Яков полонский

Я. п. полонский

Старый сазандар, 1853

Полонский был автором еще одного важного для русской поэзии мифа – грузинского. Конечно, о Грузии писали и до него

Сразу вспоминается ни много ни мало Пушкин. Но именно Полонский первым из русских поэтов досконально узнал и полюбил этот край. Да и сам он получил признание именно после третьей своей книги, в которой громко прозвучала тифлисская мелодия. Пять лет Полонский служил в Грузии, в канцелярии. Сотрудничал и в газете «Закавказский вестник». И писал лучше, чем прежде:

Земли, полуднем раскалённой,

Не освежила ночи мгла.

Заснул Тифлис многобалконный;

Гора темна, луна тепла…

Кура шумит, толкаясь в тёмный

Обрыв скалы живой волной…

На той скале есть домик скромный,

С крыльцом над самой крутизной.

Сколько раз после Полонского звучали в русской поэзии схожие мотивы…

Краткая биография поэта

Яков Петрович Полонский был русским поэтом, родившимся 6 декабря 1819 года в Рязани. Он рос в небогатой дворянской семье и получил образование в Рязанской гимназии. После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета.

Уже в студенческие годы Полонский начал писать и публиковать стихи в различных изданиях, таких как «Отечественные записки» (1840), «Москвитянин» и студенческий альманах «Подземные ключи» (1842). Он был дружен со многими известными литераторами того времени, включая Аполлона Григорьева, Афанасия Фета, Петра Чаадаева и Ивана Тургенева.

В 1844 году был опубликован первый сборник стихов Полонского под названием «Гаммы», который привлек внимание критиков и читателей. После окончания университета он переехал в Одессу, где был опубликован его второй сборник «Стихотворения 1845 года»

Затем он переехал в Тифлис, где работал помощником редактора газеты «Закавказский вестник» и писал статьи и очерки по этнографии.

В Грузии Полонский нашел вдохновение для создания своих произведений, таких как книга стихов «Сазандар» (Певец) в 1849 году и историческая пьеса «Дареджана Имеретинская» в 1852 году. В 1851 году он переехал в Петербург, где жил большую часть своей жизни. Он также время от времени путешествовал за границу.

Сборники стихов Полонского, опубликованные в 1855 и 1859 годах, были хорошо приняты критиками. В 1859-1860 годах он был одним из редакторов журнала «Русское слово». В общественно-литературной борьбе 1860-х годов Полонский не принимал сторону какого-либо конкретного лагеря, но защищал поэзию «любви» против поэзии «ненависти». Он признавал невозможность любви без боли и жизни вне проблем современности.

В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов, но Иван Тургенев и Николай Страхов защищали его талант, отмечая его преданность прекрасному, истине, добру, красоте, свободе и ненависть к насилию.

В 1880-1890 годах Полонский был очень популярным поэтом, и в этот период он вернулся к темам своей ранней лирики. Он был окружен различными писателями, художниками и учеными. В 1881 году вышел его сборник «На закате», а в 1890 году — «Вечерний звон», в котором присутствуют мотивы печали и смерти, размышления о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 по 1896 год Полонский служил в Комитете иностранной цензуры и в Совете Главного управления по делам печати, что обеспечивало его средства для существования. Яков Полонский скончался 18 октября 1898 года в Петербурге и был похоронен в Рязани.

Литературный враг, 1866

Он старался не участвовать в литературных войнах – бессмысленных и беспощадных. Но неприятели у Полонского имелись. Самым громким из них был поэт-сатирик Дмитрий Минаев – виртуозный рифмач и обличитель консерваторов любого рода. Десятки раз он немилосердно (и, как правило, несправедливо) высмеивал стихи Полонского. И вот в 1866 году, после покушения Каракозова на Александра II, Минаева арестовали как неблагонадежного. Несколько недель он провел в Петропавловской крепости. Тут-то Полонский и разразился длинным монологом, в котором дотошно разъяснил своё отношение к этой несправедливости:

Господа! я нынче всё бранить готов —

Я не в духе — и не в духе потому,

Что один из самых злых моих врагов

Из-за фразы осуждён идти в тюрьму…

Признаюсь вам, не из нежности пустой

Чуть не плачу я, — а просто потому,

Что подавлена проклятою тюрьмой

Вся вражда во мне, кипевшая к нему.

Таков он был, Полонский. Ему удавалась и стихотворная публицистика – редко, но внятно. И – в большей степени для себя, чем «на потребу». И смириться с несправедливым наказанием он не мог – даже если жертвой стал извечный враг. Это позиция поэта, дворянина и интеллигента. 

Блажен озлобленный поэт…, 1872

Полонского часто сталкивали с Некрасовым. Ставили ему в пример гражданственного, болеющего за народ поэта. Иногда Полонский включался в полемику. «Блажен незлобивый поэт», — писал Некрасов иронически. В его системе ценностей обличение, жажда мести стояли гораздо выше вялой «незлобивости». Считалось, что Некрасов «бичует» Жуковского, но и Полонский узнал себя в «незлобивом поэте» – и ответил не менее резко:

Блажен озлобленный поэт,

Будь он хоть нравственный калека,

Ему венцы, ему привет

Детей озлобленного века.

…‎Яд — в глубине его страстей,

Спасенье — в силе отрицанья,

В любви — зародыши идей,

В идеях — выход из страданья.

Некрасову удалось разозлить милейшего Полонского – и, скорее всего, на счастье.

Сумасшедший, 1859

В начале ХХ века не было в России более популярного стихотворения, чем «Сумасшедший». Оно считалось гвоздем программ чтецов-декламаторов. Но его написал не Полонский, а Яков Апухтин – поэт гораздо менее плодовитый. Помните? «Я королём был избран всенародно…» У Полонского монолог безумца получился темпераментнее и мрачнее. Тут не просто театральная игра. Замах гораздо шире. Речь идет об изломанном мире, о кризисе цивилизации:

Кто говорит, что я с ума сошёл?!

Напротив… — я гостям радёшенек… Садитесь!..

Как это вам не грех! неужели я зол!

Не укушу — чего боитесь!

…Науки царствуют — виденья отошли,

Одни безумцы ими одержимы…

Чу! слышите — поют со всех концов земли

Невидимые херувимы.

Ликуйте! вечную приветствуйте весну!

Свободы райской гимн из сердца так и рвётся —

И я тянусь, тянусь, как луч, в одну струну —

Что, если сердце оборвётся!..

Это почти герой Достоевского, не выдерживающий житейского перенапряжения. Судорожные, необычные стихи

Гораздо сильнее слишком отточенного и осторожного Апухтина!  

Затворница

В одной знакомой улицеЯ помню старый дом,
С высокой, темной лестницей,С завешенным окном.
Там огонек, как звездочка,До полночи светил
И ветер занавескоюТихонько шевелил.
Никто не знал, какая тамЗатворница жила,
Какая сила тайнаяМеня туда влекла,
И что за чудо девушкаВ заветный час ночной
Меня встречала, бледная,С распущенной косой.
Какие речи детскиеОна твердила мне:
О жизни неизведанной,О дальней стороне.
Как не по-детски пламенно,Прильнув к устам моим,
Она, дрожа, шептала мне:«Послушай, убежим!
Мы будем птицы вольные —Забудем гордый свет…
Где нет людей прощающих,Туда возврата нет…»
И тихо слезы капали —И поцелуй звучал…
И ветер занавескоюТревожно колыхал.

20 июля 1846

Впервые опубликовано в журнале «Московский литературный и ученый сборник на 1847 г.», М., 1847, с. 281. Музыка Зорина, Казанли. С музыкой неизвестного композитора пелась в студенческой среде в 1840—1860-е годы (А. П. Аристов, Песни казанских студентов 1840—1868 гг.. СПб., 1904, с. 69), позже вошла в репертуар ссыльных и заключенных (H. М. Ядринцев, Русская община в тюрьме и ссылке. М., 1872, с. 115; И. П. Белоконский, По тюрьмам и этапам, Орел, 1887, с. 206—207). В устном бытовании строка «Об обществе, о музыке…» поется: «О жизни неизведанной…», «О равенстве, об обществе…» или «О мужестве, о родине…».

Узница. 1878

Это стихотворение в конце XIX века, да и позже, многие знали наизусть. Его любил цитировать Корней Чуковский. Поэт посвятил его Вере Засулич. Полонский не был сторонником революции, а тем более – террористических методов борьбы за светлое будущее.

Что мне она!— не жена, не любовница,

‎И не родная мне дочь!

Так отчего ж ее доля проклятая

‎Спать не дает мне всю ночь?! 

Дело было так. Петербургский градоначальник, генерал Фёдор Трепов приказал высечь розгами политического заключенного, народника Архипа Емельянова за то, что тот во время прогулки в тюремном дворике не снял перед ним шапку. Трепов нарушил закон об отмене телесных наказаний – и Вера Засулич решила наказать его. Дважды она выстрелила в Трепова – почти в упор.

Суд присяжных, потрясенный выступлением адвоката Александрова, оправдал Засулич

Тут, конечно, важно и то, что она не убила Трепова, он отделался ранением и после того покушения прожил еще немало лет. А Полонского тревожила судьба молодой женщины, о которой он узнавал из газет

Тревожила неотступно. И получилось стихотворение-возглас, череда риторических вопросов.

Читать все стихи Якова Петровича Полонского:

А. А. Фет (Нет, не забуду я тот ранний огонек…)Аллегория (Я еду — мрак меня гнетет…)Ах, как у нас хорошо на балконе…
(Ах, как у нас хорошо на балконе, мой милый! смотри…)Беглый (Ты куда, удалая ты башка?..)Белая ночь (Дым потянуло вдаль, повеяло прохладой…)Блажен озлобленный поэтБэда-проповедник (Был вечер; в одежде, измятой ветрами…)В альбом К. Ш… (Писатель, если только он…)В гостинойВ дни, когда над сонным моремВ осеннюю темьВ потемках (Один проснулся я и — вслушиваюсь чутко…)В потерянном раюВ саду (Мы празднуем в саду прощальный наш досуг…)В телеге жизни (С утра садимся мы в телегу…)В хвойном лесу (Лес, как бы кадильным дымом…)Вечер (Зари догорающей пламя…)Вечерний звон (Вечерний звон… не жди рассвета…)Вложи свой мечВлюбленный месяцВот и ночь… К ее порогуВремя новое повеяло — смотриВстреча (Вчера мы встретились; — она остановилась…)Вызов (За окном в тени мелькает…)Гипотеза (Из вечности музыка вдруг раздалась…)Горная дорога в Грузии (Вижу, как тяжек мой путь…)Грузинка (Вчера грузинку ты увидел в первый раз…)Грузинская ночь
(Грузинская ночь — я твоим упиваюсь дыханьем!..)Грузинская песня (Всякий раз как под буркой…)Двойник (Я шел и не слыхал, как пели соловьи…)Дорога
(Глухая степь — дорога далека…)Если б смерть была мне мать роднаяЕще не все мне довелось увидетьЗаплетя свои темные косы венцомЗаря под тучами взошла и загореласьЗатворница (В одной знакомой улице…)Зимний путь (Ночь холодная мутно глядит…)Зимой, в карете (Вот, на каретных стеклах, в блеске…)Зной — и все в томительном покоеИ в праздности горе, и горе в трудеИ любя, и злясь от колыбелиИз Бурдильена («The night has a thousand eyes» *…)Качка в бурюКолокольчик (Улеглася метелица… путь озарен…)Кораблики (Я, двух корабликов хозяин с юных дней…)Лебедь (Пел смычок — в садах горели…)Лунный свет
(На скамье, в тени прозрачной…)Любви не боялась ты, сердцем созревшая раноЛюбя колосьев мягкий шорохМишенькаМое сердце — родник… (Мое сердце — родник, моя песня — волна…)Мой ум подавлен был тоскойНа железной дороге (Мчится, мчится железный конек!..)На закате (Вижу я, сизые с золотом тучи…)На искусе (Как промаюсь я, службы все выстою…)На корабле (Стихает. Ночь темна. Свисти, чтоб мы не спали!..)На пути (Хмурая застигла ночь…)Напрасно (Напрасно иногда взывал он к тени милой…)Неизвестность (Кто этот гений, что заставит…)Нищий (Знавал я нищего: как тень…)НочьНочь в горах Шотландии (Спишь ли ты, брат мой?..)О Н. А. Некрасове (Я помню, был я с ним знаком…)Ответ (Ты спрашиваешь: отчего…)Откуда?! (Откуда же взойдет та новая заря…)Памяти Ф. И. Тютчева (Оттого ль, что в божьем мире…)Песня цыганки (Мой костер в тумане светит…)Плохой мертвец (Схоронил я навек и оплакал…)По горам две хмурых тучиПод Красным КрестомПодойди ко мне, старушкаПолонский здесь не без приветаПолярные льды (У нас весна, а там — отбитые волнами…)Последний вздох («Поцелуй меня…)Последний разговор (Соловей поет в затишье сада…)Посмотри — какая мглаПоцелуй (И рассудок, и сердце, и память губя…)Поэту-гражданину (О гражданин с душой наивной!..)Пришли и стали тени ночиПтичка
(Пахнет полем воздух чистый…)Пчела (Пчела, погибшая с последними цветами…)Развалину башни, жилище орла…
Рассказать ли тебе, как однаждыСатар (Сатар! Сатар! Твой плач гортанный…)Слышу я, моей соседкиСолнце и Месяц (Ночью в колыбель младенца…)Соловьиная любовь (В те дни, как я был соловьем…)Старик (Старик, он шел кряхтя, с трудом одолевая…)Старый сазандар (Земли, полуднем раскаленной…)Татарская песняТени
(По небу синему тучки плывут…)Тени и сны (Я свечи загасил, и сразу тени ночи…)Тень ангела прошла с величием царицы… (She walks in beauty like the night…)Тишь
(Душный зной над океаном…)У двериУже над ельником из-за вершин колючих…
Узник
(Меня тяжелый давит свод…)Узница (Что мне она!- не жена, не любовница…)Утрата (Когда предчувствием разлуки…)Утро (Вверх, по недоступным…)Ф.И. Тютчеву (Ночной костер зимой у перелеска…)Холодная любовь (Когда, заботами иль злобой дня волнуем…)Царь-девица (В дни ребячества я помню…)Что с ней?Что, если (Что, если на любовь последнюю твою…)Чтобы песня моя разлилась… (Чтобы песня моя разлилась как поток…)Я ль первый отойду… (Я ль первый отойду из мира в вечность — ты ли…)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь

Песня цыганки

Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдет — и спозаранок
В степь, далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут иа лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

<1853>

Впервые опубликовано в журнале «Современник» (СПб., 1836—1866), 1853, № 11, с. 54. В песенниках встречается с 1890-х годов («Чудный месяц», М., 1895). Проникло в лубок (Бюллетени Государственного литературного музея, № 4. Лубок. Часть 1. Русская песня. Составил и комментировал… С. А. Клепиков, М., 1939, с. 174). Музыка Чайковского (1886), Гоффман, Лишина, Метнера. Популярный напев «цыганского романса» — неизвестного композитора (обработка Пригожего).

Узница

Что мне она! — не жена, не любовница,И не родная мне дочь!
Так отчего ж ее доля проклятаяСпать не дает мне всю ночь!

Спать не дает, оттого что мне грезитсяМолодость в душной тюрьме,
Вижу я — своды… окно за решеткою,Койку в сырой полутьме…

С койки глядят лихорадочно-знойныеОчи без мысли и слез,
С койки висят чуть не до полу темныеКосмы тяжелых волос.

Не шевелятся ни губы, ни бледныеРуки на бледной груди,
Слабо прижатые к сердцу без трепетаИ без надежд впереди…

Что мне она! — не жена, не любовница,И не родная мне дочь!
Так отчего ж ее образ страдальческийСпать не дает мне всю ночь!

<1878>

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы» (М., 1802—1830; СПб., 1866—1917), 1878, № 11, с. 61, без заглавия. В песенниках встречается в начале XX века («Молодые певцы», М., 1905). Музыка С. Танеева, Рейснер-Куманиной, Барсова, Усатова. Популярный в революционной среде напев — Песни каторги и ссылки, М., 1930, с. 43. Было популярно в демократических кругах русского общества и в революционной среде. Является откликом на дело В. И. Засулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова (по другой версии — посвящено Л. Фигнер).

Группа ABBA. Песня «Happy New Year»

Песня «Дорога на Берлин». История создания. Ноты

Романсы на стихи Николая Некрасова

Дорога, 1842

Стихотворений о дороге у нас полным-полно. И во времена Полонского их было немало. Ямщики, далекий путь, дорожная тоска – всё это бывало у многих. Но его «Дорога» особенная. Это одно из редких стихотворений того времени, которое пропитано только личной печалью – как будто общественных треволнений вовсе не существует:

Глухая степь — дорога далека,

Вокруг меня волнует ветер поле,

Вдали туман — мне грустно поневоле,

И тайная берет меня тоска.

Непринужденный, напевный строй стиха – это достоинство признавали даже недруги Полонского, его «литературные враги». Мы часто говорим о «светлой» пушкинской печали. Полонский не повторял эту мелодию. Финал его «Дороги» мрачноват: 

Ямщик поет — в душе опять тревога —

Про черный день нет песни у меня…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Black Lounge
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: