История появления стихотворения «Сожженное письмо»
Александр Сергеевич Пушкин находился в южной ссылке в Одессе. Там он работал в канцелярии графа Воронцова. И именно там у него произошел роман, вот только с женой этого самого графа. Как ни странно, мужчина спокойно отнесся к любовному влечению жены, хотя та и не скрывала измены. Но когда об этом узнали все остальные, по городу «поползли» слухи. Графу стало неприятно из-за них, поэтому он при помощи связей отправил Пушкина подальше от Одессы.
Прощание с возлюбленной было очень тяжело для Пушкина. Женщина подарила ему на память перстень (который будет упомянут в «Сожженном письме»). Поэт очень дорожил этим подарком, ведь искренне любил Елизавету (жену графа Воронцова).
Но при чем же здесь сожженное письмо? Дело в том, что Пушкин еще долгое время общался с Елизаветой при помощи писем. Главным условием женщины было то, чтобы Александр Сергеевич сжигал прочитанное письмо от нее. Поэту было тяжело, ведь эти письма были для него очень ценны, но желание дамы — закон. Поэтому абсолютно каждое письмо было отправлено в камин. Этому-то поэт и посвятил стихотворение «Сожженное письмо».
Анализ стихотворения Сожженное письмо Пушкина
Данное стихотворение наряду с еще тремя многие пушкиноведы объединяют общностью тем и образов. Связано все это с тем, что посвящены эти стихи Е.Воронцовой – возлюбленной поэта, связь с которой официально до сих пор не доказана. Находясь в Одессе поэт познакомился с графиней, которая была замужней женщиной. Она ответила взаимностью, и не стала скрывать от супруга своей новой привязанности. Муж же, дабы прикрыть громогласные рты, постарался в максимально короткие сроки отправить любовника жена обратно в столицу. На память Воронцова подарила Пушкину перстень, пара от которого осталась у неё. Именно этими перстнями влюбленные еще долгое время скрепляли письма, которыми то и дело обменивались. Однако у графини было условие переписки, Александр Сергеевич должен был непременно сжигать её послания, чтобы не было шанса уличить её в неверности.
Данное стихотворение написано в 1825 году, в это время поэт находился в ссылке в Михайловском. Письма графини были единственным глотком свежего воздуха для него, ощущением такой далекой свободы. Они были необходимы ему, находящемуся в заключении, для того чтобы не забыть вкус жизни.
В тексте произведения перед нами предстает лирический герой страстно страдающий, по поводу того, что нужно уничтожить то единственное, что связывает его с возлюбленной. Его переживания переданы за счет использования риторических восклицаний, междометий и градации. Для него единственной радостью являются строки выведенные рукой возлюбленной. Он мечется, он борется с самим собой, но все же подчиняется воле любимой женщины. К письму он обращается, как к живому человеку, так дорого ему его содержание.
Лирический герой, даже бросив письмо в огонь, молится о его спасении, но нет, все кончено. Уже не будет возможности вновь и вновь перечитать написанное, тем самым приблизив себя к такой далекой даме сердца. Он даже в пепле находит прелесть, судьба его настолько несчастна, что он готов хранить именно этот пепел, как напоминание о тех чувствах, которые к нему испытывают.
Замечательный образец любовной лирики – вот чем является данное произведение, коих много в творчестве великого поэта. Необходимость в любви обусловлена, для того, кто связывает себя с поэтическим поприщем. Рядом с творцом должна быть муза, возлюбленная, для кого будет возможность творить. Именно этой музой и была для него Воронцова, чувства к которой, помогли ему на протяжении пяти лет создавать прекрасные любовные произведения.
Композиция, жанр, структура
Композиция стихотворения отличается простотой и последовательностью. Оно состоит из трех частей:
- В первой приводится монолог лирического героя, страдающего оттого, что ему приходится уничтожить дорогое для него любовное послание.
- Вторая описывает то, как он сжигает письмо. Герой смотрит, как обгоревшая бумага превращается в пепел и улетает в дыму, плавится сургуч с отпечатком знакомого перстня. Это доставляет ему сильнейшую душевную боль.
- В третьей герой стихотворения говорит о том, что пепел останется бессмертным и всегда будет храниться на его груди.
По жанру «Сожженное письмо» относится к любовной лирике, но в нем есть черты элегии, послания (обращение «Прощай, письмо любви!»), романса. Текст написан пятистопным ямбом с использованием мужской рифмы. Этот прием позволяет ярко выразить страдания героя.
Последние строки стихотворения нерифмованные, что отражает состояние поэта: от горя у него опускаются руки. Темп текста достаточно быстрый, в нем видна буря чувств: сожаление, горечь, попытка смириться с обстоятельствами. В ритме стихов видны метания героя: он то успокаивается, то опять погружается в пучину горя, то принимает решение, то сомневается в его правильности.
В стихотворении используется множество восклицательных знаков и многоточий, которые создают дополнительный ритм: сильные чувства чередуются с периодами молчания. В своем произведении автор использует многочисленные средства выразительности:
- метафоры — «пламя жадное», «пепел милый», «перстень верный»;
- эпитеты — «заветные», «легкий»;
- инверсию — «как долго медлил я»;
- олицетворения — «предать огню все радости», «перстня верного утратя впечатленье» (о сургуче).
https://youtube.com/watch?v=QhWzzrPHaQg
Сочинение: Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо»
Название: Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо» Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: сочинение Добавлен 07:43:40 09 февраля 2008 Похожие работы Просмотров: 19497 Комментариев: 5 Оценило: 18 человек Средний балл: 3.7 Оценка: 4 Скачать
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».
В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин — прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.
Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».
Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».
Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».
Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.
Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.
В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая — три двустишия. Первая часть — монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть — монолог, обещающий сожженному письму — пеплу — бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия «смерть» и «бессмертие».
В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.
Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:
Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».
В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.
В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».
Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.
Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» — это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.
Тема произведения
Стихотворение построено необычным образом. В нем поэт обращается к письму, но читатель понимает, что его главная идея — сожаление об ушедшей любви. Герой с горечью говорит о том, что не может пойти против воли своей возлюбленной, поэтому вынужден сжигать ее послания. Он предает огню дорогое ему письмо и видит, как горящая бумага осыпается пеплом.
Настроение героя меняется в течение произведения: то он мечется, страдая от горя и душевных ран, то смиряется с обстоятельствами и пытается заглушить, «сжечь» свои чувства. Он колеблется в бессилии, его слова проникнуты болью и горечью, но он твердо намерен выполнить волю своей любимой.
Поэт страстно желает оставить хотя бы какую-то память об ушедшем счастье, но не может нарушить данное им обещание. Он тоскует о том, что не сможет больше читать и перечитывать нежные строки, но уничтожает последнюю нить, связывающую его с возлюбленной.
Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо»
Стихотворение целиком и полностью описывает состояние Александра Сергеевича во время сжигания очередного письма. Для него каждое слово любимой — источник жизни, поэтому сжигать такие ценные бумаги ему очень тяжело. Тяжелый груз давит на сердце, но выхода нет — приходится сделать это. Самое интересное, что Пушкин отлично понимает невозможность дальнейших отношений с Елизаветой, но отказаться от ее внимания не может.
Тут же Александр Сергеевич упоминает от перстне, что был подарен женщиной в знак любви. Это еще раз доказывает, что речь идет именно о той самой любви. Елизавета пленила его сердце, лишила рассудка. Видно, что Пушкин сходит с ума от невозможности хоть что-то изменить в своей жизни. Это чувство и безгранично ранит его, причем, в самое больное место — в сердце. Александр Сергеевич не знает как ему справиться с болью, поэтому лишь смиренно сжигает одно письмо за другим. Грустно, очень грустно.
Александр Сергеевич Пушкин — настоящий гений! Так лаконично и тонко описать чувства человека — это настоящий профессионализм. В каждой строчке чувствуется любовь, неугасимая страсть и желание. Вряд ли бы хоть один другой поэт смог написать такое. Сразу видно, что создано стихотворение рукой настоящего гения, золота русской поэзии, Александра Сергеевича Пушкина.
Память о поэте
Через 9 месяцев после жаркого лета 1824 года у графини родилась дочь Софья, которая, возможно, была плодом их тайной любви. После возвращения Воронцовых в Петербург Елизавета Ксаверьевна и Пушкин продолжают встречаться. Об их отношениях можно судить лишь по косвенным намекам в стихах. Греческий профиль графини часто украшает поля его рукописей.
Поэт, несмотря на свою открытость и страстный характер, никогда никому не выдал их любовь, не опорочил имя своей возлюбленной. Он сдержал клятву и до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой. Поэт отправился с ним на дуэль с Дантесом, и этот перстень Жуковский снял с его руки после смерти.
Елизавета Ксаверьевна дожила до преклонных лет, сохраняя дорогую ее сердцу память о Пушкине. С возрастом она потеряла зрение, но ежедневно просила читать ей стихи поэта. С ними к ней возвращались воспоминания о молодости и встречах с возлюбленным.
Стихотворение «Сожженное письмо», наряду с другими произведениями, посвященными графине Воронцовой, считается одним из лучших образцов любовной лирики XIX века. Оно наполнено страстными переживаниями и глубокими чувствами, но, вместе с тем, необычайно лаконично.
История создания
В 1820 году Пушкин был сослан на юг России, в Екатеринослав. Причиной немилости властей стали несколько эпиграмм, написанных поэтом на архимандрита Фотия, Аракчеева и самого царя. За подобные сочинения Пушкину грозила ссылка в Сибирь, но за него вступились друзья, в том числе Карамзин и Чаадаев.
В Екатеринославе поэт тяжело заболел. Пушкина посетили его друзья Раевские и взяли с собой в увлекательное путешествие на юг для поправки здоровья. Они посетили Малороссию, Крым и Бессарабию, побывали в Гурзуфе, Феодосии и Бахчисарае. Яркие впечатления сделали этот период чрезвычайно плодотворным для поэта. Он написал множество стихотворений, поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», приступил к работе над «Евгением Онегиным».
Три года Пушкин прослужил в Кишиневе, а затем, в 1823, переехал в Одессу, где поступил на службу в канцелярию графа Воронцова. Новый начальник сначала отнесся к поэту по-дружески: Пушкин часто бывал в доме у Воронцовых, читал стихи и рассказы на светских приемах. Но добрые отношения закончились, когда на любовном небосклоне поэта появилась новая звезда: Пушкин увлекся женой начальника, Елизаветой Ксаверьевной.
Сначала графиня, ожидающая ребенка и тяжело переносящая беременность, вызывала сочувствие поэта. Но когда через полгода он увидел Воронцову на светском балу, то был восхищен ее красотой и любезным обхождением.
По свидетельству современников, Елизавета Ксаверьевна была не только очаровательной, но также умной и образованной женщиной. Она увлекалась литературой, ценила незаурядный талант Пушкина и любила слушать его стихи. Вскоре поэт пылко влюбился в жену своего начальника и стал добиваться ее взаимности. Графиня ответила на его чувства. Пушкин посвятил ей несколько стихотворений, в том числе «Сожженное письмо», «Прощание», «Талисман». В его рукописях сохранилось множество ее изображений.
Елизавета Ксаверьевна не считала нужным скрывать свои чувства к Пушкину, и вскоре по Одессе стали распространяться слухи о ее связи с поэтом. Граф Воронцов почувствовал, что стал объектом насмешек, и стал обращаться с Пушкиным холодно и резко. Более того, он стал писать письма ко двору и добиваться, чтобы его избавили от поэта. Оскорбленный Пушкин написал на него злую эпиграмму «Полумилорд, полукупец». В 1824 году граф добился перевода ссыльного в Москву.
Перед расставанием Елизавета Ксаверьевна заказала у ювелира два перстня с сердоликом, украшенных старинной надписью. Один из них она подарила поэту, и он поклялся не расставаться с ним. Другой перстень графиня оставила у себя. Некоторое время они переписывались, скрепляя письма их отпечатками. Поэт не хотел мириться с тем, что ему больше не придется увидеть любимую женщину, но та настаивала на прекращении их отношений. Чтобы не быть скомпрометированной, графиня поставила условие: ее письменные послания должны быть сожжены.
Вариант №3
Поэт его написал, в годы нахождения в ссылке это был, 1825 год. Оно было посвящено его тайной любви к Елизавете Воронцовой. Почему тайной, потому что она была замужней женщиной. И не могла встречаться с Пушкиным в открытой форме, поэтому и называлась их любовь запретной. Елизавета все свои письма наказывала поэту сжигать. Тем самым подтолкнула на создание этого шедевра под названием «Сожженное письмо».
Произведение «Сожженное письмо» — было написано Александром Сергеевичем о несбывшейся любви лирического героя – в образе, которого выступал сам поэт и Елизаветы Воронцовой. По словам сжечь письмо – означало избавиться от любви навсегда. В стихотворении можно увидеть, как его герой не хочет всеми силами расставаться с любовью, но, приходя в здравый смысл, понимает, что так больше продолжаться не может. И сжигает письмо, не успевает еще развеяться пепел, как он хочет всеми силами вернуть его обратно и молит об этом.
И даже в последних строчках можно увидеть страдания поэта о потерянной и не сбывшейся любви. Стихотворение отличается большим использованием эпитетов и метафор, а также различных фраз, для того чтобы чутко передать душевное состояние героя произведения. Писал его поэт при помощи шестистопного ямба, с помощью которого можно увидеть быстрое стремление расстаться с прошлыми чувствами. Рифмы подобраны смежные, что означает беспомощность и отчаяние героя перед обстоятельствами.
Заключение
Это яркое пропитанное душевной болью лирическое произведения А.С Пушкина, безусловно, относится к одному из самых незабываемых произведений о любви поэта. И некого не оставит равнодушным после прочтения.
Итирия создания, кратко по плану
«Сожженное письмо» А.Пушкин
«Сожженное письмо» Александр Пушкин
Прощай, письмо любви! прощай: она велела… Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…
Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо»
Летом 1823 года Александр Пушкин, находясь в южной ссылке, добивается перевода из Кишинева в Одессу. Он поступает на службу в канцелярию градоначальника графа Михаила Воронцова, с которым у поэта поначалу складываются вполне дружеские отношения. Пушкин вхож в дом графа, и нередко во время светских приемов развлекает многочисленных гостей своими стихами. Все меняется после того, как на одном из приемов он знакомится с супругой графа, Елизаветой Воронцовой. Находясь на последних месяцах беременности, женщина выглядит утомленно и болезненно, вызывая у поэта сочувствия. Но когда через полгода он встречает ее на традиционном губернаторском балу, то приходит в изумление, так как перед ним – не только светская львица, отличающаяся удивительной красотой, но и очень эрудированная особа, увлекающаяся, к тому же, литературой.
Роман между Пушкиным и Воронцовой вспыхивает буквально с первых минут тесного общения. Причем, супруга графа в силу своих прогрессивных взглядов даже не считает нужным скрывать этот факт от своего супруга. И вскоре по Одессе ползут слухи о том, что Воронцов стал рогоносцем, а также публичным посмешищем. Естественно, что этого достаточно либеральный граф уже стерпеть не мог, поэтому приложил все усилия, чтобы выдворить Пушкина из города. Отъезд поэта в Москву состоялся в 1824 году, и на прощание Елизавета Воронцова подарила поэту перстень с сердоликом и стариной гравировкой на камне. Точно такое же парное кольцо осталось и у нее в качестве напоминания о любви к поэту.
Пушкин знал, что вряд ли когда-нибудь ему доведется вновь увидеть свою возлюбленную и не хотел с этим мириться. В свою очередь, Елизавета Воронцова настаивала на прекращении отношений. Тем не менее, после отъезда поэта из Одессы влюбленные еще некоторое время переписывались, скрепляя свои послания перстнями-печатками. Однако каждый раз графиня ставила условие, чтобы письма, которые ее компрометируют, были сожжены поэтом.
В 1825 году, после того, как огню было предано очередное послание графини, Пушкин написал стихотворение «Сожженное письмо», в котором с горечью отметил, что не в силах нарушить волю любимой. «Как долго медлил я! Как долго не хоте рука предать огню все радости мои!», — отметил автор. Однако долг чести оказался выше чувств, поэтому проходит несколько минут колебаний, и «уж пламя жадное листы твои приемлет». Письмо, которое поэт считает бесценным, постепенно превращается в груду пепла и «перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит».
В эти минуты Пушкин испытывает настоящее отчаянье, так как письмо от графини – то немногое, что осталось от их любви. Однако еще больше поэта угнетает необходимость его собственноручно уничтожить и, тем самым, лишить себя возможности время от времени перечитывать строки, полные любви и нежности. Стоит отметить, что в это время Пушкин находится в очередной ссылке, и вынужден безвыездно жить в родовом поместье Михайловское. Поэтому письмо от Елизаветы Воронцовой является для него глотком свежего воздуха, напоминая не только о счастливых днях, которые он провел в Одессе, но и об утраченной свободе. Кроме этого, страстная и пылкая натура поэта жаждет любви, ему необходимо, чтобы рядом всегда была женщина, к которой бы он испытывал подобные чувства, выражая их в стихотворной форме.
Но единственное, что в этой ситуации остается поэту – хранить «пепел милый» на «горестной груди», уповая лишь на то, что когда-нибудь судьба предоставит ему возможность вновь увидеть ту, которая на долгие пять лет стала музой поэта, вдохновив его на создание цикла лирических любовных стихов.