Самые известные картины рафаэля санти

Рафаэль санти личная жизнь

«Живые» портреты

Мы привыкли видеть в Рафаэле Санти выдающегося мастера творений на религиозную тематику, однако среди его работ есть немало удивительных портретов современников. Они позволяют оценить талант Рафаэля-портретиста.

Помимо большого числа произведений, написанных по заказам церквей, живописец создавал настолько реалистичные изображения людей, что те, кому приходилось их видеть воочию, не могли найти слов, чтобы описать свои эмоции. Так, к примеру. одной из самых известных работ Рафаэля стал портрет папы Юлия Второго. Джорджо Вазари отмечал:

Среди многочисленных портретов, написанных Рафаэлем, особое место занимает изображение Бальдассаре Кастильоне, близкого друга и доброго советчика живописца. Пройдёт много лет, и этот портрет будет создан как копия другим гением – Питером Паулем Рубенсом.

В этой работе заметно, насколько усовершенствовал своё мастерство автор. В отличие от ранних творений, этот портрет, как многие зрелые работы Рафаэля, сочетает кажущуюся простоту и невероятную глубину.

Святой Сикст писался с Папы Юлия IIРафаэль Санти «Портрет Папы Юлия II», 1511 годМестонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Сколько «Мадонн» написал Рафаэль?

Несколько лет Рафаэль работал в мастерской Пьетро Перуджино, еще одного знаменитого мастера итальянского Возрождения. Мастерская была обширная, и великий Перуджино нередко отдавал своим ученикам дописывать работы, которые ему заказывали. Доводилось заниматься этим, наверное, и молодому Рафаэлю. Именно здесь, под руководством — и, наверное, не без влияния — Перуджино, он начал писать своих «Мадонн». Всего он напишет их за свою жизнь более трех десятков!

Мадонна с щеглом – одна из лучших работа Рафаэля во Флорентийском периоде

В двадцатилетнем возрасте отправился во Флоренцию — город, где цвели, казалось, самые прекрасные плоды европейского искусства. Однако во Флоренции Рафаэль надолго не задержался. Довольно скоро он обнаружил, что слава Флоренции как культурной столицы мира уже не вполне соответствует действительному положению дел. Сохранившиеся в этом городе художественные школы и живописцы зачастую оказывались лишь копиями прославленных мастеров прошлого, и учиться у них было нечему — во всяком случае, Рафаэлю. Поэтому, когда уже получившему первую известность художнику довелось познакомиться с Папой Римским Юлием II и тот пригласил его в Рим, художник с радостью воспользовался этим приглашением. Со временем Рафаэль стал главным художником папского двора и всю жизнь пользовался расположением понтифика, в том числе и после того, как Юлия II сменил Лев X.

В Риме он и создает самую знаменитую из своих «Мадонн» — «Сикстинскую».

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в Цвингере.

Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Галерея Старые мастера на карте Дрездена

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Портреты Рафаэля Санти

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

Памятник Рафаэлю Санти

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Форнарина (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Форнарина» (итал. La Fornarina) — картина Рафаэля, изображающая, как предполагают, его возлюбленную Форнарину.

Модель изображена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей грудь в стыдливом движении скульптуры «Venus Pudica» («Стыдливая Венера»). Её руку украшает браслет с подписью художника «RAPHAEL URBINAS».

Очистки XXI века позволили выяснить, что прежде существовал пейзажный фон, заменённый Рафаэлем на миртовое дерево. Кроме того, руку модели украшало кольцо, позже записанное, что послужило почвой к возникновению различных гипотез об истинных отношениях между изображённой женщиной, предположительно, возлюбленной мастера Форнариной и художником. Считается, что эта же женщина изображена на другой картине Рафаэля — «Женщина с вуалью» (La velata).

То, как Рафаэль написал грудь натурщицы (c пятном кожи голубого оттенка), служит примером различных научных спекуляций на тему, был ли у неё рак (ср. ту же тему с произведениями Рубенса).

Триумф Галатеи (1512)

Фреска «Триумф Галатеи» была написана по заказу банкира Агостино Киджи (1466-1520) – самого богатого человека того времени. Рафаэль Санти согласился работать только при одном условии – если натурщицей станет Маргарита Лути (любовница и модель художника). Киджи согласился, и Рафаэль пригласил ее работать за большое вознаграждение.

Фреска изображает Галатею, летящую по волнам, которую тянут по воде дельфины. Она находится в середине, а ее окружают морские существа. Повсюду амуры, намеревающиеся пустить стрелу. Фреска создает радостное настроение, поэтому прекрасно вписалась в зал пиршеств дома семьи Агостино.

«Донна Велата» (1516)

Рафаэль был на пике своего творчества, когда написал портрет «Донна Велата» или «Дама с вуалью». Ему было всего 32 года.

Маргарита Лути, обычная девушка, дочь булочника изображена художником с огромным трепетом и любовью, так как именно она была его смыслом жизни. Рафаэль был так влюблён в девушку, что предложил её отцу огромный денежный выкуп — более 3 000 дукатов. Форнарина, так звал свою жену Рафаэль, что означает «булочка». Супруги были счастливы. А через 6 лет Рафаэль скоропостижно скончался. Маргарита не приняла огромное наследство мужа и ушла в монастырь, где слыла до конца своих дней его вдовой.

Маргарита на портрете изображена в одежде нежно-бежевых и розовых тонов, голова, как у замужней дамы под покрывалом. Влюблённый Санти передал красоту и спокойный характер своей жены в утончённой изящной позе. Лицо Маргариты нежное, как персик, глаза — прекрасные, огромные, святятся счастьем. Красивая шея и причёска украшена драгоценностями. На портрете Маргарита изображена как изысканная драгоценность, и восхищение мастера своей моделью передаётся зрителю.

Кстати, о самых красивых глазах в мире и их владельцах мы написали в нашей статье на most-beauty.ru.

2

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

Рафаэль – имя великого художника

В отличие от многих известных художников, Рафаэль прожил счастливую жизнь. Судьба была благосклонна к этому человеку, названному в честь одного из ангелов (“Рафаэль” – это итальянская интерпретация имени “Рафаил”). Мастер много и плодотворно работал, при жизни получил признание народа. Великий художник появился на свет в 1483 году. Повзрослевший Рафаэль Санти стал помощником своего отца, что считал рождение сына настоящим подарком. Санти-старший занимался росписью алтарей и, я не сомневаюсь, с ранних лет прививал мальчику любовь к живописи.

Несмотря на то, что фамилия Санти достаточно известна, о Рафаэле часто говорят, используя одно его имя. Достаточно произнести лишь его, чтобы стало понятно, о ком идёт речь. Как вы понимаете, таких мастеров совсем немного.

Рафаэль Санти «Автопортрет», 1506 годМестонахождение картины: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

О Рафаэле можно встретить немало домыслов и выдумок – его личность привлекала к себе внимание во все времена. Не стоит стараться приравнять его образ к некоему среднестатистическому портрету художника

Он не предавался удовольствиям и не тратил денег без раздумья, напротив, большую часть жизни Рафаэль был едва ли не затворником, что посвящал свои мысли любимому делу и размышлениям на религиозные темы. Впрочем, они у него нередко приобретали уникальную философскую “окраску”.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоёвана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но ещё и возлюбленная художника. История не сохранила даже её настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражён красотой девушки, заплатил её отцу 3 тыс. золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.


Рафаэль Санти. (Wikimedia Commons)

Но вернёмся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине 18-го века её не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увёз её в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было непринципиально — купить это полотно или другое. Главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

При появлении «Сикстинской Мадонны» в Дрездене Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Прошло ещё полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Её копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли эти работы и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращён вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Безграничный талант

Когда речь заходит о Рафаэле, мы чаще всего вспоминаем его удивительные картины. фрески, реже – архитектурные творения. Однако далеко не всем известно, что знаменитый живописец эпохи Возрождения был ещё и поэтом. Натура чувствительная и тонко воспринимающая мир, он часто писал стихи. Нередко произведения эти были посвящены любви, безответным чувствам, которые, вероятно, в ту пору испытывал художник. Вот фрагмент сонета Рафаэля в переводе А.Махова:

К сожалению, жизнь бесконечно талантливого человек, истинного гения Ренессанса, оказалась совсем недолгой. В апреле 1520 года Рафаэль скоропостижно умер. Ему было всего 37 лет.

Как отмечал Джорджо Вазари, причиной смерти стало «времяпрепровождение ещё более распутное, чем обычно». Однако современные исследователи выявили, что смерть вызвало серьёзное респираторное заболевание и врачебная ошибка, допущенная при лечении живописца. Доктора решили снизить температуру кровопусканием, не зная, что в отдельных случаях это может привести к летальному исходу. Увы, так и случилось.

Рано ушедший из жизни Рафаэль похоронен в римском Пантеоне, и спустя века люди приходят поклониться праху великого художника / magisteria.ru

Перед своей смертью живописец пожелал, чтобы на накопленные им средства «был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружён алтарь со статуей Мадонны, под которой он выбрал место для погребения и упокоения». Его последнее желание было исполнено. Даже прощаясь с жизнью, Рафаэль оставался великим мастером, который видел смысл лишь в одном – великом и прекрасном Искусстве. Он был одним из немногих, кто мог «оживлять» краски и линии, создавая поистине непревзойдённые творения.

На обложке: Фрагмент картины Рафаэля Санти «Автопортрет», между 1504 и 1506 годами. Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Как Рафаэль получил свое имя?

Всемирно признанный гений эпохи Высокого Возрождения, прославленный автор «Сикстинской Мадонны» и множества других знаменитых полотен Рафаэль Санти появился на свет 6 апреля 1483 года. Это была Страстная Пятница, день распятия Иисуса Христа. Для его отца Джованни Санти, который и сам был даровитым художником, работавшим при дворе местного герцога (он расписывал алтарное пространство в храмах своего родного города Урбино), появление сына стало настоящим подарком. Узнав, что родился мальчик, он был вне себя от радости, и когда его спросили, как назвать новорожденного, будто бы воскликнул: «Конечно же, как ангела, — Рафаилом!» В итальянском варианте получилось — Рафаэль.

Автопортрет, Рафаэль Санти

Случай с Рафаэлем — один из редчайших, исключительных, когда в истории закрепилось только имя мастера. Микеланджело (Буонарро́ти), Данте, Рафаэль — вот, кажется, и все. Это свидетельствует об особом, трепетном отношении итальянцев к этим великим сынам своего народа, когда достаточно одного только имени — и сразу понятно, о ком речь.

Ребенком Рафаэль рос в самом деле «ангельским»: у него были огромные задумчивые глаза, светлые волосы, по натуре он был мальчик тихий и кроткий, склонный к одиночеству и размышлению. Способствовало этому еще и то, что Рафаэль рано потерял родителей. Его мама умерла, когда мальчику было всего восемь лет, а в одиннадцать он лишился и отца.

Таким он, собственно говоря, и остался, даже когда повзрослел. Впоследствии о Рафаэле много чего насочиняли, будто бы он вел разгульную жизнь, не отказывал себе в самых разных удовольствиях… А в действительности вел он почти затворнический образ жизни и искренне веровал в Бога. Может, он не был таким уж оригинальным религиозным мыслителем, но был настоящим добрым католиком. Умрет Рафаэль, кстати сказать, тоже в один из дней Страстной недели, предварительно исповедавшись и причастившись.

😎😎😎 Anonymous message to vladimir putin

(открыть картинку)

Справка: Anonymous – это децентрализованная группа хакеров

Anonymous требуют, чтобы рutin немедленно ушел в отставку, и заявляют, что подготовили для российского президента «специальную операцию». Anonymous закрыли более 300 российских правительственных сайтов, государственных СМИ, причем большинство из них в настоящее время отключены. «Сейчас мы публикуем тысячи документов Центробанка РФ, всевозможные транзакции, указы, доклады. Люди узнают, что на самом деле представляет из себя экономика рф. Мы — в твоем дворце, мы — там где ты ешь, мы — за твоим столом, мы — там, где ты спишь. Декларации, корреспонденция, торговые соглашения, которые ты подписывал с другими странами, секреты твоих олигархов. Твои конфиденциальные видео и программы, которые ты используешь. Мы — за невинных людей. Мы не допустим войну, эксплуатацию и несправедливость. Мы — Anonymous. Нас — легион». Также Anonymous взломала сайт Минобороны россии и опубликовала базу данных его сотрудников. (смотри на youtu.be)

🔴 🔴 🔴 Украинофобам и путиноидам в этом сайте не место

Как вы можете призывать к антитерористической коалиции, если вы подстегиваете терроризм прямо под вашими дверьми? Как вы можете говорить о мире, легитимности, если ваша политика состоит в развязывании войны за счет марионеточных правительств? Как вы можете говорить о свободе народов, если вы наказываете соседа за его выбор? Как вы можете требовать уважения к себе, если вы никого не уважаете и вероломно искажаете ИСТОРИЮ? Варварские методы путина превзошли Третий Рейх Гитлера. Кровавый маньяк-палач путин с шизоаффективным расстройством, который уничтожает украинцев, призвал их «не допустить возрождения нацизма»… Варварская война россии против Украины еще раз подтвердила научные выводы академика Грушевского: украинцы автохтоны на своей земле и братьями с россиянами никогда не были. Война также напомнила, что предки рашистов на украинских землях всегда были чужаками, а их ордынские полчища – преступниками и мародерами. Орки-фашисты, как говорят в Одессе, слушайте сюда: Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери. Духа нет у вас быть свободными — нам не стать с вами даже сводными.

Символы и образы «Сикстинской Мадонны» – описание картины

Своё название «Сикстинская Мадонна» получила из-за предназначения. Холст был написан для алтаря Святого Папы Римского Сикста Второго, что жил в III веке и прошёл путь великомученика. Именно он и изображён на полотне в левой части картины. Папа указывает рукой на крест, что символизирует страдания, что пришлось пройти этому человеку.

Папа Римский, фрагмент картины «Сикстинская мадонна»

В правой части холста можно увидеть изображение Святой Варвары, что почиталась как покровительница Пьяченцы.

Очень символично расположение Мадонны и маленького Иисуса у неё на руках. Они словно бы вписываются в “мученический треугольник”, что сулит тяготы и муки в дальнейшей жизни. Глядя на лицо Богородицы, понимаешь, что в её глазах – ясное видение будущего, грусть, смешивающаяся с нежностью.

Святая Варвара, фрагмент картины «Сикстинаская мадонна»

Не менее загадочной деталью картины является зелёное покрывало, что видно в левой верхней части. Как предполагают исследователи, оно может быть отсылкой к словам из Евангелия, где говорится о завесе, что “раздралась надвое, сверху донизу”, когда Христос умер на кресте. Эта завеса символизирует вход в Царство небесное.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля – картина, полная скрытых символов, образов и тайн. Без преувеличения её можно назвать одним из величайших шедевров, что создало человечество за время своего существования. Как ни странно, но долгое время полотно оставалось в Пьяченце, скрытое от взоров публики.

Фрагмент картины «Сикстинская мадонна»

Лишь в XVIII веке было получено разрешение вывезти её в Дрезден, чтобы продемонстрировать широкой аудитории. Именно так начинается путь славы «Сикстинской Мадонны». Сегодня её популярность не ослабевает, а все желающие увидеть работу Рафаэля отправляются в Галерею старых мастеров Дрездена, где и находится полотно.

☢️ ☢️ ☢️ НЕТ ЯДЕРНОЙ КАТАСТРОФЕ

(отрыть картинку) Всем государствам-членам ООН участникам Договора о нераспространении ядерного оружия: «Мы, граждане со всего мира, шокированы вероятностью ядерной катастрофы в Украине и призываем вас использовать возможности обзорной Конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия, чтобы призвать к запрету любых боевых действий вблизи всех ядерных реакторов, к их демилитаризации и созданию «зон безопасности» радиусом не менее 30 км. Мы также призываем вас потребовать от России немедленного предоставления доступа независимым инспекторам Международного агентства по атомной энергии к Запорожской АЭС в Украине.» Запретите любое вооруженное нападение на атомные электростанции. Добавьте свой голос. Когда петиция приобретет массовый характер, мы передадим наш призыв непосредственно участникам переговоров в Нью-Йорке. ПЕТИЦИЯ

Рафаэль

Рафаэль Санти — всемирно известный и безумно талантливый художник. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Будучи совсем молодым художником, он уже имел множество богатых клиентов, готовых заплатить большую цену за его творчество. Главным наставником художника был его отец, который был ему опорой и поддержкой, а так же дал сыну большое количество уроков живописи. Небольшую часть своей жизни Рафаэль прожил во Флоренции, где у него было множество возможностей для совершенствования своего мастерства. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний, изучая картины этих знаменитых живописцев.

Излюбленной темой в картинах Рафаэля были Мадонны. Его руке принадлежит около полутора десятков изображений Мадонн, самой знаменитой из которых является «Сикстинская Мадонна», которая более двухсот лет хранится в Дрездене. Размер данного полотна составляет 265*196 см. Эта огромная картина стала нововведением в эпохе Высокого Возрождения, так как она была написана не на дереве, как обычно, а на холсте.

Великое произведение

У многих из нас имя Рафаэля Санти неизменно связано с его самым известным произведением – «Сикстинской Мадонной». Оно появилось в тот самый Римский период, который стал порой расцвета творчества мастера. Огромное по размерам полотно (его длина достигает почти 3 метров, ширина – почти 2 метров) Рафаэль создал для алтаря церкви Святого Сикста Второго в Пьяченце.

Искусствоведы неслучайно считают «Сикстинскую Мадонну» вершиной творчества Рафаэля. Именно здесь проявилось завершённое становление индивидуального стиля автора, его подход к принципам изображения и особенная подача образа Богоматери. В своих ранних «Мадоннах» Рафаэль чаще всего изображал миловидных девушек на нейтральном фоне.

Здесь же он отошёл от принципов, которых придерживался на начальном этапе творчества. Более того, в этом полотне заметны отсылки и к типичным для Средневековья изображениям фронтального типа, и к старинным византийским иконам, где немалую роль играло обрамление полотна. Вот только в интерпретации Рафаэля всё это выглядит совершенно по-новому.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», 1513—1514 годаМестонахождение: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Интересно, что в случае с «Сикстинской Мадонной» мы даже можем узнать, кто стал прототипом для образов, изображённых Рафаэлем. Не знаю, правда или нет, но в XVIII веке ходило мнение, будто в качестве модели для Мадонны Рафаэлю позировала Маргарита Лути, которую живописец называл Форнариной (в переводе – «дочь пекаря»).

Очаровательная семнадцатилетняя девушка действительно выросла в семье пекаря, причём художник был влюблён в неё и, вероятно, чувства его оказались взаимными. Интересно, могла ли тогда, во время работы мастера над картиной, юная Форнарина предполагать, что спустя много веков её изображением будут любоваться люди из разных уголков мира? Разумеется, нет.

А вот в Святом Сиксте, которого также можно увидеть в «Сикстинской Мадонне», легко узнать папу Юлия Второго. Даже современники живописца отмечали, что папа необыкновенно похож на себя и вполне гармонично смотрится в таком образе. Кстати, в образе Святой Варвары Рафаэль запечатлел черты племянницы Юлия Джулии Орсини.

На первый взгляд «Сикстинская Мадонна» кажется простым в плане композиции изображением. Однако в ней имеется такое обилие символов и «говорящих» деталей, что само произведение по праву считается одним из самых ярких шедевров западноевропейской живописи. После того как полотно было перенесено из монастыря, для которого оно было создано, в мирскую картинную галерею, в обществе началось немало споров о том, насколько это целесообразно.

В конце концов стороны дискуссии сошлись на том, что изображение святых покровителей может находиться и в мирских местах. В таком случае оно способно воздействовать на гораздо большее число людей. По сути, именно это влияние и очищение души являются важными задачами как у искусства, так и у религии.

Вероятно, для «Сикстинской мадонны» художнику позировала Маргарита Лути (Форнарина)Рафаэль Санти «Портрет молодой женщины» (Форнарина), около 1520 годаМестонахождение: Национальная галерея античного искусства, Рим, Италия

Бессмертные работы

Не менее выдающейся стала роспись Папского дворца в Ватикане, о котором уже было сказано. Пожалуй, это была самая долгая из работ Рафаэля. А знаете ли вы, что обзавестись подобными изображениями пожелала сама российская императрица Екатерина Вторая?

В 1783 году она дала заказ известному архитектору Джакомо Кваренги создать галерею с копиями рафаэлевских фресок, многие из которых повторяли те, которыми был украшен дворец в Ватикане. Копии создавались в Риме, после чего в свёрнутых холстах доставлялись в Санкт-Петербург. Во время возведения здания Нового Эрмитажа они были сохранены и дополнили внутреннее убранство. Как видите, Рафаэль и в прошлые века не переставал быть популярнейшим живописцем – даже через пару столетий после своей смерти.

Копии фресок великого живописца – Лоджии Рафаэля Эрмитаже / Иван Иванов / rasfokus.ru

Описание картины Рафаэля Санти «Форнарина»

Слово «Форнарина» в переводе означает «булочница», и им возлюбленная Рафаэля была обязана профессии своего отца. Существуют две версии легенды о ней. Первая гласит, что Рафаэль встретил её в Риме и влюбился без памяти. Выкупив девушку за 3000 золотых у её отца, он поселил её в специально купленной для неё вилле, и, каждый раз, когда бывал в Риме, посещал её.

Однако, Форнарина не отличалась верностью и часто заглядывалась на учеников художника и его заказчиков, что, впрочем, не помешало её оставаться его музой на протяжении двенадцати лет, до самой его смерти (злые языки утверждают, что умер Рафаэль как раз в её постели). После этого, получив наследство, она вела распутный образ жизни, но в старости покаялась и ушла в монастырь, где в бумагах указано её настоящее имя, а сама она указала себя, как вдову Рафаэля.

Вторая же версия гласит, что все, сказанное в первой, неправда, что Форнарина была практически святой, и что всю жизнь хранила Рафаэлю верность, а сама любовь их была нежной и чистой, не омраченной ничем.

Точно сказать, как все было на самом деле, нельзя.

Даже «Форнарина» не может ничего прояснить. На ней девушка изображена сидящей под миртовым деревом. Она обнажена, но стеснительно и аккуратно прикрывается тонкой прозрачной тканью, что может быть как указанием на её характер, так и иронией художника над её образом жизни. На левом предплечье у неё широкий браслет с его именем, волосы убраны в сложную прическу.

Смотрит она чуть в сторону, лукаво улыбаясь, и в этом выражении лица чувствуется столько нежности, столько филигранной точности передачи, что сомнений в том, что уж Рафаэль-то её любил, не остается. Тело её чуть желтоватого оттенка, словно она освещена свечой или масляной лампой.

Воспевая её, Рафаэль воспевает и любовь в целом, её красоту и чистоту, которые не зависят от того, кто стал объектом любви.

⚠️ 🔴 FOR YOUR INFORMATION! Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест путина

(Открыть картинку)
С 17.03.2023 г. российский президент имеет официальный статус подозреваемого в совершении международного преступления — незаконная депортация и перемещение украинских детей. Международный уголовный суд выдал ордера на арест президента рф путина и автора прав ребенка рф Львовой-Беловой. Это значит, что за пределами россии путина надо арестовать и привлечь к суду. И мировые лидеры три раза подумают, прежде чем пожать ему руку или сесть с ним за стол переговоров. Мир получил сигнал, что российский режим — преступник и его руководство и союзники будут привлечены к ответственности. Это историческое решение для Украины и всей системы международного права. Львова-Белова призналась, что украла гражданина Украины, украинского ребенка и насильно его усыновила. Правонарушение доказывает статья 146 УК Украины «Незаконное лишение свободы или похищение человека». В стране-агрессоре россии и на территории оккупированного Крыма действует сеть лагерей для «идеологического перевоспитания» и усыновления украинских детей, похищенных оккупантами. Там находятся дети в возрасте от 4 месяцев до 17 лет.. россия с начала полномасштабного вторжения в Украину могла депортировать до 700 тысяч украинских детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Black Lounge
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: