировать на меняющиеся условия.

Вам может быть интересно:

Метод интроспекции

Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.

Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.

Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).

Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.

Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.

Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.

Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.

Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.

Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.

Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.

Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.

Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.

Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.

Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях

Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем

Такое определение дал В

Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести

Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.

Интроекция и проекция – это одно и то же?

Фото: Pexels.com

Интроекция противоположна проекции. Проекция – процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Интроекция – процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Так в семье ребенок может перенять элементы личности или убеждений родителей, их политическую идеологию, концепцию правильного и неправильного, представления о сексе. Когда люди интроецируют, они идентифицируют себя с человеком или объектом настолько сильно, что не могут отделить этого человека или объект от самих себя.

Вот и получается, что впитанные «с молоком матери» установки мы проносим через всю жизнь. Просто потому, что когда-то они не были подвергнуты осмыслению. Поэтому в какой-то момент можно столкнуться с удивительным открытием, что эти установки вредят нашему благополучию. Вопрос: как их опознать и научиться ими управлять?

Что это такое

Человек непосредственно с малых лет приобретает те убеждения, установки, правила, воззрения, которые существуют в социальной среде и его родительской семье, где он обитает.

Интроектом именуют механизм, при помощи которого люди впускают внутрь собственной личности некоторые установки, идеи, убеждения от других индивидов без переработки этой информации.

Таким образом, всё «проглатываемое» индивидами без предварительной обработки, является интроектами. Проще говоря – это то, что человек интерпретирует, как «правильно», «надо», «неправильно», «должен».

Всё достояние, доставшейся человечеству от предков в форме законов, культурного наследия, знаний, традиций, танцев, песен – это и есть интроект.

Многое из перечисленного действительно необходимо людям и полезно независимо от эпохи: нормы этикета, уважение к культурному наследию данной страны. Но также существуют и анахронизмы, что давно нуждается в пересмотре. При этом далеко не все новации и нововведения хороши.

Итак, описываемый термин являет собой навязанную извне установку. Чаще всего такую установку навязывают значимые взрослые, а именно – родители. Попадая на этапе детскости внутрь организма маленького человечка, интроект не перерабатывается психикой, а усваивается, не обрабатываясь критическим мышлением. Интроекты примеры фраз родителей могут быть следующими: «нужно уважать старших», «надобно быть послушным», «мальчики не проливают слёзы».

Анализируемое понятие является результатом интроекции, которая представляет собой бессознательное вписывание в собственный внутренний мир принимаемых извне взглядов, воззрений, убеждений, мотивов других людей.

Полезные и устраивающие нормы бытия разнятся от установок-интроектов тем, что собственные правила для жизни человек выработал самостоятельно и живёт в соответствии с ними.

Люди, воспитывающиеся в социуме, никоим образом не могут избежать усвоения и приобретения сторонних воззрений, заимствования чужих ценностей. И в подобном плохого ничего могло бы и не быть, если бы вместе с нужными навыками, индивиды не приобретали и чужие идеи, убеждения, предварительно не подвергнув их проверке личным опытом.

Положительные либо отрицательные интроекты разнятся их влиянием на бытие человека. Главным негативным эффектом интроекции является лишение личности возможности поддавать сомнению навязанные убеждения, опираться на собственный опыт, выбирать. Такие люди подменяют личные потребности чужими постулатами, что провоцирует внутриличностный конфликт.

Интроецирование являет собой рефлекторный процесс, способствующий быстрому овладению навыками и социализации. Когда данный процесс завершается ассимиляцией (адаптационный аспект, усвоение) – это считается здоровым развитием события.

Жертвы

Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.

Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.

Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.

Позиция взрослого человека

  • внешние границы с родителями
  • нет зависимости от суждений родителей
  • нет эмоциональной привязанности к родителям
  • материальная и моральная устойчивость и самостоятельность во всем
  • нет обиды на родителей

Иногда завоевать и отвоевать свою позицию взрослого человека приходится путем постоянных конфликтов, ссор. Иначе человек так и остается эмоционально привязанным и зависимым от мамы и папы на всю жизнь.

Часто это происходит в семьях, где есть психологическая травма, нет самостоятельности в принятии ответственности за свою жизнь, зависимость от мамы, и любые перемены в жизни дочери принимаются «в штыки».

Часто мама в силу своих, только ей понятных суждений, принимает дочь как проекцию себя. А из этого следует, что дочь ДОЛЖНА быть всегда рядом, подчиняться ей, играть по маминым правилам игры.

Либо очень часто мама просто начинает игнорировать свою взрослую дочь и ее потребности, а также эмоционально ею манипулировать. Убеждая всех, что с дочерью что-то не так. Что мама вложила в нее ВСЕ, а в ответ нет никакой отдачи.

Этим мама уничтожает собственного ребенка, стирает границы и отвергает дочь совсем. И дочь здесь совсем не виновата, она просто не знает, что в таких ситуациях можно предпринять от такого «морального унижения и игнорирования».

Поэтому дочь часто принимает решение принять мамины правила игры и попадает в «эмоциональную зависимость».

Что с этим теперь делать? 3 шага для трансформации

Вот мы и вытащили на белый свет все ограничивающие убеждения. Что же с этим добром делать? Не могла ограничиться просто списком ограничивающих установок, ведь самое главное, это последующая работа.

3 шага для трансформации

Всего лишь 3 шага, но они такие важные.

Шаг 1.  Понять, какие убеждения нас ограничивают.

За собой наблюдать – это тяжкий труд

Внимание смещается в сторону «более важных» вещей. Это как бежать за уходящим поездом, вроде бы вот он, а не догонишь, только из сил выбьешься. А что если впрыгнуть в другой поезд, который, тоже идет в том направлении?

А что если впрыгнуть в другой поезд, который, тоже идет в том направлении?

Последите за другими людьми, в своей семье, за друзьями. Найдите в окружающих ограничивающие выражения. Иногда они так раздражают! Психологами замечено, что иногда, вызывают раздражение те черты, которые присущи нам, и мы бы хотели из них избавиться. Но, к сожалению, в себе не находим.

Как в поговорке: «В чужом глазу соринку видит, в своем бревно не замечает».

Поэтому, понаблюдайте за другими, отзеркальте: «А что если и Вы так же говорите?». Самые продвинутые, могут прислушаться к своей речи.

Шаг 2. Разобраться, что несут за собой.

По сути, любая внутренняя установка несет и плюс и минус. Задайте себе эти нехитрые вопросы. И возможно, ответы удивят Вас или натолкнут на размышления.

Плюс. Зачем? От чего ограждает и защищает?

Минус. Чем вредит?

Возьмем, к примеру,  ограничивающее убеждение:       «У меня это никогда не получиться».

От чего защищает? От возможных ошибок (которых, может и не быть, но все-равно страшно). Возможно, от чужих насмешек. (Есть целая статья про самооценку).

Чем вредит? Мешает развиваться, двигаться к цели. Получать новый опыт и знания. Быть уверенной в себе.

Получается, что часто защищает от надуманных возможных последствий, от страха движения вперед, от развития. Поэтому и называют эти негативные высказывания – ограничивающие.

Когда разложишь все так по полочкам, то легче переводить эти блокирующие стереотипы в ресурсные убеждения.

Шаг 3. Переформулировать в позитивное выражение.

Эти переформулированные предложения можно назвать  аффирмациями. Много примеров приведено в отдельной статье.   Можно взять любую из представленных, которые Вам подойдут. Или для примера приведу позитивную, ресурсную формулировку:

Что такое интроекция?

Слово «интроекция»  представляет собой сочетание двух латинских слов: intro — внутрь и iacio — бросаю, кладу. Термин «интроекция» был предложен венгерским психоаналитиком Шандором Ференци, сторонником учения Зигмунда Фрейда. В 1909 году в журнале «Ежегодник психоаналитических исследований» была опубликована его статья «Интроекция и перенос», а годом позже эта работа была выпущена в виде отдельного издания. 

Под интроекцией Ференци понимал процесс включения («вбрасывания») в собственную психологическую структуру свой внутренний мир интроектов – ценностей, мотивов, стандартов, убеждений других людей. Психоаналитик рассматривал интроекцию как механизм бессознательной психологической защиты: чужие убеждения представляют угрозу, а включение их в собственный мир позволяет устранить эту угрозу и избежать конфликта. Иначе говоря, интроекция – это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критического осмысления, без попыток адаптировать их и сделать своими собственными.

Первыми интроектами, с которыми сталкивается человек, являются родительские наставления: с первых месяцев жизни ребенку рассказывают о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Зигмунд Фрейд видел в интроекции не только защитный механизм психики, но и процесс нормального формирования личности ребенка. В таком случае интроекты рассматриваются как своего рода «ключи от социума», позволяющие вести себя в рамках культурных и этических норм данного общества.   

Защитная роль

Психологическая защита человека и механизмы психологической защиты представить без интроекции невозможно. Дело том, что именно благодаря интроекции совершенно маленький ребенок может считать себя сильным и могущественным, несмотря на то, что по факту он является слабым физически.

Это становится возможным в результате того, что он переносит на себя какие-то качества черты характера важных для него взрослых. Иногда такой способ защиты человека может сохраняться, даже когда он вырастает. В таком случае в сложных ситуациях или ситуациях зависимостей и конфликтов такой человек чувствует, что у него есть защитник. Однако у большинства людей интроекция превращается в идентификацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Black Lounge
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: