Слайд 22· Во время встречи масленицы: Пришла Масленица годовая, Наша гостья дорогая! Она
пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду —
Разбирайте по блину!
Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку — соловейку,
На денечек, на недельку.
Масленица Просковея,
Приходи к нам поскорее.
А Масленица-бледноножка,
Протянись ты хоть немножко —
Хоть недельку, хоть денечек,
Хоть денечек, хоть часочек.
Ой, Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
В разгар гуляний:
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог —
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
Во время проводов масленицы:Масленца — блиноеда,
Масленца — жироеда,
Масленца — обируха,
Масленца — обмануха.
Обманула, провела,
Нам блинов не дала.
Подайте оладушка
Нам подмасленного
Да поджаренного!
А мы Масленицу провожали,
Тяжко-важко по ней вздыхали:
-Дорогая Масляна воротись,
До красного лета протянись!
Масляна, Масляна,
Куда ты идешь?
Потеряла лапочки —
Не найдешь!
Масленица-блиноеда
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила.
Сакральное значение
Для наших предков кокошник кроме бытовых функций выполнял очень важную сакральную функцию.
После замужества девушкам нельзя было показывать волосы окружающим, их заплетали в две косы и прятали под кокошником. Если женщина показывала волосы, она отнимала у своего мужа энергетическую поддержку и свою женскую силу.
Считалось, что замужняя женщина с непокрытой головой энергетически связана с потусторонними злыми силами. В славянской мифологии с распущенными волосами ходили русалки и ведьмы, представители нечистой силы.
Также кокошник символизировал энергетическое поле человека.
Символика и значения кокошников
-
Символ женственности: Кокошник был атрибутом женской красоты и очарования. Он символизировал женственность, нежность и очарование русской женщины.
-
Сохранение традиций: Кокошник являлся своеобразным шедевром русского народного искусства. Он отражал национальные традиции и глубоко укоренился в русской культуре.
-
Статус и богатство: Кокошник также был связан с высоким статусом и богатством. Более сложные и роскошные модели кокошников носили женщины из знатных семей и дарили им особый шарм и величие.
-
Связь с прошлым: Кокошник сопровождал русских женщин на протяжении веков. Он являлся своего рода связующим звеном между современностью и историей, передавая наследие и культурные ценности.
Кокошники до сих пор пользуются популярностью в России и за ее пределами как аксессуары для особых случаев и национальных праздников. Они олицетворяют красоту и гордость нашей страны.
Распространение и популярность кокошников
В начале своего существования кокошники были преимущественно простого дизайна и носились повседневно каждой женщиной. Однако с течением времени они стали развиваться и стали основным украшением для выдающихся событий и праздников, таких как свадьбы и церковные церемонии.
Популярность кокошников была наиболее высокой в XVII и XVIII веках. Они были выполнены из богатых тканей и украшены драгоценными камнями, жемчугом и золотыми нитями. Кокошники стали не только символом статуса и богатства, но и прекрасным образцом русского ремесла и искусства.
Однако со временем интерес к кокошникам начал угасать. В XIX веке мода на западные стили одежды продолжала влиять на русскую моду, а кокошники стали ассоциироваться только с историческими реконструкциями и сценическим искусством.
Тем не менее, в XXI веке кокошники снова привлекли внимание дизайнеров и модных коллекций. Многие российские и зарубежные модельеры включили кокошники в свои коллекции, создавая современные интерпретации этой традиционной уборы
Кокошники стали не только модным аксессуаром, но и символом национальной идентичности. Они продолжают распространяться и вдохновлять дизайнеров и художников, сохраняя свою уникальность и загадочность в современном мире.
Разновидности кокошников
Однорогий кокошник
К очелью крепилась сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, полностью закрывающая лоб до самых бровей.
Были распространены в центральных губерниях Европейской России – Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, – а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.
Двурогий кокошник
Высокое твердое очелье имело форму треугольника, или полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы кокошника опускались к плечам.
Конусообразный кокошник
Вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.
Кокошник в виде небольшой круглой шапки
Верх делался плоским, а очелье – высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сеткой из нитей, расшитой жемчугом или же бисером.
Сверху на кокошник надевали платок, который закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.
Однодворческий кокошник
Получил своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний.
Не имел пришивных лопастей, позатыльника и спускающихся нитей; изготавливался обычно из позумента. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.
Вокруг кокошника, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.
Формы кокошников: 1 – каргопольского типа; 2 – однорогий костромско-ярославского типа; 3 – однорогий владимирско-ярославского типа; 4 – псковского типа с шишками; 5 – новгородская «кика»; 6,8 – «моршень»; 7 – московская «кичка»; 9 – «шеломок»https://bigenc.ru/ethnology/text/2079577
Кокошник в виде шапки с плоским верхом
Имел выступ над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.
Двухгребенчатый или седлообразный кокошник
С высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем.
Надевался обычно с узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником – прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы.
Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
Кокошник в современном мире
В наше время тоже можно встретить кокошник, но, конечно же, он естественным образом претерпел изменения. Современный кокошник уже не несет в себе какой-то сакральный или символичный смысл, поэтому необходимость в полном покрытии головы отпала.
Сейчас это больше своеобразный ободок, который используют модные дизайнеры в своих коллекциях на показах мод. Например, немецкий модельер Карл Лагерфельд использовал их в своей модной коллекции.
https://thecity.m24.ru/articles/1446https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56795/
Люди, следящие за модными тенденциями, применяют ободки-кокошники в качестве дополнительного аксессуара в своем образе.
Незаменимым является кокошник сегодня и в выступлениях хоровых и танцевальных ансамблей, где он используется как часть сценического костюма.
https://www.culture.ru/events/1508691/malyshnik-skazki-snegurochki
В современной культуре кокошник является частью новогоднего костюма снегурочки и в большей степени связан с ее образом.
Загадочное происхождение кокошников
Существует несколько различных теорий о происхождении кокошников. Одна из них связывает возникновение этого головного убора с древнерусскими обрядами и ритуалами. По некоторым исследованиям, кокошники могли быть использованы женщинами во время свадебных церемоний и празднеств. Они могли символизировать богатство и благополучие, а также служить защитой от злых духов.
Другая теория утверждает, что кокошники появились под влиянием византийской культуры и моды. Византийские женщины также носили подобные головные украшения, которые состояли из драгоценных камней и украшений. С течением времени, эти украшения стали влиять на русскую моду и превратились в традиционный русский аксессуар — кокошник.
Также существуют предположения о влиянии тюркских народов на появление кокошников. Такие украшения были популярны в культурах тюркского мира, и возможно, они были приняты и адаптированы русскими женщинами.
Все эти теории имеют свое основание, но до сих пор происхождение кокошников остается загадкой
Можно только сказать, что они являются важной частью русской культуры и традиции, и до сих пор они продолжают восхищать и вдохновлять мастеров и модельеров
Кокошник — символ русской культуры | Кокошники носились во время свадебных церемоний | Кокошники были влиянием византийской моды | Кокошники возможно были приняты от тюркских культур |
Слайд 15Масленица в произведениях русской классики «Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.» Лермонтов М.Ю. «Песня про… купца Калашникова»«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи.» И.Шмелёв «Лето Господне»
«…Сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы — тысячелетний блин, внук Дажбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогреваюшее солнце, блин полит растопленным маслом, — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.»
Куприн А.И. «Юнкера»«Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины ; У них на масленице жирной Водились русские блины…» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Слайд 23 Не только в России Согласно чешским традициям
«масленичный» период в стране начинается с праздника Трех королей (6 января). Каждый город отмечает Масленицу по-своему, проводя неповторимый карнавал в произвольно выбранный термин. В город Либерец Масленица придет в виде костюмированного шествия от дворца «Дунай» по направлению к местному зоопарку. Развлекательная программа предлагается на главной площади города. На Жижковской площади города пройдет традиционный карнавал, конкурс на лучшую детскую маску и совместное употребление грога. В городе Вимпрек шествие масок под предводительством гармониста. празднование Масленицы продолжится до полной и безоговорочной победы над злыми силами.
Масленица в Чехии
Появление кокошника
Несмотря на то, что в обиходе кокошник прекрасно ассимилировался и стал повсеместным явлением, история его возникновения до сих пор неоднозначна. Даже происхождение слова «кокошник» («кокош» – «петух» или «курица») оставляет за собой вопросы, так, как первое упоминание о нем датировано лишь XVII веком.
Тем не менее, стоит упомянуть, что описания головного убора, похожего на кокошник, ученые-историки смогли обнаружить еще в новгородских летописях десятого столетия.
История русского кокошника насчитывает несколько версий его появления. Самой основной и популярной является, так называемый «византийский» вариант. Когда между Русью и Византией была налажена торговля, дочери русских князей переняли у визайнтиских модниц их высокие и необычные головных уборы. И неудивительно, что эта трактовка является наиболее правдоподобной и первостепенной. Ведь гречанки еще со времен античности носили на своих прическах диадемы, закрепленные при помощи шелковых лент. А активное развитие торговых отношений между двумя странами могло познакомить русских красавиц с пленительным стилем зарубежных девушек.
Второй версией происхождения кокошника является «монгольская», суть, которой заключается в том, что монгольские женщины носили похожий головной убор. Тем не менее, несмотря на то, от куда к древним славянам пришел такой предмет одежды, главное, что он органично вписался в уклад русского костюма.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Кокошники: таинственные головные уборы с тайным языком
Тайный язык, используемый с помощью кокошников, известен как «люсюблюсю шосоусу косонтасактысы». Этот язык является секретным и понятен только тем, кто знаком с его правилами и смыслом зашифрованных сообщений. Традиционно, только женщины могут использовать этот язык и передавать тайные послания.
Происхождение тайного языка «люсюблюсю шосоусу косонтасактысы» остается загадкой. Считается, что он был разработан женщинами для обмена информацией и организации сопротивления или защиты в трудных временах. Шифры и символы, используемые в этом языке, включают различные элементы кокошника, такие как цвета, фигуры и узоры, которые передают определенные значения и указания.
Некоторые исследователи утверждают, что тайный язык «люсюблюсю шосоусу косонтасактысы» совершенно непроницаем для тех, кто не знает его правил и ключей. Это добавляет таинственности головным уборам и делает их еще более уникальными.
Кокошники со своим таинственным языком становятся не только модным аксессуаром, но и способом выражения индивидуальности и символом культурного наследия. Их уникальность заключается в том, что они объединяют в себе искусство, символику и тайный язык.
Таким образом, кокошники не только являются прекрасным головным убором, но и олицетворяют сложную систему символов и шифров, которые помогали женщинам общаться на тайном языке
Эти загадочные украшения до сих пор привлекают внимание исследователей и ценителей русской культуры, их таинственность и уникальность остаются великой загадкой, которую еще предстоит полностью раскрыть
Что такое кокошник
Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.
Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.
Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.
Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.
В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.
Богато украшенный кокошник.
В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.
Происхождение и история
Точное происхождение и время возникновения русского народного кокошника неизвестны. По некоторым сведениям он пришел к нам из Византии. Его прообразом служили диадемы, которые закрепляли сзади лентами.
На Руси с древних времен существовала традиция девушкам покрывать голову. Под головными уборами скрывали волосы, чтобы уберечь свою семью от несчастий и бед, так как женские волосы по древним поверьям привлекали злые силы. Девушки носили венцы и заплетали волосы в косу, а у замужних женщин были кокошники.
Постепенно кокошник стал не только оберегом, но и признаком статуса и достатка семьи. Также по головному убору можно было понять возраст его владелицы, и из какой она местности.
Таким образом, кокошник исполнял функцию социальной коммуникации – увидев девушку в кокошнике, люди сразу узнавали про нее основную информацию, не задавая лишних вопросов.
https://writervall.ru/etimologiya-slova-kokoshnik/
Кокошники можно было встретить на ярмарках или сделать на заказ, изготавливали их мастерицы. И поскольку такой головной убор стоил дорого, он был семейной ценностью – его бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Изначально кокошники носили представительницы всех сословий – от простолюдинок до цариц, но во времена правления Петра I и в результате его реформ этот головной убор остался лишь у представительниц крестьянства, купечества и мещанства.
Слайд 4Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры,
сохранившийся и после принятия христианства. Она была воспринята христианской церковью как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Сырная седмица имеет ряд особенностей, сближающих ее с Великим постом: запрещается вкушение мяса, служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу. В традиционном быту Масленица-это проводы зимы, встреча весны. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).
История
Точная дата появления кокошников не известна, но к X веку уже существовали женские головные уборы, напоминающие кокошники. В документах, датированных XVII веком, слово «кокошник» фигурирует впервые. Изначально кокошники носили женщины разных социальных слоев. Позже, после проведения реформ Петром I, кокошник носили женщины купеческого, мещанского и крестьянского сословий. Изготовлением кокошников занимались мастерицы-кокошницы. До замужества девушкам также полагалось носить головные уборы, которые назывались венцами. Со временем под кокошником стали подразумевать достаточно разнообразные головные уборы, и ношение кокошника никак не отображало семейный статус женщины.
Есть версия, что кокошник попал на территорию Руси из Византии и прежде всего пользовался популярностью у женщин знатного происхождения. Кокошники украшали кружевами, бархатом и жемчугом. Согласно другой версии, кокошники стали популярны после монгольского нашествия и возможно были популярны у монголок.
Считается, что кокошник пришел на смену кики и стал поздним типом головного убора. Кокошники были распространены в Восточных, Северных и Центральных губерниях Европейской России, а также Сибири.
Кокошники украшали различными орнаментами, которые выполняли функцию оберегов и символизировали плодородие и супружескую верность. Кокошники часто передавали по наследству, поэтому иногда их переделывали и подгоняли по нужному размеру, заменяли необходимые элементы. Кокошники надевали в день свадьбы, носили в праздничные дни до рождения первого ребенка.
В Егорьевском историко-художественном музее сохранился кокошник цилиндрической формы, у которого верх скошен от макушки к затылку. Изделие декорировано парчой и жемчугом. Обычные люди называли такой кокошник «шишаком». Количество шишек на кокошнике зависело от того, какой был достаток у семьи и их количество могло составлять 30 штук. Стоимость такого кокошника была примерно равна от 2 до 7 тысяч царских рублей. Такой кокошник можно было заложить или сдать в аренду на свадебное торжество, что принесло бы владельцу кокошника доход. Существовала традиция, что в момент, когда сваха надевала на новобрачную кокошник, она желала невесте стать матерью стольким детям, сколько было шишек на кокошнике.
Кокошник был популярен у светских дам с XIX века и до 1930-х годов.
Поверх кокошников могли носить шерстяные или шелковые платки. Платки складывали по диагонали и закалывали под подбородком. Такие платки назывались убрус.
Кокошники не могли носить круглый год в связи с холодным климатом, поэтому зимой женщины носили столбунцы.